ИМАМ АЛЬ-АШ’АРИ

(Абу-ль-Хасан; Али б. Исмаил. Родился в 260 или 266/879 и ум. в Басре в324 или 330/941)

Род Имама через его предков восходит к Сподвижнику Абу Муса аль-Ашари: Али б. Исмаил б. Исхак б. Салим б. Исмаил б. Абдуллах б. Муса б. Билял б. Аби Бюрдэ б. Абу Муса аль-Ашари, да будет милостив к ним и доволен им Аллах.

Имам аль-Аш’ари будучи поначалу учеником мутазелита Абу Али аль-Джуббаи, стал последователем этой школы. Приверженцем мутазелизма он оставался вплоть до сорока лет. К сорока годам, когда кругозор его расширился через знакомство с трудами выдающихся ученых Приверженцев Сунны (Ахлю-с-Сунна валь-Джама’а), имам оставил ложный путь мутазилитов и стал последователем вероучения Суннитов. Об этом он объявил всенародно, поднявшись на трибуну проповедника. С этой трибуны он всенародно объявил об отходе от этой школы и просил принять к сведению, что все работы, написанные им в русле этого мазхаба считать аннулированными. С этого момента верховенство идеологии мутазилизма резко пошло вниз, так как до этого момента имам был в числе главных распространителей этого ложного течения в Исламе. Отныне, распространение истинного вероучения стремительно пошло вверх. На всех диспутах, где мутазилиты пытались противостоять Имаму аль-Ашари, они терпели поражение.

Об одном таком диспуте рассказывает очевидец Абу Сахл ас-Су’луки:

“Однажды в Басре я стал свидетелем дискуссионной схватки между имамом аль-Ашари и мутазилитами. Противники имама были в большом количестве. Они выступали против него поочередно, но все терпели поражение. Ничего не могли противопоставить его оппоненты против убедительных аргументов имама. Случилось так, что ко второй половине этого дня уже никто не решался противостоять имаму. После этого была объявлена следующая дата встречи.

На следующий раз мы все собрались в назначенном месте в предвкушении интересного научного диспута, но никто из противников не пришел. Один из наших друзей высказал известную поговорку: “Пиши, что испугались, и повесь объявление на дверь”! (IAA, IV: 54).

Основополагающие Книги по вероучению мазхаба Аш’ари

Основатель 2-го мазхаба по Вероучению Приверженцев Сунны – Имам аль-Аш’ари в своих работах опирался на сообщения Имамов Малика б. Анаса, аш-Шафии, Ахмада б. Ханбала.

Имамы последующих поколений в своих трудах придерживались иджтихада Имама аль-Аш’ари, да будет милостив к ним ко всем Аллах субхана ва тааля.

I. Имам аль-Аш’ари (Абу-ль-Хасан Али б. Исмаил; 266/879-330/941):
1. “Аль-Ибана ан усули-д-Дийана” – издана в Хайдарабаде в 1948-ом году.
2. “Китабу-л-Лума’ фи’р-рэд аляа эхли-з-зийа’ ва-ль-бида’ “.
3. “Истихсану-ль-хауз фи ильми-ль-калам”.
4. “Макалату-ль-Исламиййин ва ихтилафу-ль-мусаллин” – Произведение в 2-х томах по истории мазхабов. Издана в Каире в 1950-ом году.

II. Имам Бакиллани (Кады Абу Бакр Мухаммад б. Таййиб; ум. в 403/1013):
1. “Ат-Тамхид ва-р-рэд ала эхли-ль-эхва ва-ль-бида’ ” – издана в Бейруте в 1957 году.
2. “Китабу-ль-Инсаф” – книга издана в Каире в 1950-ом году.

III. Имам Джувэйни (Абд-ул-Малик б. Абду-л-Лах б. Йусуф б. Мухаммад; Имаму-ль-Харамэйн; Абу-ль-Меали; ум. в 478/1085):
1. “Аль-Иршад иля каваты’и-иль-эдилля фи усули-ль-итикад” – Каир, 1950 г.
2. “Аш-Шамил фи усули-д-дин” – Каир, 1959 г.
3. “Аль-Акыдату-н-Низамиййа” – Каир, 1948 г.

IV. Имам Абд-ул-Кахир аль-Багдади
(б. Тахир б. Мухаммад ат-Тамими; Абу Мансур; ум в 420/1029):
1. “Усулу-д-Дин” – Стамбул, 1928 г.
2. “Аль-Фарк бэйне-ль-фырак” – Каир, 1948 г.

V. Абу Исхак аль-Исфарани (ум. в 418/1027); Абу Джафар ас-Симнани (ум. 444/1052); Ибн Фурэк (ум. 400/1015), – Этих и вышеперечисленных ученых, живших и писавших свои произведения до Имама аль-Газали, относят к первому периоду (старому). Их называют “Кудема” или “Мутакаддимин”. Имам Ибни Асакир (ум. 571/1176) в своей книге “Тэбйину кизбы-ль-муфтари…” дает пространную информацию об этих ученых и их произведениях.

