САЙЙИД ФАХИМ АРВАСИ

by Admin

САЙЙИД ФАХИМ АРВАСИ

 

Саййид Фахим Арваси – один из великих праведников, проживавших в Восточной Анатолии. Тридцать третий в Цепи Преемственности. Жил в последние годы существования Османского Государства. Происходит из рода Пророка (мир Ему и благословение Аллаха). Его прозвали «Хазрати Шайх» и «Алляма». Он стал известен по своей фамилии – Арваси. Родился в 1825 году, в провинции Ван, в районе Бахчесарай (Мукус), в селении Арвас (Доганяйла). Покинул этот мир в 1895 году в том же селе и захоронен там же.

Его семья была известна своей любовью и приверженностью к знаниям и отличалась высокой нравственностью. Его дедами были известные учёные того времени, которые относились к тарикатам Кадирия и Чештия. Его отец был ответственен за обитель и мадрасу селе Арвас. Ещё в раннем возрасте Саййид Фахим потерял своего отца Саййида Абдульхамид эфенди. Его матерью была Саййида Эмине ханум, отличавшаяся праведностью и богобоязненностью (таква, вер’а). Несмотря на большое количество служанок, она сама стирала одежду своего сына – студента знаний.

Саййид Фахим Арваси в короткий промежуток времени прочитал и  выучил Куран. Затем он приступил к учёбы в Мадрасе Арваса – построенный ещё его предками, а после этой мадрасы, он продолжил обучение в Мадрасе Мир Хасана в Мукусе, где он получил базовые религиозные знания и знания по наукам арабского языка. Затем, он взял небольшой перерыв в учёбе.

После обучения в этих мадрасах, он отправился в Джизру, где приступил к обучению у преемника Мауляны Халида Багдади – Шейха Халида Джезери. Уже через некоторое время, он показал небывалые успехи в учёбе.

Во время обучения в Джезире, его двоюродный брат – Саййид Сыбгатуллах также приехал сюда, где приступил к получению знаний у другого известного ученика Мауляны Халида Багдади – Шейха Салиха Сибки. На обратном пути в Джезиру, он остановился в Ване. Во время пребывания в Ване, в город приехал великий праведник Саййид Таха Хаккари.  Один из известных учеников Саййида Тахи – его дядя Саййд Мухаммад эфенди посоветовал Саййиду Сыбгатуллаху стать учеником Тахи Хаккари. Так, после пребывания на проповедях и уроках Тахи Хаккари уровень знаний и духовная степень Саййида Сыбгатуллаха значительно училилась. Через некоторое время, ему был вручён иджазат – диплом о праве на преподавание Ислама. Жители и правители Вана очень просили его остаться. Однако он ответил тем, что отправляется в Нехр и если Таха Хаккари посчитает нужным, то он останется здесь. Узнав об этом, Таха Хаккари сказал: «Нет! О, Молла Сыбгатуллах. Народ Вана отличается слабым проявлением усердий (химмат), поэтому призывом здесь заниматься будем не мы. Насколько мне известно, а Аллах знает лучше, но призывом в этом городе возможно заняться тому из вашего рода Арваси, кто отличается своими знаниями (ильм) и прозорливостью (ирфан)» [имеется в виду Саййид Фахим Аравси].

Сыбгатуллах поведал о своём двоюродном брате – Саййиде Фахиме Арваси, который обучается в Джезире. Сайиид Таха попросил привести его в следующий раз к нему.

Во второй приезд к своему учителю в Нехр, Саййид Сыбгатуллах взял с собой и молодого Саййида Фахима Арваси. Он был удостоин чести посещать его проповеди. Когда же наступило время покидать Нехр, Саййид Сыбгатуллах и его приближённые взяв разрешение уже собирались выйти в путь. Но увидев, что Саййид Фахим немного отстаёт от них, попросили и разрешение за него. Однако, Таха Хаккари сказал, что лучще будет если он останется рядом с ним. Так, Фахим Арваси продолжил в Нехре. Таха Хаккари так говорил про его способности: «Те вещи, которые другие познают за шесть месяцев, Саййид Фахим познаёт за двадцать четыре часа».

Однажды Саййид Таха облокотившись к стене мечети, подозвал к себе Саййида Фахима. Подойдя, он сказал ему: «Ты очень умный и способный. Тебя обязательно нужно прочесть книгу Мутавваль». Сказав о том, что у него нет этой книги и в его местности не изучают Мутавваль, Таха Хаккари подарил ему свою книгу и посоветовал отправиться в селение Абири, в Муше к великому учёному Молле Расулю Сибки, добавив: «Ты очень способный ученик и у тебя особое отношение к знаниям, поэтому тамошние учителя возможно не смогут ответить на твои вопросы и тем самым будут недовольны этим. Ты их не беспокой. Тебе будет достаточно приложить руку на сердце и я, по воле Всевышнего Аллаха, помогу тебе».

