Если из тела не перестает выделяться то, что нарушает омовение, это считается извинительным состоянием – «Узр». К узру относятся: мочеиспускание, понос, испускание газов, кровотечения из носа, кровь из раны, сукровица, слезы, вызванные болью или заболеванием глаз, кровотечение истихаза у женщин. Если перечисленное не прекращается в течении времени одной молитвы, то человек становится обладателем состояния узр. Необходимо будет остановить эти причины, используя тампоны, лекарственные средства или совершая молитву сидя или даже жестами. Мужчины, страдающие недержанием мочи, должны ввести в мочеиспускательный канал ватный тампон, величиной с ячменное зернышко. Если моча выделяется в небольших количествах, то впитываясь в вату, она не будет проступать наружу. Таким образом, омовение не будет нарушено. При справлении малой нужды, вата сама выйдет наружу. Если моча выделяется в больших количествах, то тампон может не справиться и излишки мочи, проступившие наружу, нарушат омовение. Выделяющаяся моча не должна пачкать белье. Женщины должны постоянно использовать прокладки из ваты или ткани, называемые «кюрсуф». Если остановить выделения не удается, то перед каждым намазом необходимо совершать омовение. Обладатель узра, совершив омовение один раз, может совершать фарзы этого времени, задолженности по молитвам, дополнительные молитвы, пока время молитвы не выйдет. Могут брать в руки Священный Коран. По окончанию времени молитвы заканчивается и действие омовения. Если на протяжении этого времени омовение нарушилось по другим причинам, то необходимо снова совершить омовение. Например, если омовение было совершено после того, как шла кровь из одной ноздри, а после, кровь пошла из другой ноздри, то омовение считается нарушенным. Чтобы считаться обладателем состояния узр, выделения, которые нарушают омовение, должны продолжаться в течение времени одной молитвы. Если после совершения омовения, оно не нарушается на протяжении времени совершения одного фарза этого времени, то это не будет считаться извинительным состоянием. По одному из решений мазхаба Малики, обладателем состояния узр становятся, если выделяется хотя бы одна капля. Если у человека, находящегося в извинительном состоянии, во время последующих молитв, проступит хотя бы один раз одна капля, то состояние узр продлевается и на эти времена. Если же выделения отсутствовали на протяжении времени одной молитвы, то состояние узр считается оконченным. Если нечистоты, являющиеся причиной узра, весом более одного дирхама испачкают одежду, и если существует возможность избежать повторного загрязнения нечистотами, то это место необходимо постирать.
Если человек, при совершении полного омовения (гусль), опасается заболеть, обострить болезнь или затянуть выздоровление, то он совершает таяммум. Такое опасение должно быть подтверждено своим опытом, либо рекомендацией праведного врача – мусульманина. Также принимаются слова врача, за которым не наблюдалось открыто совершенных грехов. Холод, отсутствие крова, отсутствие возможности нагреть воду, отсутствие денег на посещение бани могут стать причинами болезни. По мазхабу Ханафи, с одним таяммумом можно совершать сколько угодно фарзов. По мазхабам Шафии и Малики, для каждого фарза необходимо совершать отдельный таяммум.
Если части тела, подлежащие малому омовению, наполовину покрыты ранами, то выполняется таяммум. Если же ранами покрыто меньше половины, то здоровые части омываются, а на раны проводится обтирание (месх). Так как при гусле все тело считается одним целым органом, то если половина тела покрыто ранами – совершается таяммум. Если же тело покрыто ранами меньше чем наполовину, то здоровые части омываются, а на раны проводится месх. Если обтирание раны может нанести вред здоровью, то рана обтирается поверх повязки. Если и это может навредить, то никакое обтирание не совершается. Если при совершении малого и полного омовений, обтирание головы может навредить, то обтирание не делается. Безрукий, либо имеющий раны, экземы на руках, и поэтому не имеющий возможности использовать воду, совершает таяммум. Для этого лицо, руки проводятся по земле (по стене, побеленной известью, по глинянной и каменной стенам). Если у человека, лишенного рук и ног, ранами покрыто и лицо, то он совершает молитвы без омовения. Если у человека нет помощника для совершения омовения, то делается таяммум. Такому человеку обязаны помогать его дети, прислуга либо человек, нанятый на платной основе. Можно попросить помощи и у других. Но они не обязаны помогать. Муж и жена также не обязаны помогать друг другу совершать омовение.
Если ранку, образовавшуюся после сдачи крови, применения пиявок, либо повязку (вата, бинт, пластырь, мазь), наложенную на гнойник, на место перелома кости или вывиха, нельзя омыть или протереть холодной, горячей водой, то при малом и большом омовениях, поверх большей части этих мест производится месх один раз. Если снятие повязки может навредить, то здоровые места под повязкой не омываются. Обтираются видимые здоровые места между повязками. После омовения делать перевязку необязательно. Если после обтирания повязку поменяли или сверху наложили еще повязку, то делать повторное обтирание не требуется.
