Имам аль-Матуриди собрал и расширил в своих книгах знания по основам богословия, дошедшие до него по цепи надежных передатчиков от Имама Абу Ханифа, и стал основателем первого Мазхаба Приверженцев Сунны по Вероучению
Цепь передатчиков знаний, полученных Имамом аль-Матуриди:
ПРОРОК МУХАММАД (МИР ЕМУ И БЛАГОСЛОВЕНИЕ АЛЛАХА) –
1. АБДУЛЛАХ Б. МАС’УД (ум. в 32/651 г., да будет доволен им Аллах) –
2. АЛКАМА Б. КАЙС (ум. 62/681) –
3. ИБРАХИМ АН-НАХА’И (ум. 96/715) –
4. ХАММАД Б. АБИ СУЛЕЙМАН (ум.120/738) –
5. ИМАМ А’ЗАМ АБУ ХАНИФА (ум. 150/767) –
6. МУХАММАД АШ-ШЭЙБАНИ (ум. 189/805) –
7. АБУ СУЛЕЙМАН Б. МУСА АД-ДЖУРДЖАНИ – (ум. после 200/816) –
8. МУХАММАД Б. МУКАТИЛ АР-РАЗИ
9. АБУ БАКР АХМАД Б. ИСХАК АД-ДЖУРДЖАНИ (автор аль-Фирак ва-т-Тамйиз)
10. АБУ НАСР АХМАД Б. АББАС АЛЬ-ИЙАДИ – (ум. 331/943) –
11. АБУ МАНСУР АЛЬ-МАТУРИДИ (ум. 333/944 г.)
Да будет милостив к ним ко всем Аллах субхана ва тааля!
АБУ МАНСУР АЛЬ-МАТУРИДИ (ИМАМ-УЛЬ-МУТАКАЛЛИМИН)
Мухаммад б. Мухаммад б. Махмуд; умер 333/944 г. в Самарканде
Предположительный год рождения Имама – 238/862. Все суждения Имама аль-Матуриди основывались на подтверждениях из Священного Корана и Сунны. Имам не был лишь кабинетным ученым. Многие тысячи его современников стали на Истинный Путь благодаря его публичным выступлениям. Он никогда не упускал случая выступить при большом стечении народа. Обладая незаурядным талантом оратора, великолепной памятью и огромным багажом достоверных фактов, он всегда оказывался победителем в горячих публичных диспутах. Имам жил и работал в следующем после правления Халифа Мамуна (197/813-218/833) столетии, пытавшегося внедрить в халифате ложное учение Му’тазилитов. В это же время стали распространяться идеи древнегреческих философов, ввиду перевода их трудов на арабский язык. Многие ученые того времени, подпав под влияние трудов античных философов, стали распространять их ложные идеи. Трактаты по основам вероучения Имамов аль-Матуриди, аль-Аш’ари и их учеников, помогли мусульманам в то неспокойное время определиться с выбором Верного Пути, завещанного Посланником Мухаммадом (мир ему и благословение Аллаха).
Среди учеников Имама аль-Матуриди наиболее выдающимися являются: Кади Абу Исхак бин М. ас-Самарканди (340/951), Абу-ль-Хасан Али б. Саид ар-Рустагьфани, Абу М. Абду-ль-Карим бин Муса аль-Паздави (390/999).
Как было сказано, выводы Имама А’зама Абу Ханифа по Основам Вероучения были выделены из его трудов Имамом аль-Матуриди. Он систематизировал эти знания, и в своих комментариях дополнил их фактологическим материалом. Имамы последующих поколений мазхаба Ханафи в своих трудах по вероучению придерживались иджтихада Имама аль-Матуриди, и по непрерывной цепи эти знания дошли до нашего времени
Таким образом, труды ученых Суннитов по Богословию (Ильм-и Калам) строго опираются на Коран и Сунну.
Основные Положения Вероучения Ахлю-с-Сунна валь-Джама’а
Мы, Приверженцы Сунны, следующие в вероучении выводам Имама А’зама Абу Ханифа
и толкованиям этих знаний, сделанным Имамом аль-Матуриди (да будет милостив к ним Аллах)
ВЕРИМ:
Что Верующие (Му’мины) увидят Всевышнего Аллаха в Раю, но это случится непостижимым образом, так как разум человека не в силах себе это представить. Верующие будут видеть Всевышнего Аллаха вне образа и подобия и вне какого-либо направления. Человеку видеть Всевышнего Аллаха в этом мире – невозможно. И неправы те, которые говорят, что это возможно. Даже Муса (Моисей, мир ему), будучи пророком, не смог Его увидеть. И то, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) увидел Всевышнего Аллаха во время Ми’раджа,58 объясняется тем, что он был в это время в совершенно другом мире. По воле Аллаха во время Ми’раджа Пророк (мир ему и благословение Аллаха) оставил этот мир и оказался в другом, потустороннем мире. Он был в Раю и смог видеть только оттуда.