После того как Фахим Арваси взял благословение у своего учителя, он отправился к одному из самых великих учёных Восточной Анатолии того времени Молле Расулю Сибки для прохождения с ним книги «Мутавваль». Молла Расуль говорил: «У меня есть желание обучить одного из членов семьи Арвас. Так как в Арвасе я обучался у Моллы Расуля Зеки. Удивительно! Но я не видел ни у кого тот ум и способности, что были присущи членам этой семьи» Саййид Фахим Арваси приступил к урокам. Следуя советам Саййида Фахима Арваси, он старался не задавать вопросом во время уроков. Заметив это, Молла Расуль поинтересовался у одного из учеников Саййида Фахима Моллы Халида: является ли его учитель неспособным или же он стесняется. На что Молла Халид ответил: «Я знаю этого человека с самого начала. Одно время он задавал настолько много вопросов, что у учителей не оставалось сил ему отвечать. Однако, по возвращению из Нехра, он перестал задавать вопросы. Отмечая его знания, Молла Халид сказал Молле Расулю, что Саййид Фахим, по его мнению, выше по степени в знаниях чем он».

Однажды, читая книгу «Мутавелли» вместе с Молла Ресулем, он не понял что-то из прочитанного, посему обратился за разъяснениями к своему учителю. Молла Ресуль вновь повторил, но и на этот раз Саййид Фахим Арваси не понял. Так, прочитав несколько раз, Молла Ресуль уведомил своего ученика о том, что сегодня он устал и эту часть книги он объяснит завтра. На следующий день он вновь стал разъяснять, но и на этот раз его ученик не смог понять. В ту ночь и Молла Ресуль, и Саййид Фахим много думали. На третий день, дойдя до того места Молла Ресуль вновь не смог объяснить. В этот самый момент, Саййид Фахим вспомнил слова своего учителя Саййида Тахи, который сказал: «Вспоминай меня тогда, когда не сможешь понять что-либо из прочитанного», Саййид Фахим, закрыв глаза, представил перед собой своего муршида Саййида Таху.

Саййид Таха появился с этой книгой. Он открыл перед Саййид Фахимом ту самую страницу из Мутаввели. Он ясно прочитал те самые строки. Саййид Фахим же внимательно слушал своего учителя. Посреди это предложения он прочитал буква «Вав» чуть длиннее. После того как Саййид Таха пропал, Саййид Фахим проснулся. Он увидел, как Молла Ресуль задумчиво читал те самые строки. Попросив разрешения у своего учителя, он прочитал это предложение с добавлением одной буквы «Вав». Молла Ресуль, услышав это, сказал, что именно сейчас всё стало ясно. Им обоим стал понятен смысл прочитанного. Молла Ресуль сказал: «Я двадцать лет читаю и объяснял эти строки. Но объяснял их без понимания. Сейчас же, я предельно хорошо понял. Скажи же, как ты понял, что нужно добавить буквы «Вав» дабы понять смысл». Саййид Фахим сказал, что, вспомнив своего учителя Саййида Таху, он попросил помощи, а затем объяснил каким образом он понял смысл прочитанного от своего учителя (муршида). Молла Ресуль сказал: «Нет неверия после веры», и закрыл книгу. Вместе с Саййид Фахимом они направились в город Нехр. Пока они были в пути, Саййид Таха сказал, что тот направляется к ним с прекрасным подарком». Через некоторое время, после прибытия Саййида Фахима с Молла Расулем, последний стал посещать сохбаты (собрания) Саййида Тахи, а затем стал его учеником. Обучаясь у Саййида Тахи Молла Ресуль достиг духовного совершенства и обрёл широкие знания как в науках «захир», так и в тасаввуфе.  Саййид Таха, вручив Молла Ресулю «халифат» (право преемственности), поручил ему обучать людей повелениям и запретам Ислама.

По возвращению к своему учителю и муршиду Саййиду Тахе, Саййид Фахим стал вновь помогать ему и посещать его сохбаты (религиозные собрания). По причине своей любви и привязанности к Саййиду Тахе, он, по очам поворачивался к его окну лицом и стоя на ногах до самого утра, пытался получить пользу от фейза, подобного нуру (свету) своего учителя.

