Свойства и сущность Всевышнего Аллаха неповторимы, изначальны и вечны. Он свободен от всех недостатков, присущих Его творениям. Свойств этих 14 (четырнадцать). Шесть свойств относятся к проявлению Его сущности – Сыфату-з-Затиййа. Восемь свойств – к проявлениям доказательств – Сыфату-с-Субутиййа.
Сыфату-з-Затиййа:
1. Вуджуд – Необходимость Его вечного существования (Ваджибу-льВуджуд).
2. Кыдам – Предвечность. Его существованию не было начала.
3. Бакаа – Вечность. Существованию Всевышнего Аллаха нет ни начала, ни конца.
4. Вахданиййат – Единственность. Нет подобия ни Его свойствам, ни Его сущности.
5. Мухаляфатун лиль-хавадис – Неподражаемость. Его свойства и сущность не похожи на свойства и сущность Его творений.
6. Кыям би-нафсихи – Постоянство. Существование Его не зависит от Его творений. Он был, когда ничего не было и будет вечно.
Сыфату-с-Субутиййа:
1. Хаят – Жизнь. Он живой! Его изначальная и вечная жизнь не похожа на жизнь Его творений.
2. Ильм – Знания. Его знания изначальны, беспредельны, неизменны и вечны. Всевышний Аллах знает все наши мысли и все наши намерения.
3. Сам’ – Слух. Всевышний Аллах слышит все, но не так как Его творения.
4. Басар – Зрение. Зрение Всевышнего Аллаха не таково как зрение Его творений. Оно беспредельно.
5. Ирада – Воля. Воля Всевышнего Аллаха беспредельна. Не существует другой воли, которая могла бы противостоять Воле Аллаха. Все в этом мире происходит по Его желанию и по Его Воле.
6. Кудрат – Мощь. Ничто не может противостоять неограниченной Мощи Аллаха.
7. Калям – Слово. Способность говорить, не нуждаясь ни в голосе, ни в языке невообразимым для нас образом.
8. Таквин – Способность создавать. Аллах способен создать все из ничего.
Вопрос: Чем отличаются качества Всевышнего Аллаха, относящиеся к проявлению Его сущности «Сыфату-з-Затиййа» от качеств «Сыфату-с-Субутиййа»?
Ответ: Качества Всевышнего Аллаха, относящиеся к проявлению Его сущности «Сыфату-з-Затиййа», принадлежат лишь Ему, и не имеют отношения ни к чему сотворенному. А качества, относящиеся к «Сыфату-с-Субутиййа», связаны с качествами сотворенных. Эти качества, кроме качества «Таквин» (Способность создавать), с определенными ограничениями Он по Своей милости даровал и тварям. В то время, как эти качества существуют у Всевышнего Аллаха вечно, не имея ни начала, ни конца, качества же тварей сотворены Аллахом и имеют начало и конец. Эти качества Всевышнего Аллаха (жизнь, знания, слух, зрение, воля, мощь, способность говорить) не сравнимы с качествами Его творений. Одинаковы лишь названия этих качеств. Понять разумом качества Всевышнего Аллаха «Сыфату-з-Затиййа» и «Сыфату-с-Субутиййа» мы бессильны.