Мы верим, что Всевышний Аллах создает действия человека так же, как Он создал их самих. И хорошие действия человека и плохие – создаются по воле Всевышнего Аллаха, по Его предопределению, по Его желанию. Однако человек получил по воле Всевышнего Аллаха право выбора своих действий. Аллах создает эти его действия по его выбору, и Он доволен хорошими действиями человека и не доволен плохими его действиями.
Мы верим, что человек по воле Аллаха принимает участие в совершении своих действий. Это воздействие человека на свои действия называется «Касб».
Пророки (мир им и благословение Аллаха) избраны из числа людей и посланы к людям Всевышним Аллахом. Все сообщения (Хабар), переданные Пророками, являются истиной и не подлежат сомнению.
Мы также верим:
Что существуют мучения в могиле. Могила может сжиматься. В могиле ангелы Мункар и Накир задают вопросы покойнику, связанные с его верой.
Что все будет разрушено и все исчезнет при наступлении Конца Света. Архангел Исрафил дунет в огромный Рог под названием «Суур», издавая леденящий звук, и настанет Конец Света (Йавм-уль-Кьыйам – День Предстояния). Конец Света – не только земные ужасы. Огромные разрушения (катаклизмы) будут происходить и на небесном своде. Солнце начнет желтеть и, сворачиваться, звезды почернеют и попадают. Солнце и луна, сойдясь вместе, начнут гаснуть. Горы сорвутся с мест и поползут, моря и океаны соединятся и образуют один огромный океан. Небесный свод расколется на несколько частей. По воле Всевышнего Аллаха нарушатся законы всемирного тяготения, установленные Им же, и звезды перемешаются. Что было внутри Земли, – вырвется наружу, сравняв всю поверхность. Сказано в Благородном Коране:
«В тот день, как люди будут, как разогнанные мотыльки, и будут горы, как расщипанная шерсть…». (101: 4-5). И еще:
«Когда сотрясется Земля своим сотрясением, и изведет земля свои ноши, и скажет человек: “Что с нею?”- в тот день расскажет она свои вести, потому что Господь твой внушит ей». (99: 1-5).
Мы верим, что при первом дуновении в трубу Суур, лишатся чувств все живые существа, кроме Архангелов Джабраила, Микаила, Исрафила и Азраила, а также шахидов, охраняемых Всевышним Аллахом. Сказано в Коране: «И в тот День, когда затрубят в Рог, устрашатся те кто в небесах, и те кто на земле, кроме тех, кого пожелает Аллах и все придут к нему с унижением». (27: 87). И еще: «И протрубят в трубу и поражены будут, как молнией, те, кто в небесах, и те, кто на земле, кроме тех, кого пожелает Аллах…». (39: 68).
Мы верим, что при втором дуновении – все люди воскреснут, так как сказано в Коране: «…Потом протрубят вторично, и вот – они стоя смотрят». (39: 68).
Мы верим, что все люди предстанут перед Судом и деяния каждого из них будут взвешены на специальных Весах – Мизан. Что, в соответствии с плохими деяниями люди будут наказаны и брошены в Ад, а люди, хорошие деяния которых перевесят, будут в качестве поощрения помещены в Рай. Что над Адом существует Мост – Сырат.
Мы верим, что Ад и Рай уже созданы Всевышним Аллахом, и что они будут существовать вечно. Что человек, покинувший этот мир с верой (хотя бы и с горчичное семя) в Единого Создателя, не будет пребывать вечно в Аду, а будет Всевышним Аллахом освобожден и помещен в Рай.
Мы верим, что Вера (Иман) и Действия (Амаль) не являются одним целым. Если человек Верит в Обязательность (Фард) какого-либо предписания, но не выполняет его в силу своей лени или других причин, то он не кяфир. Какой бы большой грех не совершил Верующий (Му’мин), это не делает его кяфиром. Однако не верить хотя бы в одно предписание Всевышнего Аллаха, или не придавать значения фардам, или стремиться изменить эти
фарды, может служить причиной потери Веры и вечным наказанием в Аду.
