ТАИНСТВО МОЛИТВЫ (НАМАЗ)

by Admin

 

 Имам-и Раббани (да будет милостив к нему Аллах) в 304 письме 1-го тома книги «Мактубат» говорит:

«После восхваления Аллаху Тааля и произнесения салаватов Пророку (саллаллаху алейхи уасаллям), прошу у Всевышнего вечного счастья для вас. Во многих аятах Корана Всевышний Аллах сообщает о том, что совершающие благочестивые деяния, попадут в Рай. Что это за благие деяния, все ли хорошие дела относятся к ним, или только некоторые из них? Если речь идет обо всех хороших деяниях, то никто не сможет их всех выполнить. Если же речь идет только о некоторых из них, то о каких именно? Всевышний Аллах, проявив наконец свою милость возвестил, что амал-и салиха (благие деяния), это пять столпов Ислама. Если кто-либо будет правильно, без недостатков выполнять эти пять столпов Ислама, то высока вероятность, что он будет спасен от огня Ада. Потому как они, поистине, являются благочестивыми деяниями, ограждающими человека от совершения грехов и дурных поступков. Действительно, в содержании 45 аята суры Анкебут говорится: «Молитва, исполненная безупречно, предостерегает человека от совершения скверных, плохих деяний.» Если кому-то посчастливится выполнить все пять условий Ислама, значит он смог выразить благодарность (шукр) Всевышнему Аллаху за бесчисленные дары и блага. Ибо сам Всевышний Аллах в 146 аяте суры Ниса говорит: «Если вы уверуете и будете благодарны, то Я не накажу вас». В таком случае необходимо всей душой стремиться выполнять пять столпов Ислама.

Самый важный из этих пяти столпов – молитва, поскольку она является твердыней религии. Нужно стараться совершать молитву, не упуская ни один из ее адабов. Если намаз исполнен правильно, значит удалось заложить самый основной и самый мощный фундамент Ислама. Значит удалось ухватиться за надежную нить, спасающую от Ада. Пусть Аллах дарует нам счастье совершать правильный намаз!

Произнесение «Аллаху Акбар» («Аллах Велик») при вставании на молитву означает, что Всевышний Аллах не нуждается ни в чьих поклонениях, Он не нуждается ни в чем и нет пользы Ему от людских молитв. А такбиры в молитве показывают, что мы не в силах совершить поклонение, достойное величия Аллаха. Поскольку и в тасбихах руку’у заложен этот смысл, то произнесение такбира после руку’у приказано не было. Однако это приказано делать после тасбихов суджуда, потому что совершая суджуд, который является показателем высшей степени покорности, смирения и признания своей беспомощности и ничтожности перед величием своего Создателя, можно ошибочно подумать, что совершено поклонение, в достаточной мере достойное Всевышнего Аллаха. Для того, чтобы оградить себя от подобных мыслей, в тасбихах суджуда было приказано произносить ”а’ля” так же, как произнесение такбиров между суджудами является сунной.

 

 

Поскольку намаз – это мирадж верующего, то в конце намаза приказано читать ”Аттахияту”, то есть повторить слова Пророка Мухаммеда (саллаллаху алейхи уасаллям), которые он удостоился произнести в ночь Мирадж. В таком случае, человек, совершающий молитву, должен сделать ее мираджем для себя. Максимальное приближение к Аллаху должен искать в намазе.

Пророк говорил: «Человек наиболее близок к своему Создателю во время совершения намаза». Совершающий намаз разговаривает с Всевышним Аллахом, молится Ему, видит Его величие и понимает, что кроме Него в этом мире все ничтожно. Поэтому для того, чтобы освободиться от чувства страха, ужаса, испуга, появляющегося во время намаза, и обрести утешение и покой, в конце намаза было приказано произносить два приветствия (салам). Пророк (мир ему) в одном из хадис-и шарифов приказал: «После обязательного намаза произносить 33 тасбиха, 33 тахмида, 33 такбира и один тахлиль». Благодаря тасбихам прикрываются недостатки и изъяны совершенной молитвы, показывается, что полноценного и достойного поклонения совершить не удалось. Произнося тахмид, человек благодарит, восхваляет Всевышнего Аллаха за то, что Он удостоил его чести совершать намаз, за Его помощь и милость. А произнося такбир, человек признает, что нет божества кроме Аллаха, достойного поклонений.

Если человек совершает молитву согласно всем правилам и условиям, таким образом прикрывая недостатки, имеющиеся в ней, поблагодарив Аллаха за то, что он удостоил чести совершать молитву, искренне и от чистого сердца признав и подтвердив словами тавхида то, что никто и ничто кроме Аллаха не заслуживает поклонения и только Он имеет на это право, то такая молитва может быть принята. Такой человек будет из числа тех, кто совершал молитвы и спасся от Ада.

О, Всевышний Аллах! Из уважения к самому превосходному из пророков (алейхи уа аля алихимуссалавату ваттаслимат) сделай нас из числа тех счастливых Твоих рабов, удостоенных спасения и чести совершать молитву. Амин!».