Вернувшийся к своему учителю и муршиду (духовному наставнику) Саййид Фахим вновь приступил к службе и посещению егго сохбатов (религиозных собраний). По причине своей любви и привязанности к Саййиду Таха, он, оборачивая свой взор на окна своего учителя и стоял так до самого утра; дабы получить пользу и фейз от Саййида Тахи. Более того, однажды в снежную и холодную ночь, он прилёг у его двери. Непрерывающийся снег покрыл его тело. Однако, по причине той сильной любви (мухаббат) к своему учителю, в ту ночь, он обрёл различный баракят (блага) и фейз. Саййид Таха, выходя из дома, дабы отправиться в мечеть на намаз тахаджджуд, открыв дверь наступил на спину Саййиду Фахиму. Саййид Фахим же, тут же подскочив встал напротив своего муршида, с большим проявлениям уважения и покорности. Сеййид Таха промолвил: «Достаточно Молла Фахим. По-моему, убеждению, сегодня в Ильме вы подобны океану. После Саййида Шериф Джурджани именно вы заставили улыбнуться всех Саййидов. Не укладывайте эти знания на столь большое место».

Затем Саййид Таха обнял его, и они вместе отправились в мечеть.

Саййид Фахим, находясь в служении и посещая сохбаты Саййида Тахи, обрёл самые высокие степени в тасаввуфе и стал великим праведником (вали). Когда пришло передать ему халифат (преемственность в знаниях), Саййид Таха позвал его к себе и поручил обучать людей приказам и запретам Ислама и, таким образом, стать причиной спасению и счастью как в этом мире, так и в Ахирате.  Однако Саййид Фахим заявил, что это очень тяжёлая ноша и он с ней не справится, а также то, что он не достоин этого. Он повёл себя несколько застенчиво. Саййид Таха же дал ему исчерпывающий ответ: «Это не вопрос выбора, это необходимость, которую нужно выполнить». Он приказ ему отправиться на родину в Арвас. Перед отправлением, Саййид Таха вновь позвал его и показал письма, находящиеся в книгах, добавив:

«Разве это не ваша искренность и любовь? Почему вы отказывайтесь? Я клянусь, что ваш халифат был одобрен нашим Пророком (мир Ему и благословение Аллаха) и всеми представителями Садат-и Кирама (представители семейства Пророка (мир Ему и благословение Аллаха) )), и я тоже должен это одобрить. Вы же должны согласиться.

Являющийся истинным примером покорности, любви, зухда, упования Саййид Фахим, который говорил, что видел Саййида Таху и обучился тарикату и хакикату, по приказу своего учителя вернулся в Арвас. Восстановив медресе Арваса, он стал обучать знаниям учеников. Также, объясняя убеждения Ахлю Сунны и путь великих Сподвижников, он старался над тем, чтобы люди обрели счастье и умиротворение. Он с особым усердием продолжал придерживаться приказов Ислама, а также избегал славы, которую всегда считал бедствием для себя. Он преподавал уроки не менее пятидесяти ученикам и обучал их книге «Мадде-и Кубра». После выпуска с мадрасы, жители Вана и окрестностей прозвали их раисуль мудеррисин (глава учителей). Величие Саййида Фахима в ильме и маарифате, в скором вреемени, стала известна повсюду.

Каждый год Саййид Фахим Арваси, как это подобает ученику, приезжал с Арваса в Нехр, дабы посетить своего учителя Саййида Таху. После смерти устада, он посещал его приемника и брата Саййида Мухаммада Салиха и участвовал в его проповедях (сохбатах). Ведь Саййид Мухаммад Салих был устадом (наставником) Саййида Фахима в правильности проведения проповедей (сохбатов).

После смерти своего устада, Саййид Фахим Арваси стал ещё более известным в своих знаниях и благовоспитанности (фазиляте). За решением проблем, которые возникали у жителей Ирака, Египта, приходили именно к нему. Те, кто отправлялись в Арвас, и не имеющих ни малейших знаний о мире и самих себя, участвуя в его проповедях, по возвращению чувствовали себя в безопасности от искушений нафса и шайтана. Получая от него фейз (духовные познания, богатство), они достигали больших высот в духовном развитии. Его проповеди и уроки стали причиной тому, что очень много людей встали на путь Истины. Таким образом, Саййид Фахим Арваси стал причиной тому, что Восточная Анатолия сохранилась в лоне Суннитского Ислама и предотвратил распространение заблудших течений.  В Османско-русской войне 1877-1878 годов (война «93»), он проявил себя как доблестный воин.