Рассуждения о правомочности халифата первых халифов, не являются теми знаниями, которые составляют Основы Веры. Мы верим, что правомочность занятия должности халифа соответствует тому порядку, по которому занимали эту должность и правили первые Четыре Праведных Халифа.
Мы верим, что соблюдение траура по умершему не соответствует предписаниям нашей религии. Огорчаться по умершему – это одно, а соблюдать траур – другое. Сказано в хадисе: “Есть две вещи, которые могут привести к неверию. Первое, – когда ругают чей-либо род, а второе – это соблюдение траура по умершему”. [Муслим].
Для муджтахидов существует Четыре Источника религиозных знаний: Коран, Сунна, Иджма (согласованное мнение муджтахидов первых трех поколений) и Кыяс (сопоставление аналогий). Источниками знаний для обычных мусульман являются фетвы муджтахидов. Если какой-либо современный муфтий будет давать фетвы, не соответствующие иджтихаду ни одного из муджтахидов сохранившихся до нашего времени 4-х религиозно-правовых школ – мазхабов, то и фетвами они не будут считаться.
В книге «Ас-Савад-уль-А’зам» имама аль-Хакима ас-Самарканди59 рассмотрено 61 положение, составляющие Основу Вероучения Ахлю-с-Сунна валь-Джама’а. Приводя в качестве эпиграфа известное высказывание Пророка (мир ему и благословение Аллаха) о 73-х направлениях Ислама, имам пишет, что для того, чтобы быть причисленным к общине Ахлю-с-Сунна валь-Джама’а, мусульманин должен принять сердцем 61 положение вероучения. Мы приводим здесь лишь некоторые из них:
1. Вопрос о Собственной Вере.
Мусульманин не должен сомневаться в том, что он – Верующий (Му’мин). Так как сказано в Коране: “Верующие – только те, которые уверовали в Аллаха и Его посланника, потом не испытывали сомнений и боролись своими имуществами и своими душами на пути Аллаха. Они – искренние”. (49: 15).
2. О Грехе.
Верующий, являющийся Грешником, остается Верующим (Му’мин) до тех пор, пока не станет утверждать, что совершенные им действия не являются грехом. Если кто-либо, будучи мусульманином, назовет другого мусульманина кяфиром (Неверующим), то сам становится кяфиром.
3. О Добре и Зле.
Добро и Зло появляется лишь в том случае, если они Предопределены (Такдир) Всевышним Аллахом. Это положение является Шестым Условием Веры и было высказано Пророком (мир ему и благословение Аллаха).60
4. О Не Сотворенности Корана.
Священный Коран не является творением (махлюк) так как настоящий смысл Корана является Словом Аллаха. Тот, кто утверждает, что Коран сотворен, впадает в куфр (неверие). Сказано в хадисе:
“Придет для моей уммы такое время, когда некоторые будут говорить, что Коран является творением (махлюк). Если кто-либо доживет до того времени, пусть не вступают с ними в словесную перебранку и не общается с ними, так как они своим утверждением входят в куфр против Аллаха. Они не смогут войти в Рай, не почувствуют его запаха”. [«Ас-Савад-уль-А’зам»].
5. О Мучениях в Могиле.
Мусульманин должен верить, что мучения в могиле действительно существуют. Сказано в хадисах: “Могила может быть или одним из райских садов, или же одной из огненных ям”.61
“Того, кто будет каждую ночь читать суру 67 – “Мульк”, Всевышний Аллах отдалит от мучений в могиле”. [Байхаки, Ша’рани].
«Умерший в пятницу или в ночь на пятницу, избежит мучений в могиле» [Тирмизи, Абу Нуайм]. «Милостыня убережет от мучений в могиле» [Байхаки]
«В большинстве случаев причиной мучений в могиле будут брызги мочи (попавшие на мусульманина) [Ибни Маджа, Насаи, Хаким, Даре Кутни].
«Не почувствует мучений в могиле тот, кто умер будучи в дозоре ради Аллаха».
[И. Ахмад].
6. О Заступничестве Пророка (Шафаат).
Мусульманин должен верить, что в Судный День Пророк (мир ему и благословение Аллаха) будет заступником. Так как сказано было им:
“Мое заступничество для тех в моей умме, у которых большие грехи”.62
7. О Ми’радже (Вознесении Пророка, мир ему и благословение Аллаха).