Тот, кто не может стоять на ногах, или же высока вероятность, что из-за стояния на ногах болезнь обострится, совершает молитву сидя и для руку’у делает легкий наклон. Затем выпрямляется и после этого совершает два суджуда. Усаживается так, как ему удобно. Допустимо сидеть на коленях, «по турецки», согнув ноги и обхватив их руками. Головные, глазные боли, а так же боли в коленях и коленных суставах, тоже относятся к болезни. Риск быть замеченным врагом так же относится к состоянию узр. Если при совершении молитвы стоя, нарушается омовение или пост, то молитва совершается сидя. Тот, кто может совершить молитву стоя, прислонившись к чему-либо, молится прислонившись. Тот, кто не может долго оставаться на ногах, ифтитах такбир делает стоя, а при появлении боли может сесть.
Тот, кто не может совершать суджуды, прикладывая голову к земле, тот совершает молитву стоя, а руку’у и суджуды выполняет знаками сидя, при этом для руку’у делается легкий наклон вперед, для суджуда наклоняется больше. Тот, кто не может наклонить тело для руку’у и суджуда, делает жесты головой. При совершении суджуда нет необходимости прикладывать лоб на что-либо. Такая молитва хоть и будет действительной, но будет считается макрухом (нежелательным), даже если для суджуда наклон выполнялся больше, чем для руку’у. Если есть возможность совершать молитву сидя, оперевшись на что-либо, то совершать ее лежа жестами, не разрешается. Однажды Пророк посетил больного. Когда увидел, что больной делает суджуд, поднеся подушку ко лбу, отобрал ее. Тогда больной начал подносить ко лбу полено. Пророк отобрал и его, и сказал: «Если есть силы, делай суджуд на пол! Если сил нет, не подноси ничего ко лбу для суджуда! Делай жестами и для суджуда наклоняйся больше, чем для руку’у!» Как указано в книге «Бахр-ур раик», в 191 аяте суры Аль-и Имран сказано: «Тот, у кого хватает сил, пусть совершает молитву стоя. У кого нет сил, совершает сидя. У кого нет сил сидеть, совершает молитву лежа». Когда заболел Имран бин Хусейн, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал ему: «Совершай стоя! Если нет сил, совершай сидя! Если нет сил и для этого, совершай молитву лежа на боку или на спине!». Из сказанного становится понятно, что, больной, который не может стоять на ногах, совершает молитву сидя. Тот, кто не может сидеть, совершает лежа. Совершать молитву сидя на стуле, кресле не разрешено. Больному, либо путнику, передвигающемуся на автобусе или самолете, совершать молитву сидя на стуле, кресле – не соответствует Исламу. Тот, кто не сможет совершить намаз с джамаатом стоя на ногах, молитву совершает дома, стоя. Ниже перечислены 20 условий, при которых несовершение молитвы совместно с джамаатом, считается извинительным: дождь, очень жаркая или холодная погода, опасность, грозящая жизни или имуществу, боязнь остаться одному в пути, очень темная ночь, бедняк, который боится ареста за невыплаченный долг, слепота, паралич, вследствие которого человек не может передвигаться, отсутствие одной ноги, быть больным, бессилие, сильная грязь, быть неходячим, неходячий пожилой человек, в случае, когда нельзя пропустить важный и редкий урок по фикху, боязнь остаться без любимого блюда, собираться в дорогу, не найти замену для присмотра за больным, в случае, если в ночь поднимется сильный ветер, позывы к испражнению. Извинительным состоянием для непосещения пятничной молитвы может быть, страх обострения болезни или затягивания выздоровления, не с кем оставить больного, тяжело передвигаться из-за преклонного возраста. Добираться до джамаата предпочтительнее пешком, чем на транспорте. В мечети, совершать молитву жестами сидя на стуле, в кресле свесив ноги, не разрешается. Совершать молитвы не по шариату является нововведением – Бид’ат. В книгах по фикху написано о большом грехе совершения бид’ата.
Больной, который не может сидеть, даже опираясь на что-либо, совершает молитву лежа на спине, если не может на спине, то лежа на правом боку, делая жесты головой. Если нет возможности повернуться в сторону Киблы, то молитва совершается в том направлении, в котором ему удобно лежать. Лежащему на спине больному подкладывают что-либо под голову, чтобы лицо смотрело на Киблу. Ноги лучше подогнуть, чтобы они не были вытянуты в сторону Киблы. Если больной не может сделать жесты головой, то ему разрешено оставить молитвы, для восполнения в будущем. Тот, кому стало плохо во время намаза, продолжает его так, как может. Если больной начал совершать молитву сидя, и во время молитвы почувствовал себя лучше, то он может продолжить молитву встав на ноги. Человек, потерявший сознание, рассудок, молитву не совершает. Если он придет в себя до истечения времени пяти молитв, то восполняет все пять пропущенных молитв. Если же пришел в себя после истечения времени шести намазов, то пропущенные молитвы не восполняет. Пропущенные молитвы нужно восстанавливать безотлагательно, совершая их пусть даже жестами. Для имеющего долги по намазам, перед смертью завещать наследникам выплату «Фидья», будет ваджибом. Если такого завещания не последовало, то это могут сделать наследники или даже совсем чужой человек.