После смерти Саййида Тахи, Саййид Фехим также продолжал неукоризненно следовать повелениям и советам своего учителя. Дважды в год он приезжал в Ван дабы объяснять местному населению приказы и запреты Ислама. Он работал над тем, чтобы люди обрели счастье в этом мире и мире вечном По причине его проповедей, привязанность жителей Вана к Исламу быстро обрела известность. Выражение «Ван в этом мире – иман в следующем» стала очень распространённой. Прибытие Саййид Фахима в Ван всегда сопровождалось большим ажиотажем среди народа. Губернаторы, солдаты государственные мужья того времени приходили к нему на проповеди и, в случае затруднений по личным вопросам, получали детальные ответы на них.

Все его повеления как материального, так и духовного характера выполнялись немедленно. Все мусульмане питали к нему огромное уважение и почёт. Таким образом, сказанное годы назад его учителем Саййид Тахой, высказывание о том, что открытие для Ислама (фатх) Вана возможно будет человеку из рода Арвас, который будет известен своими знаниями и богобоязненностью, воплотились в жизнь.

 

Один из немногих, в свою эпоху, Саййид Фахим, который выделялся обширностью знаний, нравственностью и богобоязненностью – неукоризненно следовал приказам Ислама и сунне Пророка Мухаммада (мир Ему и благословение Аллаха). Те, кто его любил совершали все свои намазы в мечетях. Его самым большим чудом было строгое следование повелениям и запретам Ислама, а также воспитание такого великого учёного и праведника как Саййид Абдульхаким Арваси. Помимо этого, он известен и другими караматами (чудом).

 

Однажды, когда Саййид Фахим Арваси, вместе со своими учениками шли вдоль озера Ван, им попался на глаза поп, из армянской церкви с острова Ахтамар, которая находилась посреди озера, идущим по воде. У некоторых учеников тут же возникли мысли о том, почему же поп, является врагом Аллаха ходит по воде, а великий авлия (праведник), любимец Всевышнего передвигается по суше. Саййиду Фахиму стало понятно о чём думают его ученики. Он, сняв свою обувь с ног, постучал ими друг об друге. Поп тут же ушёл под воду и стал задыхаться. Как только вода дошла ему до горла, он ударил обувью ещё раз, он окончательно задохнулся. Повернувшись к своим ученикам, дабы объяснить ситуацию, он сказал: «Он, совершив колдовство и ходя по воде, хотел испортить вашу веру. Как только я ударил обувью друг об друга, его колдовство испортилось. Мусульмане не совершают колдовства. А также будут стеснятся просить Всевышнего Аллаха показать им караматы (чудо).

В Диярбакыре был человек по имени Мустафа Неджати бей, который являлся местным судебным инспектором. Как-то, по долгу службы он отправился в район Мукус (провинция Ван). В один из праздничных дней, ряд высших должностных лиц провинции и района собирались отправиться к Саййиду Фахиму. Мустафа Неджати бей также хотел отправиться вместе с ними. После необходимых приготовлений, группа отправилась в путь. По пути, они рассказывали друг другу интересные вещи. После того, как был пройдён Красный мост, близ Арваса, группа ощутила необычное духовное состояние. Мустафа Неджати бей также почувствовал его. По причине того, что он употреблял спиртное, в его сумке хранились две бутылки со спиртным. Он, в тайне от всех, спрятал эти две бутылки под грудой камней близ кладбища Арваса. По приезду в Арвас же, они навестили Саййида Фахима.

При встрече, все поочерёдно поцеловали Его руку. Мустафа Неджати бей, также поцеловав руку, сказал ему о том, что хочет стать его учеником в тасаввуфе.  Саййид Фахим же ответил: «Не могут находиться рядом бутылки (со спиртным) и тасаввуф. Пойди и поломай их. Возвращайся, а затем я приму тебя. Мустафа Неджати бей думал, что никто не видел, как там оставлял бутылки. Однако, он понял, что Всевышний Аллах мог известить своих праведных рабов (вали) посредством карамата (чуда). Он разбил одну из бутылок, а вторую оставил, дабы использовать её в случае необходимости. По возвращению, Саййид Фахим повелел разбить и вторую бутылку, на что Мустафа Неджати бей сказал, что оставил её не ради забавы, а для того, чтобы использовать в случае необходимости. «Не может быть необходимости в запретном (харам)», – ответил ему Саййид Фахим Арваси. После этого, он избавился и от второй бутылки, а затем стал учеником Саййида Фахима Арваси. После этого случая у него не осталось никакого желания и привычки употреблять спиртного.