Мусульманин должен верить, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) был при Ми’радже Вознесен до самого Арша. Это подтверждается Кораном в айатах 2-18 суры 53 – “Нэджм”.
8. О Спросе в Судный День.
Верующий (Му’мин) обязан верить в Судный День. Он должен знать, что в День Суда с него будет Спрос. Кто усомнится в этом, тот отделится от Ислама.
9. О Самых Достойных Сподвижниках.
Мусульманин должен верить, что после Пророка (мир ему и благословение Аллаха), самыми достойными благости Аллаха среди его Сподвижников были (в порядке перчисления) хазраты: Абу Бакр, Умар, Усман и Али (да будет доволен ими Аллах). Сказано в хадисе:
“После меня в этой умме самыми достойными являются (в порядке перечисления) Абу Бакр, Умар, Усман и Али. Не говорите о них плохо. Не говорите ничего, кроме хорошего и не будете в числе несчастных”. [«Ас-Савад-уль-А’зам»].
10. О Степени Пророков.
Мусульманин должен верить, что Степень Пророков выше степени праведников (аулия). Сомневающийся в этом, отделился от истинного пути.
11. О Подтверждении Своей Веры Словесно. Мусульманин должен верить, что полное уверование в Единство Аллаха, и в то, что Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) Его Посланник, может быть только после принятия Веры (Иман) сердцем (Кальб) с подтверждением этого уверования словом (Икрар). Если кто-либо не хочет без основательных причин подтвердить свою Веру словесно, весьма близок к лицемерию, а возможно и лицемер (Мунафык).
12. О непохожести Аллаха ни на одно из Своих творений.
Мусульманин должен верить, что Аллах субхана ва тааля Не похож ни на одно из Своих творений, так как сказано в Коране: “Творец небес и земли; Он создал вам из самих себя пары и из животных пары. Он сеет вас там; нет ничего, подобного Ему. Он – слышащий, видящий!”. (42:11). А также:
«Скажи: «Он – Аллах – един, Аллах, вечный; не родил и не был рожден, и не был Ему равным ни один!». (112: 1-4)
13. Мусульманин обязан верить в Воскресение после смерти.
Человек, не признающий День Воскресения – не признает одно из условий веры Ислама, так как сказано в Коране, в суре «Та-Ха»: «Из нee (из глины) Mы вac coтвopили и в нee вac вepнeм и из нee вac извeдeм дpyгoй paз». (20: 55).
14. Необходимо верующему знать, что при появлении из органов тела крови, гноя и других подобных выделений, нарушается омовение. Мусульманин должен верить в то, что нарушенное омовение необходимо восстанавливать.
15. Положение Мусульманина при Последнем Вздохе.
Мусульманин обязан бояться наказания Всевышнего Аллаха, опасаясь за свое положение при последнем вздохе: Даст ли ему возможность Аллах уйти из этой жизни Верующим (Му’мином), или он уйдет Неверным (Кяфиром)? В Благородном Коране в Суре «Хашр» говорится: «O вы, кoтopыe yвepoвaли! Бoйтecь Aллaxa, и пycть дyшa пocмoтpит, чтo oнa yгoтoвaлa paньшe нa зaвтpa. Бoйтecь Aллaxa, вeдь Aллax cвeдyщ в тoм, чтo вы дeлaeтe!» (59: 18).
16. Никогда не терять Надежду на Милость Аллаха.
Мусульманин, даже и совершивший большие грехи, не должен терять Надежду на Милость Аллаха, так как потерявший надежду на милость Всевышнего Аллаха, теряет веру. Сказано в
Коране в суре «Йусуф»: «O cыны мoи! Cтyпaйтe и paзyзнaйтe oб Йycyфe и eгo бpaтe и нe oтчaивaйтecь в yтeшeнии Бoжиeм. Пoиcтинe, oтчaивaютcя в yтeшeнии Aллaxa тoлькo люди нeвepyющиe!» (12: 87).
17. О неидентичности Имана и Амаля.
Мусульманин должен верить, что Вера человека (Иман) и его Действия (Амаль) не являются одним целым. Каждому Пророку был ниспослан определенный шариат – разные способы поклонений, но ни у одного из них Вера не отличалась от Веры другого Пророка.