 

Имам Мухаммед Масум (да будет милостив к нему Аллах) в 11 письме 2-го тома книги «Мактубат» говорит:

«Всевышний Аллах не предоставлял людей самих себе. Не давал им разрешения делать все, что заблагорассудится. Он не желает, чтобы люди, поддавшись желаниям нафса и природным животным страстям, навлекли на себя несчастья. Для того, чтобы они жили в мире и спокойствии и обрели бесконечное счастье, Он указал пути удовлетворения своих желаний и удовольствий и приказал совершать полезные деяния, способствующие обретению счастья в этом и загробном мирах. Запретил совершать вредные, пагубные вещи. Эти приказы и запреты и есть Ахкам-и Исламия (предписания Ислама). Тот, кто желает благополучия в этом мире и обретения счастья в загробной жизни, вынужден следовать предписаниям Ислама. Ему необходимо отказаться от желаний нафса и особенностей характера, которые не соответствуют требованиям Ислама. Если он не будет следовать нормам Ислама, то подвергнется гневу и наказанию своего Создателя.

Раб, соблюдающий положения Ислама, будь то мусульманин или неверующий, в этом мире будет жить в счастье и покое. Его Создатель поможет ему. Этот мир подобен пашне для земледелия. Так же, как, не посеявший поле и проедающий семена, предназначенные для посева, живя в свое удовольствие не получает урожая, так и человек, растрачивающий свою земную жизнь на мимолетные наслаждения, неистово удовлетворяя прихоти и желания нафса, лишает себя вечных благ и бесконечных наслаждений. Такое положение не приемлемо для разумного человека. Он не станет выбирать временные удовольствия, препятствующие обретению бесконечных наслаждений. [Всевышний Аллах не запрещал ни один из преходящих мирских наслаждений и вещей, приятных нафсу. Он разрешил использовать их в соответствии с нормами Ислама и без вреда для самого человека.] Для того, чтобы полностью следовать Исламу, прежде всего нужно уверовать в соответствии со знаниями ученых Ахл-и сунна, которые были получены от сподвижников пророка и согласно вероучению, основанному на Священном Коране и хадис-и шарифах. Затем необходимо изучить харамы, запретные вещи и избегать их, а изучив фарзы, приказанные к совершению, выполнять их. Исполнение всего этого называется Ибадатом (поклонение). Избегание   харамов обозначается словом Таква.

Следование предписаниям Ислама, приняв намерение, называется совершением Ибадата (поклонения). Приказы и запреты Всевышнего Аллаха, называются Ахкам-и исламия (предписания Ислама) и Ахкам-и иляхия (предписания Аллаха). Действия, приказанные к совершению, называются Фарзами (обязательными действиями), а запрещенные – Харамами. Самым ценным поклонением и основой религии Ислам является совершение ежедневного пятикратного Намаза. [Совершать намаз – это значит стоя на ногах читать «Фатиху», обратившись к Кибле выполнять поклон в сторону Киблы и прикладывать голову к земле по направлению к Кибле. Если эти действия выполняются не в сторону Киблы, то намаз не будет считаться совершенным.] Совершающий молитву является мусульманином. Тот, кто не совершает молитву, является либо мусульманином, либо неверующим (кафир). Любовь Аллаха, которую получает совершающий молитву, очень редко можно добиться какими-нибудь иными поклонениями. Ежедневный пятикратный намаз нужно совершать, полностью отрекшись от мирских мыслей, совместно с другими мусульманами, выполняя тадиль-аркан, с тщательно совершенным омовением и в рекомендуемое время. Во время совершения молитвы спадает завеса между Всевышним Аллахом и Его рабом. Совершающий пятикратную молитву очищается от грехов так же, как и моющийся пять раз в день. Тот, кто правильно совершает ежедневную пятикратную молитву, вознаграждается савабами ста шахидов.

Закят с товаров для торговли и со скотины, пасущейся на пастбищах [и с урожая плодовых деревьев и полей, и с бумажных денег и долгов], нужно отдавать охотно, в положенные по приказу, места. От этого имущество, выплачивающего закят, не уменьшится. Имущество, с которого закят не выплачен, превратится в огонь в Аду. Всевышний Аллах, проявив огромное милосердие, приказал в конце года выплачивать закят с имущества, если оно превышает потребности человека. Ведь это Он дает жизнь и имущество. Если бы Он приказал отдать жизнь и все имущество, то любящие Его отдали бы даже не раздумывая.

Нужно с удовольствием соблюдать пост в Священный месяц Рамазан, из-за того, что это приказ Всевышнего Аллаха. Голод и жажду нужно принимать как благо.

Ислам состоит из пяти столпов. Первый – произнесение слов «Ашхаду ан-ля-иляха илляллах, ва ашхаду анна Мухаммедан абдуху ва Расулюху», знать значение этих слов и искренне верить в них. Эти слова называются Калимату-ш-Шахада. Остальные четыре столпа – намаз, закят, пост и хадж (паломничество в Мекку). Если повреждается одна из этих основ, то и Ислам подвергается «повреждению». После исправления своего вероубеждения и следования предписаниям Ислама, необходимо продвигаться по пути Софийа алийа. На этом пути постигается познание Всевышнего Аллаха (марифат) и человек очищается от желаний нафса. Как может жить и пребывать в спокойствии тот, кто не знает своего Создателя?! Для того, чтобы познать Всевышнего, нужно забыть обо всем, кроме Аллаха. Это называется «фена биль-маруф». Тот, кто верит в свое бытие, не сможет познать Всевышнего. «Фена» и «Бека» – это состояния, рождающиеся, формирующиеся в сердце, в совести человека. Это невозможно просто так объяснить словами. Тот, кто не достиг блага познания Всевышнего, должен находиться в постоянном ее поиске. Не стоит растрачивать время на исправление презренных, временных и быстротечных вещей.

Читайте также