Мустафа Неджати бей со слезами на глазах рассказывал про Саййида Фахима Арваси: «Я посетил практически всю Анатолию и часть Арабистана. Во многих местах я виделся с шейхами того региона. Однако, подобного Ему я нигде не встретил. Он представлял Пророка Мухаммада (мир Ему и благословение Аллаха) и Его сподвижников. Я не смог увидеть у кого-либо ещё подобной мягкости, достоинства и величия, которую увидел у него».

Как-то сын Саййида Тахи Саййид Убайдуллах эфенди хотел отправиться в Хадж. Он прибыл в Ван. Однажды, у него прошла одна мысль: «В Арабских странах очень многие знают моего отца Таху Хаккари. Проводятся религиозные собрания. Нужно, чтобы возле меня был кто-то из великих учёных. Единственный кто достоин этого – это халиф (духовный наследник) моего отца Саййид Фахим». Для этой цели он пригласил Его в Ван. По прибытию, Саййид Фахим сказал, что не сможет поехать с ним в Хадж, сославшись на материальную и физическую невозможность. Сайид Убайдуллах эфенди заявил, что материальную составляющую путешествия он возьмёт на себя, а что касается физического состояния Саййида Фахима, то было предложено посмотреть в «Диван» Мавляны Халида Багдади. Когда они открыли «Диван», то натолкнулись на байты о городе Мадина. По этой причине, было решено отправиться в Хадж. Добравшись до Стамбула, они поселились в отеле Решадие, в районе Фатих. Новость о приезде двух праведников дошла и до султана того времени Абульхамид Хана II, который пригласил их во дворец. Во дворце им была оказана высочайшая почесть.

Будучи сам праведником (вали), султан Абдульхамид Хан относился с большим почтением и уважением к учёным и праведникам. Он посещал проповеди Саййида Фахима, а также удостоился его мольбы (ду’а). По истечению десяти дней, он с большим торжеством проводил их до района Хайдарпаша, откуда они уже отправились далее в путь.

Саййид Фахим и Саййид Убайдуллах эфенди отправились на корабле в Египет. По прибытию, они встретились с учёными и праведниками, а также посещали проповеди. Учёные того времени, которые, в своё время обучались в одном из важнейших центров Медресе Азхар, признавали величие Саййида Фахима Арваси.

Как-то, Саййид Фахим вместе со своим помощником Хаджы Омером Эфенди направились в Медресе Джамиуль Азхар. По прибытию они зашли в одну из комнат. Там они увидели учёного, который сидел в окружении бесчисленного количества книг, а напротив него был лист бумаги. Этот учёный смотрел в книги, однако ничего не записывал.  Саййид Фахим же прочитав написанное на листе, тут же выучил содержание. Так как запоминание информации с первого раза было одним из Его отличительных черт. Этот учёный, подняв голову спросил: «Можете ли Вы читать?». Саййид Фахим ответил тем, что немного занимается изучением Ильма (религиозных наук). Учёный Аль-Азхара спросил о том, знает ли он что тут написано. Получив утвердительный ответ, он сильно удивился, а затем добавил: «Удивительно! Всем факультетам Джамиуль Азхара были объявлены каникулы уже на протяжении недели, дабы решить этот вопрос. Начиная с ректора, все учёные, днём и ночью, работают над решением этого вопроса. Однако так и никто не смог понять содержание». После того как Саййид Фахим сказал, что очень простой вопрос, изумлению того учёного не было предела.

Саййид Фахим Арваси стал разъяснять этот вопрос. Остававшийся долгое время в изумлении учёный: встал, поцеловал руку Саййида Фахима, а зател на листе бумаги записал его разъяснение.  После этого, он взял его адрес, вновь поцеловал руку, а затем удалился. Таким образом, Саййид Фахим и Хаджы Омер эфенди вернулись домой.

По прошествии некоторого времени, к ним прибыли четыре учёных из Джамиуль Азхара, которых отправил ректор Мадрасы, с просьбой пригласить уважаемых гостей в их учебное заведение. Саййид Фахим Арваси приняв приглашение, направился туда. В большом зале, Его, с большим почётом, встретили около пятисот учёных, во главе с ректором университета. Саййид Фахим и ректор сели рядом. По началу религиозного собрания (сохбат), ректор сказал, что Университет Азхар бесконечно благодарен Ему за помощь в решении очень сложного и ставшего уже непосильным для медресе вопроса.

