Имам-и Раббани (рахметуллахи алейх) в 261 письме первого тома «Мактубат» говорит:
«Каждый из вас должен хорошо усвоить, что молитва является вторым из пяти столпов Ислама. Она вобрала в себя все поклонения. Несмотря на то, что молитва является лишь одной пятой частью Ислама, благодаря своей собирательности, она стала олицетворением мусульманства. Намаз стал первым деянием, которое приближает человека к любви Всевышнего Аллаха. Благо созерцания (рует) Всевышнего Аллаха в Раю, которого удостоился господин миров и глава пророков в ночь вознесения, после возвращения в мирскую жизнь, было дано только во время намаза. Поэтому и сказано в хадис-и шарифе: «Намаз – мирадж верующих.» В одном из хадис-и шарифов сказано: «Больше всего человек близок к Аллаху во время намаза». Великим людям, неукоснительно следующим путем пророка, рует в этом мире дается только в намазе. Да, Всевышнего Аллаха в этом мире увидеть невозможно. Этот мир не достоин этого. Однако великим приверженцам, которые ни на шаг не отступают от пути, указанного пророком, во время совершения молитвы даруется отчасти это созерцание. Если бы не было приказано совершать молитву, то кто бы еще смог приоткрыть завесу, скрывающую красоту Создателя. Как, влюбленные верующие, смогли бы найти путь к своему возлюбленному Творцу. (Здесь подрaзумевaется не земнaя любовь, a любовь истово верующеrо в Аллаха). Молитва приносит усладу опечаленным сердцам. Молитва – утешение для больных душ. Пища для души. Молитва – исцеление для страждущих сердец. На это указывает хадис-и шариф: «О, Билал, порадуй меня!», в котором пророк велит прочитать азан. На это же указывает и хадис: «Молитва – отрада сердца моего, услада глаз моих!». Наслаждение, восхищение, знание, познание, положения, сияние, цвета, перемены в сердце, объяснимые и необъяснимые проявления, свойственные и несвойственные состояния, которые образуются вне молитвы и не объясняют ее истинности, все это лишь отражение образов и теней. Возможно все это не более, чем видение и плод воображения. Зрелый человек, постигший истинность намаза, вставая на молитву, словно покидает этот бренный мир и входит в мир загробный, обретает некие блага, свойственные миру вечному. Минуя образы, тени и видения, он получает долю наслаждения из подлинного, настоящего источника. Ибо в мире все совершенства, все блага состоят из образов и очертаний. Познание Всевышнего без каких-либо средств возможно лишь в мире вечном. Для того, чтобы получить истинное в этом мире, необходим мирадж (вознесение). Этот мирадж – намаз блaгочестивого мусульмaнинa. Это благо свойственно только этой умме. Это достигается благодаря покорности своему Пророку. Ибо Пророк (саллаллаху алейхи уасаллям) в ночь Мирaдж, покинул этот мир и отправился в мир вечный. Вступил в рай и был удостоен блaгодaти и счaстья созерцания. О, Всевышний Аллах! Одари великого Пророка (саллаллаху алейхи уасаллям) нашими добрыми делами, достойными Его величия! И всем Пророкам (аля набиуна уа алейхимуссалавати ваттаслимат) пошли доброе и хорошее, ибо они призывали людей познать Тебя и творить угодное Тебе, и указывали путь, избранный Тобою. Многие люди на пути тасаввуфа, из-за того, что не были осведомлены об истинности молитвы и не знали мудрости, свойственной ей, искали избавление от печали в другом. Для достижения своих целей они опирались на иные средства. Более того, некоторые из них думали, что намаз не имеет отношения к тасаввуфу и не связан с целью. Они ставили пост выше молитвы. А многие из тех, кто не смог постичь истину молитвы, искали утешение и душевную отраду в музыке и песнях, в отрешении от самих себя. Они считали, что их Возлюбленный находится за занавесом музыки. Потому они предавались пляскам. Однако они слышали хадис, в котором говорится: «Всевышний Аллах не создал исцеляющего действия в недозволенном (харам)». Конечно, утопающий хватается за соломинку. Любовь, делает влюбленного слепым и глухим. Если бы кто-нибудь дал им познать мудрость и совершенство молитвы, они не играли бы на свирелях и не пели даже для того, чтобы привести себя в экстаз.
О, мой брат! Насколько велика пропасть между молитвой и музыкой, настолько же далеки друг от друга блага, получаемые от совершения молитвы и печаль, рождаемая музыкой. Разумный человек многое поймет из всех этих знаков и указаний.