VI. Имам аль-Газали (Абу Хамид Мухаммад б. Мухаммад; ум. в 505/1111)

1. “Аль-Иктисад фи-ль-итикад”;

2. “Каваиду-ль-акаид” (первая часть его “Ихья…”);

3. “Тэхафиту-ль-фаласифа”; 4. “Ар-Рисалату-ль-кудсиййа фи каваиди-ль-акаид”.

Нижеследующих ученых-богословов, живших и писавших свои труды
после Имама аль-Газали, называют “Мутеаххирин”.

I. Имам аш-Шихристани (Абу-ль-Фатх Мухаммад б. Абд-ул-Карим; ум. в 548/1153):
1. “Нихайату-ль-икдам фи ильми-ль-калам” – (Лондон, 1934);
2. “Аль-Милал ва-н-Нихал” – (История религиозных школ. Каир, 1381/1961).

II. Фахруддин ар-Рази (Мухаммад б. Умар; ум. в 606/1209):
1. “Мухассалу афкари-ль-Мутакаддимин ва-ль-Мутеаххирин мине-ль-Улама ва-ль-Хукама ва-ль-Мутакалимин” – (Каир, 1323/1905);
2. “Меалиму-д-дин” – Напечатан на краях страниц предыдущей книги “Мухассалу…”;
3. “Аль-Арбаин фи усули-д-дин” – (Хайдарабад, 1353/1934);
4. “Аль-Мэбахису-ль-машрикиййа” – (Хинд, 1343/1924);
5. “Итикадату фираки-ль-муслимин ва-ль-мюшрикин” – (Каир, 1938);
6. “Мэфатиху-ль-гайб” – книга по тафсиру, но ее относят также и к вероучению.
(IAA, VIII: 273).

III. Имам аль-Амиди (Али б. Мухаммад; Абу-ль-Хасан; Сайфуддин; ум в 631/1233):
“Абкар-уль-эфкар”. (IAA, VIII: 116).

IV. Имам Кады аль-Байдави (Абдуллах б. Умар б. Мухаммад б. Али; Абу-ль Хайр; Насируддин; ум. в 685/1286, да будет милостив к нему Аллах): –

“Тэвали-уль-анвар”. Напечатан в Стамбуле вместе с “Мэталиу-ль-энзар” (комментарии Шамсуддина Исфахани) на краях комментарий к книге “Мэвакиф”. (IAA, VIII: 125-132).

V. Адудуддин аль-Иджи (ум. 756/1355):

1. “Мэвакиф фи ильми-ль-калам” – Это произведение печаталось неоднократно вместе с комментариями к ней Имама ад-Джурджани и до сих пор используется в качестве учебного пособия в Азхаре и учебных заведениях Туниса. (“Шарху-ль-мэвакиф”, Стамбул 1311/1893).
2. “Акаид-и Адудиййа” – И это произведение многократно печаталось вместе с комментариями к ней Джалаладдина ад-Дэввани (ум. 907/1301).
3. “Джавахиру-ль-калам”.

VI. Са’дуддин ат-Тафтазани (Масуд б. Умар; ум. 797/1395):
1. “Шарх-уль-Акаид” – Известное богословское произведение. Первые издания: Калькутта – 1828; Дели – 1870; Лекнов – 1876; Джавнпур – 1903; Каир – 1879.
Существует много произведений с комментариями к этой книге. Кятип Челеби в своем “Мэвдуат ул-улум”е упоминает около 50-ти названий. Одна из наиболее известных: “Хашия аляа Шархи-ль-Акаиди-н-Нэсефийа” – имама ас-Сиялкути (Абд-ул-Хаким б. Шамсаддин М.; ум. 1067/1656).
2. “Тахзиб-уль-мантык ва-ль-калам” – Книга о логике и вероучении. (Калькутта, 1243/1827).

VII. Саййид Шариф аль-Джурджани (ум. 816/1413):
1. “Шарху-ль-Мэвакиф” – Комментарии к книге “Мэвакиф фи ильми-ль-калам” имама Иджи. Пользуется большим вниманием ученых.
2. “Хашийа-и Таджрид”.

VIII. Лэкани (Ибрахим б. Лэкани аль-Малики; ум. 1041/1631):

“Джэвхарату-т-Таухид”. Часто используемая работа по вероучению.
К вышеуказанным авторам можно добавить имена следующих богословов: Суси (ум. 896/1490); Фадали (ум. 1237/1821); Баджури (ум. 1277/1860).

Перечисленные ученые-богословы, жившие и писавшие свои труды начиная от Имама аль-Газали, относятся к так называемому Последнему Периоду – “Мутеаххирин”.

Читайте также