На этом собрании, на протяжении много часов, давалось множество ответов на самые разные вопросы. В это время, Саййид Фахим попросил находившегося рядом Хаджы Омера эфенди наполнить и зажечь трубку с тютюном. Немного покурив трубку, он положил её обратно. Увидев это, ректор попросил разрешения у Саййида Фахима и ему немного покурить. Дав утвердительный ответ, и ректор немного покурил трубку с табаком. В зале же, между учёными начались бурные обсуждения после увиденного. Двое же учёных подойдя к ректору спросили: «Вы же вынесли четыре строгих фатвы относительно запрета курения. Сейчас же вы закурили. В чём же кроется мудрость?». Ректор дал исчерпывающий ответ: «Клянусь, наши знания перед знаниями этого человека подобны каплю в море. Нашей предусмотрительности (вар`а) и богобоязненности (таква) как-будто бы и нет, по сравнению с Его предусмотрительностью и богобоязненностью. С сегодняшнего дня, следуя этому человеку, я буду курить табак. Значит я ошибался. Оказывается, это не запретно (харам). Если бы это было запретным, разве этот праведный и учёный человек стал бы курить? Вы свободны. Тем же, кто слышал о запретности курения, передайте, что это не является запретным».

Те, кто посещал проповеди Саййид Фахима замечали его отрешённость от этого мира. Он знал арабский, фарси, турецкий и некоторые региональные языки. Каждый из языков он знал в совершенстве. Когда он говорил на арабском, то люди думали, что он получал знания в Университете Азхар, в Египте. Он имел высокие познания во всех областях Исламских наук, а также обладал изумительным красноречием.  Саййид Абдульхаким эфенди объяснял его особенности таким образом: «Он был океаном знаний. Никому так и не удалось дойти до его уровня. Лишь Его сын и халиф (преемник) Саййид Мухаммад Амин немного понимал. Он смог даже разъяснить один из прочитанных бейтов из «Гулистана» Шейха Саида Ширази. Я понял немногое. Сайиид Мухаммад Амин же понял ещё немного. Остальное же осталось непонятным. Как итог, никто так и не смог до конца понять глубину Его познаний и духовного уровня»

В одну из ночей, Саййид Фахим увидел во сне Пророка Мухаммада (мир Ему и благословение Аллаха). Посланник Аллаха (мир Ему и благословение Аллаха) сказал Ему: «Воспитание Абдульхакима я поручаю тебе». Следуя этому поручению, он ещё с большим трепетом стал относиться к его обучению и помог Абдульхакиму эфенди дойти до уровня «вилаяти Ахмедие» в тасаввуфе.

Саййид Абудльхаким эфенди, будучи одним из лучших учеников Саййид Фахима, получил огромную пользу от проповедей своего учителя. Одна из ночей же запомнилась не имеющей аналогов проповедь (сохбат). Сайиид Абдульхаким эфенди подумал: «Мне хватит этой проповеди. То, что я смог получить я уже получил». С утра, устад попросил у него турку. Он отнёс турку к яблочному дереву, под которым сидел Его учитель.

Учитель спросил у Аблуьхакима эфенди: «Что это за дерево?».

– «Это яблочное дерево»,- ответил ученик.

-«У этого дерева есть ствол, есть ветви, а на ветвях есть плод. И вот если волк съест косточку от этого плода, а затем скажет: – «Я съел всё яблоко и всё дерево. Всё что смог я отсюда взял», то буде тли такое утверждение правильным?».

Тогда Абдульхаким эфенди понял, что вчера совершил ошибку, полагая, что одной проповеди ему будет достаточно. После этого он стал ещё более старательным.

 

За пять лет до того, как Саййид Фахим вручит хиляфатнаме (грамоту о духовной преемственности), своему самому старательному ученику Саййиду Абудльхакиму эфенди, он написал письмо его братьям, в котором говорилось следующее:

«Дорогие и лююбимые Саййид Ибрахим и Саййид Таха! Да хранит вас Всевышний Аллах! Я постоянно читаю за вас ду`а.

Как вам известно, ваш брат Саййид Молла Абдульхаким прибыл сюда осенью, дабы приступить к занятиям. Я же детально и скрупулёзно разъяснял ему каждый предмет. Он же, в свою очередь, с таким же внимание и скрупулёзностью относился к своей учёбе.  Я не оставил ему возможности заниматься чем-либо помимо ильма (Исламских наук). На данный момент, он окончил книги, следуя актуальным методам их изучения. Я обучил его вспомогательным наукам, фикху и хадису также, как обучали меня мои устазы (наставники). Вы же, отныне не относитесь к нему как к просто брату.