Наибольшее благо, дарованное Всевышним Аллахом, – это получение наслаждения от поклонений, не испытывая трудностей при их совершении. Тем более, ощутить всю прелесть молитвы не дано тем, кто не осилил этот путь, не прошел его до конца. Более того, вкусить отраду обязательных (фарз) молитв свойственно только им. Ибо тем, кто приблизится к концу этого пути, будет дано вкусить отраду дополнительных (нафиля) молитв. A те, кто находятся в конце пути, вкушают сладость только обязательных молитв (фарз намаз). Дополнительные (нафиля) молитвы уже не приносят им удовольствия, ведь они знают, что польза обязательных молитв огромна.
[Дополнительные молитвы – это все молитвы, кроме фарзов и ваджибов. Все сунны ежедневных пятикратных молитв и все, не относящиеся к ваджибам намазы, являются дополнительными молитвами. Сунны, которые являются и не являются муаккада, так же относятся к дополнительным.]
Чувства наслаждения, возникаемые во время совершения всех видов молитв, не приносят желаемого удовольствия нафсу. Когда человек ощущает это наслаждение от намаза, нафс, напротив, жалобно вопит и горько стонет. О, Всевышний Аллах! На какие высоты Ты вознес нас! Ведь для нас – страждущих и больных душ, огромное счастье и благодать услышать эти слова.
Знайте, что степень и важность молитвы в этом мире, равны тому высокому положению, когда в День Предстояния можно будет увидеть Всевышнего Аллаха. В этом мире человек наиболее близок к Всевышнему Аллаху во время совершения молитвы. A в ахирате человек ближе всего к Нему во время руета, то есть во время созерцания Всевышнего Аллаха. В этом мире все обряды поклонения служат для того, чтобы привести человека в состояние, в котором он может совершать намаз. Основная цель – совершение молитвы. Обрести вечное счастье и бесконечные блага возможно только с помощью совершения намаза.
Молитва намного ценнее всех поклонений и поста. Молитва наполняет радостью разбитые сердца. Намаз смывает грехи человека, хранит его от зла. В хадис-и шарифе сказано: «Намаз – праздник моего сердца, источник радости». Молитва – услада для опечаленных душ. Молитва – пища для души. Молитва – исцеление для сердца. В намазе существует такой момент, когда язык праведника становится подобным дереву, который обращался к Мусе (алейхиссалям).
Хазрат-и Имам-и Раббани (да будет милостив к нему Аллах) в 266 письме 1-го тома книги «Мактубат» говорит:
«После правильного уверования, необходимо в обязательном порядке изучать фикх, то есть обязательные и запретные предписания нашей религии. Необходимо в должной степени изучить обязательные предписания (фарз), ваджибы, дозволенное (халял) и запретное (харам), сунны и нежелательные (макрух), сомнительные действия и действовать соответственно полученным знаниям. Каждый мусульманин должен изучать книги по фикху. [Без этих знаний мусульманство невозможно]. Необходимо выполнять приказы Аллаха и стараться жить так, как угодно Ему. Ежедневная пятикратная молитва – это то, что больше всего любит и приказывает Всевышний Аллах. Намаз – это опора религии. Теперь же хочу несколько слов сказать о важности молитвы и о том, как она совершается. Слушайте очень внимательно! Прежде всего необходимо совершить малое омовение согласно сунне [т.е. так, как это указано в книгах по фикху]. При совершении омовения, необходимо три раза омыть места, подлежащие очищению, при этом особое внимание нужно уделять тому, чтобы эти места были омыты тщательно. Таким образом, омовение будет считаться совершенным по сунне. Обтирая голову (месх), необходимо охватить все ее стороны. Уши и шею нужно обтереть тщательно. Сообщается о том, что при омовении пальцев ног необходимо мизинцем левой руки провести между пальцами от нижней стороны ступни к верху. Необходимо придавать этому значение и не упускать из ввиду из-за того, что это мустахаб (рекомендуемое действие). Нельзя пренебрегать мустахабами. Ведь это то, что любит Всевышний Аллах и то, что Ему нравится. Если бы было известно, что отдав весь мир, можно выполнить одно деяние, угодное Аллаху, и если это деяние все же было бы совершено взамен на целый мир, то это считалось бы намного выгодней. Эта огромная польза и выгода, сравнима с тем, как если бы взамен нескольких осколков глиняного горшка, можно было бы заполучить ценный алмаз. Или это подобно тому, как если бы, отдав несколько камушков, можно было взамен вернуть душу умершего любимого человека и вдохнуть в нее жизнь.
