ОЧИЩЕНИЕ ОТ НАДЖАСЫ (НЕЧИСТОТ)

by Admin

 

На теле, одежде и на месте совершения молитвы, не должно быть скверны и нечистот. Платок, головной убор, чалма, мест и деревянные сабо так же относятся к одежде. Так как концы шарфа или платка, свисающие с шеи человека, двигаются одновременно с ним во время совершения молитвы, то они тоже считаются одеждой, соответственно, если они не будут чистыми, то намаз не будет принят. Если те места коврика, куда ставятся ноги и прикладывается голова будут чистыми, а другие места будут загрязнены, то молитва будет принята, потому что коврик не прилегает к телу, как шарф. Однако, если при человеке находится сосуд с мочой, то его молитва не будет принята, так как сосуд не является местом, образования мочи. [Отсюда можно сделать вывод, что имея в кармане закрытый бутыль с одеколоном, спиртом, йодом или коробочку с салфеткой, испачканной кровью, кусок ткани с нечистотами, совершать молитву не разрешается.] Места, куда ставят ноги и прикладывают голову при суджуде, должны быть чистыми. Молитва, совершенная поверх ткани, стекла, нейлона, которыми укрыты нечистоты, считается принятой. При этом, если подол одежды будет касаться сухой наджасы во время земного поклона, то это не повлияет на намаз. Если на теле, одежде, на месте совершения молитвы имеются тяжелые нечистоты весом менее одного дирхема, то намаз будет принят. Если наджаса окажется весом в один дирхем, то это будет являться тахриман макрухом (близким к запретному), и очищение этого места является ваджибом, если же больше одного дирхема – фарзом (обязательным). Очищение от нечистот весом менее одного дирхема является сунной. Смыть даже одну каплю вина считается фарзом. По мнению имамейнов [имам-и Абу Юсуф и имам-и Мухаммед] и ученых остальных трех мазхабов, очищение от всех тяжелых нечистот, даже от самой мельчайшей частички, является фарзом. Необходимо учитывать то количество наджасы, которое имеется непосредственно во время совершения намаза, а не то, которое было изначально при загрязнении.

В твердых нечистотах вес в один дирхем равен одному мискалю, то есть 4,8 грамма. В жидких нечистотах это значение равно площади углубления раскрытой ладони.

Если твердые нечистоты, весом менее одного мискаля, испачкают одежду площадью больше ладони, то это не является препятствием для намаза.

Различают два вида нечистот:

1 – Каба наджасат – тяжелые нечистоты. Все то, что нарушает малое или полное омовение при выходе из организма человека. Необработанная шкура, мясо, испражнения и моча животных и их детенышей, мясо которых не употребляется в пищу (кроме летучей мыши), человеческая кровь и кровь всех животных, вино, падаль, свинина, помет домашних животных, экскременты вьючных животных, овец и коз являются «гализом», то есть тяжелыми нечистотами.

2 – Хафиф наджасат – легкие нечистоты. Попавшие на одежду или тело легкие нечистоты, и испачкавшие одну четвертую часть их поверхности, не причинят вреда молитве. Моча четвероногих животных, мясо которых дозволено употреблять в пищу и помет птиц, не дозволенных к употреблению, относятся к легким нечистотам. Помет голубей, воробьев и тому подобных птиц, разрешенных к употреблению, является чистым.

Ракы (анисовая водка) и спирт, полученные путем перегонки, относятся к тяжелым нечистотам, а их употребление является таким же запретным, как и употребление вина.

Перед совершением молитвы необходимо отмыть одежду и кожу от крови, спирта и алкогольных напитков. Их испарение или выветривание не приводит к чистоте. Сосуды с этими и подобными веществами необходимо вынуть из карманов.

Наджаса очищается любой чистой водой, в том числе водой, использованной при малом и полном омовениях, и такими жидкостями, как уксус и розовая вода. Вода, использованная при малом омовении и гусле, называется муста’маль. Эта вода считается чистой и пригодной для удаления нечистот. Однако применять ее повторно для малого и полного омовений нельзя.

Истинджа. Очищение от нечистот, выделяемых из половых органов и заднего прохода, называется «истинджа». Истинджа или очищение, относится к категории суннат-и муаккада. То есть очищение водой или камнем заднего прохода и половых органов мужчин и женщин от остатков скверны и мочи после справления нужды, является сунной. В случае, когда истинджа водой не представляется возможной из-за присутствия рядом другого человека, при котором открытие мест аврат запрещено, то нужно отказаться от очищения водой, даже при наличии большого количества нечистот. Аврат не открывается. Молитва совершается в таком состоянии. Если человек откроет интимные места при другом человеке, то он будет являться фасиком (мусульманином, открыто совершающим грехи) и совершившим харам. Если найдется укромное место, то необходимо совершить истинджа водой и восстановить молитву. Если исполнение одного предписания может стать причиной совершения харама, то для избежания запретного действия, необходимо отложить или отказаться от выполнения данного предписания.

Совершать истинджа костью, навозом, кирпичом, осколками стекла и цвоточных горшков, углем, кормом для животных, чужим имуществом и предметами, имеющими материальную ценность, таких как, например, шелк, вещами, вынесенными из мечети, водой замзам, листьями, бумагой, является весьма нежелательным действием (тахриман макрухом). Чистую бумагу тоже нужно ценить. Можно совершать истинджа газетой или исписанной бумагой, на которой не имеются слова, касающиеся религии. Однако, совершать истинджа бумагой, на которой написаны исламские (арабские) буквы, нельзя. Справлять нужду, расположившись лицом или спиной к Кибле, в положении стоя, оголившись, без всякой на то необходимости, является макрухом. Нельзя совершать полное омовение там, где под ногами собирается моча. Но, если, моча утекает не скапливаясь, то совершать полное омовение разрешается. Вода, использованная для истинджа, становится наджасой. Она не должна брызгать на одежду. Поэтому истинджа необходимо совершать в укромном месте, открыв места аврат. Истинджа не будет считаться совершенной, если стоя у крана, промывать половые органы, запустив руку под нижнее белье водой, набранной в ладонь. Капля мочи, попавшая в ладонь с водой, превращает ее в наджасу, а нижнее белье, куда попала такая вода, становится оскверненным. Если площадь попадания такой воды на одежду составит больше ладони, то намаз в такой одежде не будет принят.

Истибра. Освобождение мочевых каналов от остаточной мочи у мужчин путем откашливания, хождения либо лежа на левом боку, является ваджибом. Нельзя совершать малое омовение (вуду, абдест), пока не будет уверенности в том, что вся остаточная моча вышла. Если просочится хоть одна капля мочи, то и малое омовение нарушится, и одежда испачкается. Если площадь попадания мочи на белье будет меньше ладони, то намаз, совершенный после омовения в такой одежде, будет макрухом, если же больше, то молитва не будет принятой. Те, кто затрудняются в выполнении истибры, должны поместить в мочевой канал ватный тампон, величиной с ячменное зерно. Тампон будет впитывать мочу, не давая ей выйти наружу. Нужно проследить, чтобы кончик тампона не выглядывал наружу.

Читайте также