АЛЯЭДДИН ГОНДЖДУВАНИ
Один из великих праведников Бухары. Его имя Аляэддин. Его кунья – Гондждувани. К сожалению, содержательной информации о дате Его рождения и смерти и биографии не находится. Известно лишь то, что он умер в середине девятого столетия. Его могила находится на юге Бухары, в селении Филь Мерзе на небольшой возвышенности.
В молодости удостоился чести стать учеником Бахааддина Бухари. Он получал знания и служил Ему вплоть до Его смерти. Ни на миг не отдалялся от него. После смерти Шах Накшибанда, продолжил обучение у Хадже Мухаммада Парисы и Абу Насра Парисы.
Посвятивший всю свою жизнь получению и обучению Ильму, с особым трепетом относился к следованию адабу и принципам этого пути. Духовное состояние (халь) настолько сильно охватило Его, что при начале разговора он терял сознание.
Можно с уверенностью сказать, что среди всех, кто прикладывал усилия на пути распространения Истины и на пути тасаввуфа, Аляаддин Гондждувани один из немногих, кого можно назвать одним из великих людей на этой стезе. Он настолько трепетно относился к своему времени ,что не было и мгновения, потраченного впустую. Не было и секунды, потраченного не на пути Аллаха. Обладал очень редкой и глубокой, по своей сути, способностью впадать в размышления.
Когда Мухаммад Париса находился в Бухаре, Аляаддину Гондждувани было девяносто лет. Однажды он отправился в город Касри Арифан, дабы навестить могилу Шаха Накшибанда. По возвращению, он встретил Аляаддина Гондждувани, который сказал ему:
“Я думал, что вы проводите ночь на кладбище. Я поэтому пришёл сюда. Мухаммад Париса же присоединился к нему и они вернулись обратно. По приезду в Касри Арифан, они совершали ночную молитву.
После намаза Аляаддин Гондждувани обратился к Мухаммаду Парисе:
“Такому молодому человеку как Вы, который следует Истине, подобает проводить ночь в поклонении”. Аляаддин Гондждувани же находился в таком духовном состоянии вплоть до утреннего намаза, что даже его колени не вздрогнули. Не возможно просидеть вплоть до утра, чтобы даже колени не вздрогнули, не имея высокой духовной степени, которая была присуща Аляэддину Гондждувани. Мухаммад Париса же, несмотря на свой молодой возраст и сильную усталость продолжал совершать поклонения и для этого немного привстал с колен.
Аляэддин Гондждувани спросил у него: пытается ли он избавиться от боли, а затем вновь вернулся к “муракабе” (размышлениям и очищению сердца).
Наставляя Хадже Убайдуллах Ахрара, Хадже Аляэддин Гондждувани говорил:
- “Работай усердно, дабы продвинуться в тасаввуфе. Ни в коем случае не забрасывай эту работу. Знай, что нет постоянства в тех вещах, которые были обретены без труда”.
Как-то, Хадже Мухаммад Париса решил выйти в путь с ещё несколькими большими учёными и пожелал, чтобы и Аляэддин Гондждувани отправился вместе с ним. На тот момент, Хадже Аляэддину был за девяносто лет и был не способен выдержать трудность дороги. Сортаники Хадже Мухаммада Парисы же говорили:
– “Господин! Хадже Аляэддин, из-за своего преклонного возраста, уже не способен отправиться в пути. Он никак не сможет приносить пользу и служить. Поймите его…”
На это Хадже Мухаммад Париса ответил:
– “Это такой человек, от которого мы не ждём какой-либо помощи или пользы. Однако, когда мы видим его лицо мы тут же вспоминаем великих учёных и праведников этого пути. Разве это не достаточно для нас?”
Караматы (Чуда) и Рассказы
Хочу увидеть от тебя караматы
Находясь в Самарканде, Убайдуллах Ахрара потсигла сильная боль в глазах, которая не оставляла его на протяжении сорока дней.
В этот момент он очень хотел увидеть Аляэддина Гондждувани – праведника и учёного, который отличался высокой духовной степенью. Ему не довелось его увидеть, так как Хадже Аляэддин был в Бухаре.
В один из дней, Убайдуллах Ахрар отправился в мечеть для совершения намаза. В одном из углов сидел старец с очень светлым лицом. На протяжении трёх дней он был рядом с ним и слушал от него наставления.
На третий день:
- “Ты слушаешь наши наставления вот уже три дня. Какова твоя цель? Если полагаешь, что я шейх и хочешь увидеть от меня караматы, – не пытайся. Но если тебе понравились наши наставления и ты, в следствии чего, почувствовал положительные изменения в себе, то пусть это будет во благо тебе и мне”.
Оказалось, что этим старцем был Аляэддин Гондждувани, после слов которого Убайдуллах Ахрар расплакался, а затем и боль в его глазах прошла”
Источники:
1) Reşehât Ayn-ül-Hayât (Arabî); стр.60
2) Reşehât Ayn-ül-Hayât (Osmanlıca);стр.103
3) Hadîkat-ül-Verdiyye; стр.144
4) Nesâyim-ül-Mehabbe; стр. 251