1. Имам Абу Мансур аль-Матуриди
(Мухаммад б. Мухаммад б. Махмуд; умер в 333/944 г. в Самарканде):
1) “Китабу-т-таухид”. Это произведение имама указывалось во многих источниках, но местонахождение подлинника долгое время было неизвестно. Йусуф Зийа Йорукан издал два текста, предположительно имама аль-Матуриди. Тексты были напечатаны в 1953-м году в издании Анкарского университета “Журнал Факультета Иляхийат” под названиями “Китабу-т-Таухид” и “Рисалатун фи-ль-акаид”.
Для разъяснения данного вопроса, Мухаммад Танджи выделил из книги “ат-Табсира'” Эбу Муина ан-Нэсефи фрагменты, относящиеся к имаму аль-Матуриди, и издал их в том же журнале в 1955-м году. Ранее Фетхуллахом Хулейфом были найдены рукописи “Китабу-т-таухид”а в Кембридже, на которое и опиралось вышеуказанное издание.
2) “Тэ’виляту Ахлю-с-Сунна” или по другому ” Тэ’виляту-ль-Матуридиййа фи бэйани усули Ахлю-с–Сунна уа усули-т-Таухид”. Эта работа имама относится к тафсиру Корана, в которой даются толкования айатов, относящихся к вероучению. Об этой работе имама восторженно отзывается Эбу Муин в книге “Табсира’…” и Кятиб Челеби в книге “Кешф-уз-зюнун”. Тем не менее, этот трактат до сих пор еще не издан, и знания доходят до читателя через труды последователей имама Аль-Матуриди, о которых будет сказано ниже.
4) “Бэйану вэхми-ль-Мутазила”;
5) “Рэдду усули-ль-хамсэ” – эти трактаты являются опровержением выводов ученого-мутазилита Абу Мухаммада ал-Балхи.
6) “Рэдду Эваили-ль-Эдилла”;
7) “Рэдду тахзиби-ль-джедель”;
8. “Рэдду ваиду-ль-фуссак” – опровержения работ другого мутазилита – Ка’би.
9) “Рэдду китаби-ль-имамэ” – является опровержением работ Рафидитов и Карамитов.
В Энциклопедии Исламских Ученых (IAA – IV: 202) приводятся следующий список р4абот Имама Матуриди:
1) “Китабу-т-таухид”.
2) “Тэ’вилят-уль-Куран” – по толкованию Корана.
3) “Рэдду Эваили-ль-Эдилла лиль Ка’би ва Бэйану вэхми-ль-Мутазила”;
4) “Рэдду аляа усули-ль-Карамита” – опровержение Карамитов
5) “Рэдду китаб-уль-имамэ ли Ба’зир-Ревафиза” – опровержение противников Сахабов.
6) “Китаб-уль-Макалат фи-ль-калам” книга по богословию.
7) “Мэхаз-уш-Шариййа” – книга по религиозному праву (Фикху).
8) “Китаб-уль-Джэдель” – книга по Основам Фикха (Усюль). Кроме перечисленных, сказано в энциклопедии, Имаму принадлежат и другие работы.
2. Хаким ас-Самарканди (Абу-ль-Касым Исхак б. Мухаммад; ум. 343/953):
“Эс-Сэваду-ль-А’зам”. Эта книга ученика Имама аль-Матуриди была издана в Стамбуле на 220-ти страницах вместе с комментариями, в издательстве “Даруссаадет, Ахтер матбаасы” без указания года издания. В книге рассмотрены 62 вопроса. (IAA – 4: 120).
3. ан-Нэсефи (Абу Муин; Маин; 418/1027-508/1114)
(Мэймун б. Мухаммад б. Мухаммад. б. Му’темид б. Мекхул аль-Мекхули Абу Муин ан-Нэсефи):
1) “Тэбсирату-ль-эдилла”. Эта работа считается среди ученых самой обширной и наиболее значительной после работ имама аль-Матуриди. Фетхуллах Хулейф сообщал, что собирается эту работу издавать, но она так до сих пор не издана.
2) “Ат-Тэмхид ли-кава-ид-ит-таухид”.
3) “Бахр-уль-калам фи акаид-и ахл-иль-Ислам”. (IAA–VII: 147).
4. Нуреддин ас-Сабуни (Ахмад б. Махмуд б. Абу Бакр; ум. 580/1184 г. в Бухаре):
1) “Аль-Кифайа фи-ль-Хидайа” – работа не издана.
2) “Китабу-ль-Бидайа мине-ль-Кифайа фи-ль-Хидайа фи усули-д-Дин”. Книга издана в Египте в 1969-м г. Фетхуллахом Хулейфом, затем издана Бекиром Ташкопурзаде в Анкаре в 1979-м г., вместе с турецким переводом. Это издание имело несколько названий: “Телхису-ль-кифайа”; “Аль-Бидайа фи усули-д-дин” или коротко “Мухтасару-ль-Хидайа”.
5. ан-Нэсефи (Хафизу-д-Дин Абу-ль-Баракат)
Абдуллах б. Ахмад б. Махмуд; ум. в 710/1310-ом году:
“Аль-Умда”, и комментарии к этой работе самого автора “Аль-Итимад фи-ль-Итикад”. Работы не изданы.
6. Камалиддин аль-Бэйади (Ахмад б. Хасан б. Синан; ум. в 1098/1687):
“Ишарату-ль-мерам мин ибарати-ль-Имам”. Является комментариями к книгам Имама А’зама Абу Ханифа. Издана в Египте в 1949. (IAA, XVI: 27)
7. Ибни Хумам; Камалиддин
(Мухаммад б. Абд-ул-Вахид б. Абд-ул-Хамид б. Мас’уд ас-Сиваси аль-Искандари аль-Кахири аль-Ханафи; 788/1386-861/1457 в Каире,):
“Аль-Мусайара” – Комментарии к книге “Рисала-и кудсийа” имама аль-Газали. У Касыма б. Кутлубугьа есть комментарии к “Аль-Мусайара” под названием “Мусамэра”.
8. Садру-ш-шари’а-и Сани
(Убайду-л-Лах б. Мас’уд б. Таджу-ш-шариа Умар; ум. 750/1349 в Бухаре):
“Та’дилу-л-улум”. Книга состоит из двух разделов и семи частей. Первый раздел посвящен логике (мантык). Вторая половина – о вероучении (калам). (IAA, XI: 9).
9. Сирадж-уд-Дин Али Уши.
(Сирадж-уд-Дин Али б. Осман б. М. аль-Уши аль-Фергани; ум. в 575/1180):
“Бад-уль-Эмалы” – более известная под названиями “Касыда-и Эмалы”, “Ламийа”, “Эмалы”, “Кэламийа”. В книге в стихотворной форме (бэйт) разъясняются основы вероучения Ахлю-с-Сунна. Существует турецкий перевод Ходжа Садеддина (Иляхият Факультеси Дергиси, 1954, 111. 1-11) и персидский перевод под названием “Зэбреджан”. (IAA, VII: 270).
10. Хызыр Челеби (б. Джалал-ад-Дин; Хызыр Бей; 810/1407-863/1458).
“Аль-Касыдэту-н-Нунийа фи-ль-Акаид”. Существуют комментарии к этой книге под названием “Шарх-уль-касыдату-н-Нунийа” Османа Урйани. (IAA, XII: 86)