18. Спрос с покойника после захоронения ангелами Мункаром и Накиром.
Истинно верующему необходимо признать действительность спроса с умершего (в могиле) ангелами Мункаром и Накиром. Тот, кто отрицает это, отделяется от общины Ахлю-с-Сунна ва-ль-Джама’а. Однажды Пророк (мир ему и благословение Аллаха), находясь среди группы людей, где присутствовал также и Али (да будет доволен им Аллах), обратился к Омару (да будет доволен им Аллах): «О, Омар! После смерти тебя положат в тесную могилу. Появятся Мункар и Накир. Глаза их будут сверкать как молнии. Голоса же их будут подобны громовым раскатам. Что ты будешь в это время делать?» Омар спросил: «О, Посланник Аллаха, я буду в то время при своем уме?» И на ответ: «Конечно же, о, Омар»он сказал: «Тогда мне не будет страшно. С позволения Аллаха я отвечу им на необходимые вопросы». [«Ас-Савад-уль-А’зам»].
19. Каждый Верующий человек должен знать о разделении людей на Пять Групп.
В их число входят: 1) Многобожники (Мушрик). 2) Лицемеры (Мунафык). 3) Мусульмане – Праведники (Аулийа) – Мусульмане, не совершающие грехов. 4) Благочестивые Мусульмане (Салих) – Верующие, которые грешат, но незамедлительно приносят искренние покаяния. 5) Нечестивые Мусульмане (Фасык) – Верующие, которые открыто грешат, но редко вспоминает о покаянии. Зная об этих пяти группах, мусульманин должен помнить, что человек, умерший мунафыком и мушриком, будет помещен в Ад и останется там навечно. Безгрешный мусульманин, или грешащий, но сразу приносящий искренние покаяния, будет помещен в Рай и останется там навечно. Мусульмане, которые часто грешат и редко каются и не прекращают грешить, будут по справедливости Всевышнего Аллаха наказаны Адом, или по желанию Всевышнего Аллаха будут прощены.63
20. Каждый Верующий должен помнить, что если он Нарушил Права раба Аллаха (другого человека) и не получил его прощения в этом мире, то в Судный День Всевышний Аллах передаст его (нарушителя) благости всем его истцам, в соответствии с мерой его долга.
21. Каждый Верующий должен знать, что в Судный День будет Сооружен Мост “Сырат”, так как сказано Пророком (мир ему и благословение Аллаха):
“Всевышний Аллах создал над Адом Мост в Семь Переходов, который тоньше волоса, острее меча и темнее ночи. Каждый переход моста пешим ходом составляет по времени в три тысячи лет, из которых – тысячу лет составит подъем на мост, тысячу лет уйдет на прохождение по ровной части моста, и тысячу лет – на спуск. На каждом переходе будет с Раба Аллаха Спрос. На первом переходе будет Спрос по Вере (Иман), на втором – по Молитве (Намаз, Салят), на третьем – по Выплате Налога нуждающимся мусульманам (Закят), на четвертом – по Соблюдению Поста (Саум), на пятом – по Паломничеству (Хадж), на шестом – по малому и полному омовениям (Вуду и Гусуль), на седьмом – по соблюдению Прав Отца и Матери и по соблюдению Прав Рабов Аллаха. Если на все эти вопросы раб Аллаха сможет ответить, то пройдет быстрее молнии и окажется в Раю. Если же не сможет ответить (своими земными деяниями), то окажется в Аду”.
[«Ас-Савад-уль-А’зам»].
22. Каждый Верующий должен знать, что он Обязан Выполнять Приказы Всевышнего Аллаха. Отдавать приказы волен лишь ОН. Никто не может Ему перечить. ОН волен отдавать любые приказы, и ни перед кем не отчитывается.
23. Уверовавший в Аллаха, обязан знать, что Всевышний Аллах Вечный Обладатель тончайших Знаний (аль-Алим), и Вечный Обладатель Способности Создавать Все, что Пожелает и Как Пожелает (аль-Кадир).
24. Мусульманину также необходимо верить в то, что наиболее приближенные к Аллаху Праведники (Аулийа) Могут по воле Аллаха Проявлять Чудесные Способности (Карамат). Мусульманин, Не верующий в эти качества Аулийа, дарованные им Всевышним Аллахом, становится сторонником Нововведений (Бид’ат) и отходит от пути Ахлю-с-Сунна ва-ль-Джама’а.
(IAA, IV: 121-123).