Саййид Сыбгатуллах Хизани – один из известных Османских учёных и праведников, который также является учеником Саййида Тахи Хаккари. Умер в 1870 году. Могила находится в Хизане, в селе Гайда.
С раннего детства приступил к получению знаний. Его отец – Саййид Лютфуллах эфенди приделял огромное внимание его обучению. За кратчайший срок, обладающий прекрасным умом Саййид Сыбгатуллах получил обширные знания в таких областях как: калям, тафсир, фикх. Помимо этого, он специализировался и на прикладных науках своего времени. Он сторонился нововведений (бидаат) и старался во всём придерживаться Сунны нашего благословенного Пророка Мухаммада (мир Ему и благословение Аллаха). Большое внимание он приделял науке «Тасаввуф». Он посещал лекции и проповеди многих видных учёных и праведников. Отправившись в Ван, он начал служить Саййиду Мухйиддину Эфенди. Он неукоснительно выполнял поручения своего учителя. Он прошёл через много испытаний. Дабы «воспитать» свой нафс (эго), он совершал то, что неугодно ему и сторонился того, что ему нравится.
После долгих лет службы у своего учителя, Саййид Мухйиддин сказал: «Ты достиг уровня, когда ты можешь брать пользу от умерших правдеников». После смерти Саййида Мухйиддина, он отправился к Шейху Халиду Джезри. Вплоть до его смерти, он посещал его уроки и проповеди. После получения известия от Саййида Тахи, который доставил к нему Молла Мурад Хуруси, Сыбгатуллах Хизани отправился к Тахе Хаккари. Его проповеди стали подобными воде, которая спасает путников в пустыне, идущими под засушливым солнцем. Все те знания и пользу (баракят), которые Таха Хаккари получил от учёных прошлых лет, он передал Сыбгатуллаху Хизани.
После смерти Тахи Хаккари, он продолжил обучение у его приемника Саййида Салиха. После обретения высоких духовных степеней и обштрных знаний в Исламе, Саййид Сыбгатуллах призывал жителей Хизана и Гайда к следованию Истиной религии.
Тот, кто посещал его проповеди обретал спокойствие на душе и любовь к Всевышнему Аллаху. Он очень щепетильно относился к выполнению приказов Религии и остерегался от совершения запретов.
Он говорил:
«Ученик должен быть подобен павлину. Он должен смотреть не насвои прекрасные крылья и разноцветные перья, а на свои чёрные ноги. Пока он не примет свои недостатки, то не сможет далее развиваться. Любовь (мухаббат) – это обязательное условие в становлении искреннего, трудолюбивого студента. Неполноценность одного из этих признаков является причиной к духовному краху».
Дабы объяснить духовные степени праведников, он говорил:
«Слушание проповедей праведников увеличивает любовь к Аллаху. Проповеди Сподвижников усиливают иман (веру) и уничтожают грехи»
В одном из писем, написанных Саййидом Тахой говорится:
«Нет вреда в том, если у ученика отсутствует халь (особое духовное состояние), при условии, если ученик любит своего учителя, привязан к нему и честен с ним. Если же одно из этих условий неполное, то упаси Аллах, это может стать причиной к «истидрач» (неповиновению Аллаху)» Смысл этих слов настолько большой, что на протяжении года свои проповеди он начинал именно с них.
Перед смерти он говорил:
«Наша цель – быть на пути, который предписал нам Ислам. Нет блага в том, что противоречит Исламу. Тасаввуф – означает следование Исламу. Тот, кто говорит, что можно достичь степени праведника без следования Ислама, тот является заблудшим. После совершения намазов сразу же читайте истигфар (прощение у Аллаха за совершённые грехи). Тот муршид, который не следует положениям, предписанными Исламом, а также пренебрегающим следованию Сунне не может обучать других Истинному пути.