АРИФ ДИКГЕРАНИ
Один из великих праведников Бухары четырнадцатого века.
Ариф Дикгерани – один из четырёх халифов Саййид Амир Куляла – одного их самых известных ученых и праведников (авлия ) того времени, который входит в Цепь Преемственности (Сильсиля). Активно призывал людей к Истине, объяснял разницу между дозволенным и запретным и становился причиной обретения счастья для мусульман как в этом мире, так и в Ахирате. Его имя Ариф. Его нисба (прозвище) Дикгерани, которое было поставлено ему по названию селения Дикгеран, близ Бухары, в котором он родился. Место и дата рождения точно не известно. Умер в селении Дикгеран.
Своё обучение начал еще в совсем малом возрасте и тогда участвовал в проповедях великих праведников того времени. Испытывал большой интерес к тасаввуфу. Удостоился чести посещать проповеди Саййид Амир Куляла – одного из самых великих проповедников и ученых того времени. Обрел большие материальные и духовные блага в период обучения у Саййид Амир Куляла. По причине своей необкновенной заинтересованностью тасаввуфом стал одним из его лучших учеников.
Саййд Амир Кулял говорил про него так: “Нет выше по своей степени и уровню среди моих приближенных чем эти двое: Бахааддин Бухари и Ариф Дикгерани. В этом соревновании (получении знаний), они одолели всех своих сверстников”. Обретший большие знания в явных и сокрытых знаниях (захир и батын) Ариф Дикгерани получил от своего учителя иджазат (право на преподавание) и хиляфат (преемственности в тасаввуфе).
Ближе к своей смерти Саййид Амир Кулял собрал всех учеников и объявил им свое завещание. Затем, обучение своих сыновей он передал лучшим из своих учеников.: обучение Амира Бурхана Шах Накшибанду Бахааддину Бухари, Амира Хамзы Мавляны Амира Дикгерани, Амира Шаха Шейху Ядигяру, Амира Омара Мавляне Джеляледдину Дехкесани.
Обратившись же к своим сыновьям, он сказал: “ Кто станет моим вакилем (представителем) в деле служения рабам Всевышнего Аллаха?”. Сыновья же удивленно спросили, у кого же хватит на это сил. Однако, затем, заявили, что будут служить и помогать тому, кто возьмет эту ответственность на себя. После этого, Саййид Амир Кулял впал в размышления (муракаба), а затем сказал: “Великие праведники указали мне на то, что этим человеком должен быть Амир Хамза”. Амир Хамза, обучение которого было поручено Арифу Дикгерани, отказался, на что его отец сказал: “У тебя нет другого выхода как принять это. Это дело не в наших руках. Ты это тоже знаешь”.
После этой встречи, Саййид Амир Кулял уединился в своей комнате, откуда не выходил в течение трёх дней. Затем, выйдя к людям, все удивkенно спросили о том, почему он не выходил целых три дня. Амир Кулял ответил: – “На протяжении трёх ночей, я думал о том, каким будет моё состояние и состояние моих учеников. Затем, я услышал голос, который промолвил: “О Амир Кулял! В Судный День, я простил тебя, твоих учеников, друзей, даже тех, кто сидел с вами за одним столом”. – “Всевышний Аллах проявил свою Милость к нам”. В этот же день, в четверг, ближе к утру он покинул этот мир.
Ариф Дикгерани же, после смерти Саййида Амира Куляла, призывал людей к спасению, обучая их повелениям и запретам Ислама. Шах Накшибанд Бухари показывал большое уважение и почёт Арифу Дикгерани, о котором их учитель Амир Кулял говорил: – “Нет более великих по степени рядом с нами, кроме этих двоих”,
На протяжении семи лет, он участвовал в проповедях Мавляны Арифа Дикгерани. Шах Накшибанд проявлял настолько большое почтение к Арифу Дикгерани, что абдест (омовение) у устья реки старался брать так, чтобы не находиться не выше и не ниже его. Находясь в путь, он старался идти немного позади. Так как Мавляна Ариф Дикгерани, приступил к службе и обучению у Амира Куляла раньше чем он.