Относитесь к нему со всей скромностью и почитанием, из уважения к полученным им знаниям. Я пишу это для вашего же добра. Относиться скромно (с почтением) к Ильму (Исламским знаниям) подобно тому, как вы вели бы себя скромно перед Всевышним Аллахом. Вам следует извлечь много пользы с этого небольшого письма! Эссейид Фахимм».

В 1882 году Саййид Абдульхаким эфенди получил иджазат (диплом о праве на преподавание) по наукам «захир», а 1888 году удостоился чести получить и хиляфат (преемственность) в тасаввуфе, по тарикатам Накшибандия, Кадирия, Сухревердия, Чаштия и Кубревия. Ему было поручено объяснять приказы и запреты Ислама.

В одном из писем Саййид Фахим, обращаясь к Саййиду Абудльхакиму писал:

«Мой любимый сын, свет моих очей САййид Молла Абдульхаким! После бессчисленных мольб за Вас, да будет Вам известно, что я расстроился по причине того, что на протяжении долгого времени не получал от Вас писем. Всевышнему Аллаху известно всё сокровенное. Он свидетель тому, что моё сердце всегда с тобой. Дабы избавить меня от этого расстройства, Вы должны как можно почаще извещать меня о Вашем явном и скрытом духовном состоянии (халь)! Таким образом, наша связь обретёт новое дыхание. Если свет моих очей изъявит желание узнать о нашем состоянии, то – хвала Всевышнему Аллаху! Состояние моего здоровья и окружения с каждым днём всё лучше и лучше. Да дарует Аллах успокоение и вселит благо в сердца нас самих и наших братьев! Амин! Передайте о моих мольбах Шейху Абдульхамиду, Шейху Хасану и Саййиду Ибрахиму. Я также читаю ду’а за Таху и Мазхар эфенди. Передайте также мои мольбы всем тем, кому Вы сочтёте нужным. Помимо этого, прошу Вас написать о положении дел в Нехре. Также, мы узнали о бунте Настуритов (христиан) и убийстве четырёхсот мусульман. Поэтому, я прошу Вас известить в деталях о том, что же на самом деле произошло.

Вессалям!

Просящий за Вас в своих мольбах, грешный Саййид Фахим».

Посвятивший всю свою жизнь изучению и обучению Исламу Саййид Фахим, за шесть месяцев до своей смерти приступил к подготовке к ней. На своих проповедях он стал уделять больше внимания теме смерти. Он говорил, что тем, кто похоронен на кладбище Арваса (где находится также его могила), будут прощены грехи, с условием, что они умерли с верой.

В последние дни своей жизни состояние его здоровья резко ухудшилось. В один пятничных дней, будучи больным, он отправился в мечеть. В тот день, его сын и халиф (преемник) Саййид Мухаммад Амин эфенди провёл очень яркую и запоминающееся хутбу. Джамаат заполнил не только саму мечеть, но и прилегающую территорию. Эта хутба настолько повлияла на людей, что многие не смогли просто сдержать слёз. Саййид Фахим совершил пятничный намаз сидя. Затем он пригласив к себе Саййид Абдульхакима эфенди, Саййид Мухаммад Амина эфенди, Халифа Дервиша и Халифа Али, оповестил о своём завещании:
«Я завещал свои книги библиотеке Арваса. Насколько мне известно, у меня никому нет долгов. Оповестите об этом заблаговременно. Если же появятся те, кому я должен, то пусть Мухаммад Амин в ту же минуту отдаст им долг. Сколько потребуется. Проявляйте осторожность в распространении Ильма (Исламских знаний) и пути Накшибандия. Приведите в исполнение указы Саййида Тахи Хаккари по призыву и обучению народа Вана…»

Продолжая своё завещание, он сказал: «После меня появится большая смута. Женщины снимут с себя покрывала скромности и будут разгуливать по рынкам. Абдульхамид Хан оберегает Ислам.»

Повернувшись к Саййид Абдульхаким эфенди, он сказал: «Всевышний Аллах будет Вас защищать», а затем поведал о истории, связанной с пророком Ибрахимом (мир Ему).

«Я приложил максимум усилий за для распространения убеждений Ахлю Сунны (Людей общины и согласия) и пути сподвижников и служению этому пути.  Если будет на то воля Аллаха, я не понесу за это ответственность. Перед тем как дать фатву, детально изучите вопрос…»

После этого, он не принимал к себе никого, а занималсяя поклонением и поминанием Аллаха.