Молитва – это мирадж (вознесение) верующих. Иными словами, блага, дарованные Пророку Мухаммеду (саллаллаху алейхи уасаллям) в ночь мирадж, в этом мире его умме (общине) дано вкусить только лишь во время молитвы. Мужчины должны быть внимательны к совершению обязательных совместных намазов, более того, они не должны упускать возможность выполнять первый такбир вместе с имамом. [Для женщин является большим грехом посещать мечеть, будь то для совершения совместной молитвы или для того, чтобы послушать хафиза или мавлид и находиться рядом с мужчинами и, тем более приходить в мечеть на пятничную молитву, с целью получения вознаграждений.]
Совершение молитвы вовремя [и знание того, что она совершена вовремя] – обязательное условие. [Будучи в уединении, каждую молитву необходимо совершать в начале наступления времени, предвечернюю и ночную молитвы нужно совершать согласно решению имам-и Азама. Чем позже совершается молитва, тем меньше вознаграждается савабами. Рекомендуемое (мустахаб) время предназначено для посещения мечети, для совершения молитвы совместно с джамаатом. Если не совершить намаз в назначенное время, то это такой же большой грех, как убийство человека. Этот грех не прощается с возмещением намаза (каза). Возмещается лишь долг пропущенной молитвы. Для того, чтобы этот грех был прощен, необходимо принести покаяние (тавба), либо совершить хадж-мабрур. «Ибн-и Абидин»]
При совершении молитвы Коран необходимо читать в количестве, соответствующем сунне. Во время выполнения руку’у и суджуда, конечно же, нужно оставаться неподвижным. Поскольку это фарз или ваджиб. Поднявшись с руку’у, необходимо выпрямиться так, чтобы все кости встали на свои места. После этого, выдерживание некой паузы в таком положении (стояние) является фарзом, либо ваджибом, либо сунной. То же самое относится и к сидению между двумя суджудами. На это, конечно же, нужно обращать особое внимание. В руку’у и суджуде тасбих произносится как минимум три раза. Самое большее произносится семь или одинадцать раз. А для имама количество тасбихов зависит от состояния джамаата. Стыдно, когда сильный, здоровый человек, совершая молитву в одиночку, произносит тасбих минимальное количество раз. Произнести нужно хотя бы 5 раз. Совершая суджуд, прикладывать к земле нужно сначала те части тела, которые находятся ближе к земле. А это значит, что сначала ставятся колени, затем руки, после этого нос и затем лоб. Правое колено прикладывается к полу прежде левого, также как и правая рука, прежде левой. Поднимаясь с суджуда, сначала необходимо поднимать те части, которые находятся выше. Значит сначала нужно отнять от земли лоб. Будучи на ногах, необходимо смотреть на место суджуда, будучи в руку’у – на ноги, совершая суджуд – на кончик носа, а во время сидения нужно смотреть на руки или колени. Если в намазе взгляд, направленный на перечисленные места, не будет уходить в сторону, то намаз может быть совершен с максимальной концентрацией. То есть и сердце может освободиться от мирских мыслей. Появится хушу (смиренность). Так говорил наш Пророк (мир ему). Раскрывать пальцы рук во время руку’у и прижимать их друг к другу в суджуде – сунна. На это так же необходимо обращать внимание. Не случайно и не просто так приказано раскрывать либо сжимать пальцы. Глава Ислама [Пророк Мухаммед (саллаллаху алейхи уасаллям)] делал так, думая о пользе этих действий. Для нас нет большей пользы, чем следовать главе Ислама (алейхиссалавату уассалам). Все сказанное нами, стимулирует и воодушевляет на выполнение вещей, указанных в книгах по фикху. Пусть Всевышний Аллах поможет нам и вам совершать благие деяния, указанные Исламом! Пусть Всевышний примет нашу молитву в честь Господина, наилучшего, самого главного из Пророков, (алейхи ва алейхим ва аля куллин минассалавати афдалюха ва минаттаслимати акмалюха). Амин»!