Дважды, совершая паломничество в Мекку (Хадж), он брал с собой Шах Накшибанда Бухари. Шах Накшибанд Бухари, который оказывал большое почтение своему учителю, как-то сказал: “Читая зикр (поминание Аллаха), нам было внушено тайное знание. Мы хотели узнать что это за таинство. Мы проделали тридцатилетний путь, дабы узнать смысл полученного знания. Дважды мы выходили в путь в сторону Хиджаза. Встречались со множеством праведников и учёных. И если бы я встретил кого-либо, кто обладал бы хоть частицей той духовной степени которая была у Арифа Дикгерани, то я бы сюда (домой) не вернулся”
Во время пути в Хадж, Шах Накшибанд Бухари остановился в Мерве на некоторое время. За короткое время к нему пожаловали множество любящих его людей. За тот промежуток времени, который они провели с ним, им удалось получить множество пользы в духовной сфере. Ариф Дикгерани же, вернувшись на родину, продолжил призывать людей к Истине. По причине Его проповедей, множество людей встали на путь Ислама и получили много пользы. На одной из таких проповедей, один из приближённых вручил ему подарок. Ариф Дикгерани же, попросив прощения, не принял подарок, а затем произнёс: – “Подарок подобает принимать тому человеку, ду`а которого даст пользу тому, кто принёс подарок. У нас (у меня) такой особенности нет. Мы не можем принять ваш подарок” . Таким образом, он скромно скрыл свою высокую духовную степень.
На одной из проповедей он сказал: “Место того, кто надеется (уповает) на предпринятые им меры является Ад. А местом того, кто после предпринятых мер уповает на Аллаха, является Рай”.
Люди были свидетелями множества караматов (чуд) со стороны Арифа Дикгерани, который ни на секунду не пренебрегал призывом к повелениям и порицанием запретного (Амри биль маруф ва нахйи аниль мункар).
Однажды, после продолжительного проливного дождя, селение Дикгеран накрыло наводнение. Жители села потеряли всякую надежду на спасение, как тут из мечети выходил Мавляна Ариф, который увидев происходящее взмолился Всевышнему Аллаху. Затем посмотрев в сторону наплыва воды сказал: “Если у тебя есть силы забрать (потопить) меня, не останавливайся, смывай”. После этого, тут же наводнение остановилось и вода ушла. Жители села были спасены от этого бедствия.
Уже ближе к смерти, возвращаясь с Хаджа, он отправил гонца в Мерв к Шаху Накшибанду Бухари, дабы тот срочно приехал. Мавляна Накшибанд отправился в Бухару. По прибытию в Дикгеран, рядом с Мавляной Арифом находилось множество учеников. Мавляна Ариф с почётом встретил Шаха Накшибанда. Он попросил рядом стоящих оставить их на едине, в противном случае они должны будут отойти в другое место для разговора. А затем обратившись к своему ученику, он сказал: “ Мы стали едины во всех смыслах. И сейчас мы тоже едины и вместе. Но время уже подошло. Я проанализировал своих учеников и приближённых, и понял, что наилучшими познаниям о тарикате обладает Хадже Мухаммад Париса. Всё, что я обрёл в тарикате, я передал ему. Своим же приближённым я повелел присоединиться к нему. Я также хочу быть уверен в том, что Вы будете помогать ему в этом деле. И в принципе, Мухаммад Париса также привязан к вам. Сейчас у меня есть просьба к вам: сделайте необходимые приготовления для похорон. А спустя три дня после похорон отправляйтесь обратно в Мерв”.
После встречи и просьбе о прощении у своих учеников и близких, он умер в селении Дикгеран. Омовением Его тела и совершением джаназа намаз (похоронной молитвы) занялся сам Шах Накшибанд Бухари.
После погребения, Шах Накшибанд вернулась в Мерв и продолжил усердия на этом пути с халифами (преемниками) Арифа Дикгерани: Хадже Мухаммадом Парисой, Мавляной Амиром Шерифом, Мавляной Ихтияруддином.
КАРАМАТЫ (ЧУДЕСА) И РАССКАЗЫ
Однажды был человек, который заявлял о своей приверженности к тасаввуфу, при этом совершал зикр вслух и был против Арифа Дикгерани. Мавляна Ариф как-то призывал его оставить зикр вслух и поминать Аллаха про себя. На что тот отказывался, после чего Ариф Дикгерани предостерег его, что если в случае того, что он не оставит зикр вслух, то каждый день будет умирать один бычок с его пастбища. Тот не послушал, а затем стал свидетелем того, как умирают его животные. Он всячески искал помощи у других шейхов, но в конце концов он раскаялся и стал учеником Арифа Дикгерани.
Источники:
- Reşehât; стр. 57-59
- İslâm Âlimleri Ansiklopedisi; т.11, стр. 35