Услышав о том, что Фахим Арваси болен, сотни людей начали сходится к Его дому. Они привезли докторов для его леченияю. Он настолько ослаб, что в день своей смерти, он сидя совершая полуденный намаз, не мог поднять голову с земного поклона. Лишь с помощью своего сына Мухаммада Амина он мог её поднять. Печаль и тоска охватила селение Арвас. Сотни учеников и любящих его людей ждали новость о Е го выздоровлениию.

В это же время, огромное количество разноцветных птиц окружили людей и стали причиной тому, что люди забыли о печали. Сотни тысяч птиц, подобно зонту нависли над Арвасом. В этот же момент, какой-то голос произнёс: «Я аййюэтуханнафсуль мутмаиннах…». Это был аят из Священного Курана.

После того, как он поднял голову из земного поклона, он сначала произнёс: «Ар-Рефикуль а`ля», а затем громким голосом шахаду (свидетельство веры). Таким образом, во вторник, месяца Шавваль, 1895 года он покинул этот мир.

Могилу Саййила Фахима Арваси, которая назходится в Арвасе, посещают любящие Его люди. Он извлекают пользу о баракята, которая от неё исходит. Совершая тавассуль, посредством Саййида Фахима Арваси, люди получают ответы на свои мольбы. Те, у кого нет детей, появляются дети, больные же получают исцеление (шифа).

Почему они ушли из дома ночью?

Саййид Фахим в каждый приезд в Ван оставался там некоторое время. Собиравшиеся на его проповеди получали огромную пользу от него (фейз). Зачастую, он гостевал в доме Ахмед бея, – главного секретаря, который очень любил его. Однажды Ахмед бей отправился в Хадж. Саййид Фахим Арваси же в один из приездов вновь остановился у него дома. В одну из ночей, он подозвал к себе одного из своих приближённых и повелел разбудить других, дабы отправиться в другой дом. Этот же человек удивлённо спросил: можно ли будет отправиться с утра, так такое действие может показаться дурным тоном для хозяев дома. Ответ Саййид Фахима был тот же. Он так же попросил известить об этот сыновей Ахмед бея.

Узнав о том, что Саййид Фахим и его ученики уходят, со слезами на глазах просили остаться. Если же причиной их ухода могла послужить какая-либо оплошность с их стороны, то они тут же готовы были её исправить.

Саййид Фахим же сказал, что доволен ими и их гостеприимством. Так, ночью они вышли из дома Ахмед бея и отправились в дом другого человека.

На следующее утро, его сын Мухаммад Амин эфенди известил отца о том, что сыновья Ахмед бея очень расстроились их уходу и поинтересовался почему же они не могли остаться там.

Саййид Фахим дал следующий ответ: – «О, сын мой! Никому не говори то, что я расскажу тебе. Этой ночью Ахмед бей умер в Мекке. Всё имущество осталось наследникам. До этого мы питались их пищей. Сейчас нам нельзя было бы пользоваться имуществом незнакомых нам наследников. По этой причине, я поспешил уйти оттуда. Через месяц паломники вернулись домой. Все вернулись кроме Ахмед бея. Паломники сказали, что Ахмед бей умер в одну из ночей. Подсчитав, они поняли, что их отец умер именно в ту ночь, когда Саййид Фахим покинул их дом.

 

Твой шейх не даст убить тебя

 Человек по имени Али, из Вана, селения Гюрпынар, из племени Мухаммада Пирана, как-то стал учеником Саййид Фахим. В одном из путешествий, на дороге ему попался его давнишний враг. Он ухватился за своё оружие, дабы убить Али. Этот человек стало быть уже прицелился, как Али сказал: – «Не убивай меня! Я стал учеником Хазрати Шейха (Саййид Фахима). Я отрёкся от всех мирских размышлений». Таким образом, он попытался переубедить своего врага. Но его врага был не остановить. Он направил на него оружие и сделал ровно пять выстрелов. Однако, с Али ничего не произошло. Он посмотрел на оружие, но там не обнаружил пуль. Он был сильно ошарашен произошедшим. –«Твой шейх не даст тебя убить», – сказал он и обернулся вспять.

Как-то, Али эфенди отправился в Арвас, дабы навестить Саййид Фахим Арваси. Во время встречи, Саййид Фахим сказал ему: «Вы сильно испугались на вершине села?». –«Да,конечно», -ответил он. Саййид Фахим взял в руки пять пуль, которые лежали рядом с ним и повелел отнести их хозяину. Али эфенди выполнил приказ. Его давнишний враг, и так будучи ошарашенным от произошедшего на дороге, сильно пожалел об этом. Он раскаялся в содеянном. А отправившись в Арвас, стал учеником Саййид Фахима.

 

 

 

 

Читайте также