Хазрат-и Имам-и Раббани (да будет милостив к нему Аллах) в 69 письме 2-го тома книги «Мактубат» говорит:
«Хвала Всевышнему Аллаху! Приветствую и да ниспошлет Аллах мир и спокойствие своим избранным и любимым рабам! Пришло ваше послание. Очень радует понимание того, что друзья, братья, не сошли с верного пути. Пусть Всевышний Аллах укрепит вашу праведность и стремление следовать верным путем! Мы, вместе с нашими друзьями, продолжаем выполнять обязанности, возложенные на нас! Вы говорите, что пятикратную молитву совершаете совместно с джамаатом из 50-60 человек. Хвала Всевышнему Аллаху за это! Какое великое благо быть сердцем с Всевышним Аллахом, облагораживать тело, органы выполнением религиозных норм Ислама. В наше время многие люди не проявляют усердия при совершении намаза. Не придают значения туманинету [неподвижность тела в определенных частях молитвы] и тадиль-и аркану [промежуток времени, за который можно успеть произнести «Субханаллах»]. И потому, мои любимые, я вынужден обратить ваше внимание на это. Слушайте внимательно! Пророк (мир ему) говорил: «Самый большой вор – это тот, кто крадет из своей молитвы.» У него спросили: «О, Пророк! Каким образом кто-то может красть из собственной молитвы?». Пророк ответил: «Не совершая в полной мере руку’у и суджуд.» Как-то раз он сказал: «Аллах не примет молитву того, кто при совершении руку’у и суджуда, не задержится немного, приводя поясницу в необходимое положение». Пророк, увидев, как некто, совершая молитву, руку’у и суджуд выполнял не полностью, спросил: «Совершая свои молитвы таким образом, не боишься ли ты умереть, в чужой религии, не в религии Пророка Мухаммеда (мир ему и благословение Аллаха)?». И добавил: «Если кто-либо из вас, при совершении молитвы, поднявшись с руку’у, не выпрямится полностью и если при стоянии на ногах, каждая часть тела не примет свое положение, то молитва не будет выполнена полностью». Еще он сказал, что: «Пока между двумя суджудами не сидеть выпрямившись, молитва не будет выполнена полностью». Однажды Пророк, увидев, как некий человек, совершая намаз, не последовал правилам его совершения, не выпрямился, поднявшись с руку’у и не выполнил сидение между двумя суджудами, сказал: «Если ты умрешь, совершая намаз таким образом, то в Судный День тебя не признают из моей уммы». В другой раз пророк сказал: «Если ты умрешь в таком состоянии (не совершая полностью молитву), то умрешь не в религии Мухаммеда (алейхиссалям)». Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) говорил: ”Тот, у кого не будет принята ни одна из молитв, совершенных на протяжении шестидесяти лет, это тот, кто руку’у и суджуды выполнял не полностью”. Зайд ибни Вахб (рахметуллахи тааля алейх) увидел, как некто, совершая молитву, исполнял руку’у и суджуды не полностью. Он подозвал его к себе и спросил, как долго тот совершает молитву подобным образом. Когда человек ответил, что на протяжении сорока лет, то Зайд ибни Вахб сказал: «Ты сорок лет не совершал молитвы. Если ты умрешь, то умрешь не по сунне [то есть религии] Пророка Мухаммеда (саллаллаху алейхи уасаллям)».
Как сообщает Табарани (рахметуллахи тааля алейх) в книге «Авсат», если верующий правильно совершает молитву, полностью выполняет руку’у и суджуды, то его молитва возрадуется и наполнится нуром. Ангелы вознесут эту молитву к небесам. Намаз будет делать добрые дуа за человека, который его совершил, прося Всевышнего защитить его так же, как он защитил его от неполноценности. Если намаз исполнен плохо, то он становится черным. Ангелы гнушаются подобной молитвой. Не возносят к небесам. Эта молитва будет совершать плохие дуа за человека, который ее совершил. Она (молитва) скажет: ”Пусть Всевышний Аллах пошлет тебе лишения так же, как ты обрек меня на лишения и погрузил меня в тяжелое состояние”. В таком случае, нужно стараться исполнять молитву в полной мере, соблюдать «тадиль-и аркан», полностью выполнять руку’у, суджуд, кавма [выпрямление после руку’у] и джельса [сидение между двумя суджудами]. Увидев же недостатки в намазе у других людей, необходимо сообщать им об этом. Нужно помогать братьям по вере совершать правильный и полный намаз. Необходимо расчищать дорогу, ведущую к выполнению туманинета [неподвижность частей тела] и тадиль-и аркана [неподвижное состояние на протяжении промежутка времени, достаточного для произнесения «Субханаллах»]. Многие мусульмане лишены чести выполнять их. Они упускают из рук это благо. Очень важно рассказывать об этом другим людям. Пророк Мухаммед (алейхиссалям) говорил: «Тот, кто напомнит об одной моей забытой сунне, получит награду (саваб) ста шахидов.»
Совершая совместную молитву (джамаат намаз), так же необходимо уделять внимание на выравнивание рядов. Нельзя выбиваться из ряда вперед или назад. Все должны стараться встать в одну линию. Наш Пророк сначала выравнивал ряды и только потом вставал на молитву. Он говорил: «Выравнивание рядов – одна из составных частей намаза.» О, Всевышний Аллах! Вознагради нас своей безграничной милостью! Не сбивай нас с правильного пути!
——————————-
Если мусульманин хочет быть достойным почтения в этом мире и счастливым в загробном, то ему необходимо обладать этими тремя качествами:
Не ожидать ничего от земных существ. Не злословить мусульман [и неверующих зимми, даже если их уже нет в живых]. Не брать то, что принадлежит другому.