Мухаммад Масум Фаруки – известный праведник (авлия). Третий сын имама Раббани. Двадцать четвёртый в Цепи Преемственности. Родился в городе Сарханд, Индия.
В возрасте трёх лет уже произносил Шахаду (слова свидетельства веры). За самое короткое время выучил Куран. В возрасте одинадцати лет обучился зикру и муракаба у своего отца имама Раббани. Отец, увидев одарённость сына сказал: «Халь (духовное совершенство) идёт после Ильма (знаний)». Поэтому, тут же приступил к обучению его прикладным и религиозным наукам. Имам Раббани также говорил Ему: «Поскорее заканчивай обучения Ильму, нас ждут великие дела». Будучи в четырнадцатилетнем возрасте, он почувствовал в себе нур (свет), который, как он говорил: «Осветит весь мир». Поведав об этом своему отцу и наставнику, он сказал: «Ты будешь кутбом (самым праведным человеком) своего времени. Через годы, он благодарил Всевышнего Аллаха за то, что тот даровал ему, то о чём говорил его отец».
В возрасте шестнадцати лет, он, закончив обучение Шариатских наук, приступил к изучению и познанию тасаввуфа (духовного пути). Он получил фейз (совершенное духовное состояние) от своего отца. Сам он говорил, что «стал волной этих тайных морей», говоря про духовное воспитание. Исламский мир доселе не видел подобного учёного, настолько придерживающегося хидаята (правильного пути), как он. Девятьсот тысяч человек были его учениками, сто сорок тысяч из них достигли степени авлия (праведников), семя тысяч же стали муршидами (духовными наставниками). Зачастую его ученики, находясь рядом с ним, достигали степени авлия за месяц, а то и за неделю. Некоторые же из них, за одно общение с ним, обретали эту высокую степень.
В последние дни своей жизни его отец, обращаясь к нему, сказал: «Причина по которой я всё ещё на этом свете – каййюмия (наставничество). Но это обязанность отныне переходит к тебе. Моя же жизнь подходит к концу».
Один из его учеников – Мухаммад Ханиф Кабили, находяся рядом со своим учителем достиг большого маарифата (духовного познания). Получив от Мухаммад Масума иджазат (право на преподавание), он вернулся на родину в Кабул и начал призывать людей к иршаду (верному пути). Были и те, кто ему завидовал и не верил. Так, однажды, к нему пришла группа людей, которые сомневались в его праведности. Они сказали, что поверят ему, в случае того, если он проявит карамат (чудо). Поэтому, они пригласили его учителя, Мухаммада Масума, на ужин из Самарканда в Кабул, в тот же день. А затем они сказали, что если он явится на ужин, то все станут его учениками. Хадже Мухаммад Ханиф, по причине своей привязанности к учителю принял их предложение и сказал: «Мой учитель трапезничает после ночного намаза. Вы подготовьте всё, а я буду надеется, что он придёт».
Проводя приготовления к ужину, эти люди всячески шутили над тем, что Мухаммад Масум сможет, за такое короткое время, добраться с Самарканда до Кабула. По наступлению времени ночного намаза, группа этих людей, желали приступить к трапезе. Хадже Мухаммад сказал, чтобы они если угощения, так как его учитель принимает пищу в это время. В этот самый момент, в дом вошёл Мухаммад Масум со своими шестью сыновьями. Он разместился на отведённом ему месте. Тамошние люди сильно удивились его появлению, а затем стали просить прощения. Мухаммал Масум, обратившись к присутствующим, сказал: «Я пришёл сюда только из уважения к Мухаммаду Ханифу, а не по причине того, чтобы вас в чём-то убеждать. Нельзя просить у авлия проявлять караматы». Все присутствующие приступили к трапезе. Люди, доселе не принимающие путь Мухаммада Масума и Хадже Мухаммада, полюбили их, по причине их призыва и наставлений, а также обрели умиротворение и духовную чистоту, избавившись от порочности в своих сердцах. Таким образом все они обрели счастливую жизнь.