Мауляна Халид Багдади – великий праведник Ирака и Шама. Двадцать девятый в Цепи Преемственности (Сильсиля). Он был муджаддидом (обновителем веры) своего столетия. Его отец происходит из рода Османа (да будет доволен им Аллах), а его мать – из рода Али (да будет доволен им Аллах). Он похоронен на севере Шама, у подножия горы Касиун.
Он отличался острым умом, сильной памятью и большим трудолюбием. Он обучался у передовых учёных своего времени, а затем получил от них иджазат (право на поеподавание). Уровень его образованность был настолько высок, что он мог преподавать религиозные и приикладные науки учёным в этих областях. Его интеллектуальный уровень познаниния в религиозных и прикладных науках были признаны передовыми учёными и праведниками того времени. Он был способен ответить на любой вопрос сразазу же, после того, как его задали. Его ум и познания не могли оставлять людей равнодушными. Уже в двадцать один год, он обучал учёных людей. Халил Багдади занимался этим на протяжении семи лет. Его слово было доводом для учёных.
Отправившись в Хиджаз и по прибытию в Мадину, он написал на персидском Касиду Мухаммадия, как показатель своей большой любви к Пророку Мухаммаду (мир Ему и благословение Аллаха). Однажды, он встретил в Мадине мудреца из Йемена. Маудяна Халид попросил у этого мудреца дать ему наставление. На что он сказал: “О,Халид! По прибытию в Мекку, если ты увидишь что-либо что противоречило бы адабу, то не порицай это сразу”.
В один из пятничных дней, находясь в мечети аль-Харам, увидел человека, который сидел к Каабе спиной и смотрел как он читал книгу Даляиль Хайрат. Халид Багдади подумал про себя: “Что же это за невоспитанный человек, который спиной к Каабе”. Однако, тот человек сразу же дал ему ответ, что уважение к верующему превыше уважения к Каабе. Поэтому он повернулся лицом к нему. А затем сделал замечание о том, что он так быстро забыл наставление, которое ему было дано в Мадине.
Халид Багдади, попросив прощение, захотел стать его учеником. Однако, этот человек сказал, что он не сможет, по-настоящему, развиваться здесь и рекомендовал отправиться в Индию. Говорится, что этим человеком был Абдуллах Дахляви.
Однажды, из Индии прибыл ученик Абдуллаха Дахляви, Мирза Абдуррахим. Он передал салям и просьбу своего учителя, дабы Мауляна Халид приехал в Индию. Мауляна Халид Багдади, приняв приглашение, отправился вместе с учеников Абдуллаха Дахляви в Индию. Из-за радости, которую он испытывал о предстоящей встрече с Абдуллахом Дахляви, Мауляна Халид раздал все свои вещи беднякам. Наконец, он прибыл к самому великому Исламскому учёному и праведнику – Шаху Абудллаху Дахляви.
Для воспитания своего нафса, Абдуллах Дахляви поручил новому ученику уборку в обители. Несмотря на то, что Халид Багдади и сам был учёным человеком, он вовсе не перечил своему учителю. По прошествии некоторого времени, он встретился со своим наставником. Мауляна Халид стал свидетелем необычайного случая – он увидел, как нур (свет) с плеч Абдуллаха Дахляви направляется прямо к Аршу, а также то, как ангелы с восхищением смотрели на него. Абдуллах Дахляви, увидев каких высот в тасаввуфе достиг Мауляна Халид, повелел, отныне находится рядом с ним. Таким образом, Халид Багдади смог достичь тех сокровенных знаний и духовных степеней, которые были у Абдуллаха Дахляви.
Абдуллах Дахляви поручил направиться Мауляне Халиду обратно в Багдад, дабы наставлять там людей. Так, Мауляна Халид отправился в свою страну и приступил к призыву людей на Путь Истины. Навестить его пришёл сам губернатор Багдада – Саид паша. Учёные этого города с почтением и склоняя головы усаживались напротив него. Увидев его состояние, его колени начали дрожать. Как только это состояние прошло, Саид паша тоже перестал дрожать. Позже, Саид паша был принят в ученики.
Один из учёных Багдада – хадисовед Шейх Али Сувейди, который был очень силён в знаниях цепочки передач хадисов, решил проверить Мауляна Халида Багдади. Так, прийдя к нему, он прочитал три хадиса из сборника Кутубу Ситта, намеренно изменив цепочку передач. Однако, поняв, что на самом деле, он прочитал правильную цепочку передач, сразу же попросил прощения у Халида Багдади. Он подумал, что испытание. После этого случая, Шейх Али Сувайди всем говорил, что Мауляна Халид Багдади – это бесконечное море в знаниях скрытых и явных наук, а они лишь капля в этом море.
Люди были становились свидетелями бесчисленных караматов Мауляны Халида Багдади. Так, у в Багдаде у него был ученик по имени Хаджи Махмуд Эфенди, у которого накопилось много долгов, из-за которых он даже не выйти на улицу.
Халид Багдади попросил подождать его месяц, на что этот ученик, дважды, встревоженно, повторил, что он не может так долго ждать. Тогда, Мауляна Халид повелел ему приподнять вязанную скатерть, под который он увидел золото. Он взял это золото, а вместо этого золота появлялось другое. Так продолжалось до тех пор, пока он не выплатил долг.
Ведущие учёные города Сулеймания испытывали Халид Багдади на знание самых сложных вопросов в прикладных и религиозных науках.
Оставшись в безнадёжном состоянии, учёные Сулеймании написали письмо самому великому учёному Ирака, считавшимся «доводом Ислама» на то время, – Шейху Яхье Мазури. В письме они говорили о том, что появился человек по имени Халид Багдад, который вернувшись из Индии начал призывать людей к Исламу, однако в искажённом виде. А затем, попросили Шейха приехать в Сулейманию дабы дать отпор Халиду Багдади, чтобы его идеи не распространились среди простого народа.
По получению письма, Шейх тут же отправился вместе со своими учениками в Сулейманию. На подступах к городу, его ожидали множество учёных людей, каждый из которых приглашал достопочтимого шейха к себе домой. Однако шейх отказался, сославшись на то, что первым делом ему необходимо встретить с Халидлм Багдади.
Когда Шейх Яхья Мазури прибыл к дому Мауляны Халида, тот поприветствовав его, усадил на почётное место. Не успев Шейх задать задать сложные и противоречивые вопросы, касаемые религиозной практики, которые он держал у себя в голове, как тут же Мауляна Халид Багдади ответил на каждый из них. Шейх Яхья тогда понял кто перед ним. И покаявшись, он стал его учеником.
Один из его учеников – Ибн Абидин рассказал своему учителю о сне, где он увидел умершего сподвижника Османа (да будет доволен Им Аллах), большое скопление людей и как то, что джаназа-намаз проводил именно он». На что Халид Багдади ответил: «Вскоре я покину этот мир. Ты же проведёшь погребальную молитву, так как я из рода Османа (да будет доволен Им Аллах)». Так погребальную молитву провёл великий ханафитский факих (учёный по праву) – Саййид Ибн Абидин.
Также, одним из его любимых учеников был Сайиид Таха Хаккари, который впоследствии стал Его халифом (преемником) и за которого он постоянно читал ду`а.
Халид Багдади говорил:
«Признаки спасения от безудержного следованию своему нафсу является то, что человек видит одинаковы как похвалу, так осуждение людей одинаковыми. Радоваться чрезмерным желаниям людей и расстраиваться тому, что они не придают этому значения – является признаком слабоумия».