Основы вероучения Приверженцев Сунны впервые были описаны в последовательном и кратком изложении Имамом А’замом Абу Ханифа (да будет милостив к нему Аллах) в книге “Фикх-уль-Акбар”. Впоследствии, муджтахиды мазхаба Ханафи комментировали эту и другие работы великого Имама и выделили разъяснения постулатов вероучения в отдельную науку – “Ильм-и Калам”. Главным ученым мазхаба Ханафи по вероучению стал имам Абу Мансур аль-Матуриди, создавший свою школу по вероучению и ставший ее эпонимом.
Но, давайте по порядку. Вспомним, что мазхаб Ханафи опирается на путь, у истоков которого стоял Абдуллах бин Мас’уд (ум. в 32/651 г.) – талантливый ученик и Сподвижник Посланника Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха. Как было уже сказано, основатель мазхаба Абу Ханифа (ан-Ну’ман бин Сабит, 80 – 150 г.г. хиджры) получил основные знания по вероучению и фикху у Имама Хаммада (ум.120 г.х./738г). Тот – у Ибрахима ан-Наха’и (ум. 96/715), который учился у Алкама бин Кайса (ум. 62/681). Алкама бин Кайс был лучшим учеником Сахаба Абдаллаха бин Мас’уда, да будет милостив к ним Аллах.
Среди талантливых учеников Имама Абу Ханифа, самыми известными стали: Абу Йусуф (Йакуб бин Ибрахим аль-Ансари; 113/731-182/798), Мухаммад аш-Шэйбани (М. бин Хасан бин Абдуллах бин Тавус бин Хурмуз; 135/752-189/805), Зуфар бин Хузайл (110/728-158/775), Хасан бин Зийад (ум. в 204/819).
Имам Мухаммад аш-Шэйбани написал около тысячи книг по религиозным наукам! Он женился на матери своего ученика Мухаммада б. Идриса (будущего основателя и эпонима мазхаба – Имама аш-Шафи’и), и после смерти его книги перешли в наследство к Мухаммаду аш-Шафи’и. Впоследствии, Имам аш-Шафи’и повторял неоднократно, что смог повысить свои знания до уровня иджтихада только благодаря книгам своего учителя и рекомендовал всем, кто хотел бы совершенствовать свои знания по фикху, учиться у учеников Имама Абу Ханифа. Имам аш-Шафи’и говорил, что все мусульмане – члены семьи Имама Абу Ханифы. Имея в виду то, что Имам Абу Ханифа благодаря Воле Аллаха и своему трудолюбию систематизировал и расширил полученные знания для всех мусульман так же, как любящий отец зарабатывал бы, не покладая рук, на пропитание своих детей. “Имам Абу Ханифа, – говорил аш-Шафи’и – в результате своего иджтихада, разрешил огромное количество вопросов и описал их в книгах, избавив тем самым остальных мусульман от возможных ошибок при исполнении предписаний Всевышнего Аллаха”.