Как было сказано в предыдущей части, кроме 4-х школ по религиозному праву, у Приверженцев Сунны существуют 2 школы по Вероучению. Как правило, последователи мазхаба Ханафи в вопросах вероучения придерживаются школы богословия Имама аль-Матуриди, а последователи мазхабов Малики, Шафии и Ханбали – школы Имама аль-А’шари (да будет милостив к ним Аллах), хотя, конечно, бывают и исключения.
Эти две школы по Вероучению имеют несущественные различия в понимании муджтахидами одних и тех же теоретических вопросов. Обе школы богословия опираются на единые Основы Веры и представляют собой единый путь 4-х богословско-правовых школ – путь Ахлю-с-Сунна валь-Джама’а. Приверженцы Сунны следуют в Вероучении выводам муджтахидов одного из этих двух школ.
Здесь вы найдете высказывания ученых по вопросам:
Что есть Тафсир?
Какие бывают толкования Корана?
Можно ли изучить религию самостоятельно по тафсирам и хадисам?
Общие Положения Вероучения Суннитов
БисмильЛяhи-р-Рахмани-р-Рахим! Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного!
Абу Хамид Мухаммад аль-Газали51 (да будет милостив к нему Аллах), в своей книге “Кимья-и са’адат” пишет: “Мусульманину прежде всего необходимо знать и верить в основу единобожия – Ла иляха илля-л-Лах, Мухаммаду-р-расулю-л-Лах – Нет никакого божества кроме Аллаха и Мухаммад Его посланник. Вера в единство Всевышнего Аллаха называется ЕДИНОБОЖИЕ – “АТ-ТАУХИД”. Мусульманину достаточно верить, не сомневаясь, в основу Единобожия. Ему совсем не обязательно пускаться в поиски доказательств. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, не обязывал своих соплеменников при принятии Ислама приводить доказательства своей веры. Он им предлагал верить в единство Аллаха, отбросив всякие сомнения. Поэтому, мусульманам вполне достаточно верить таким образом. В то же время, в каждом городе должно быть несколько ученых, которые могли бы разрешать сомнения, передавать знания по основам веры и религии, приводить доказательства и при необходимости, отвечать на нападки реформаторов, отступников, многобожников. Смысл Единобожия указан в Священном Коране. Эти знания Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха), передал своим Сподвижникам в виде комментариев, разъяснений. Сподвижники, изучив эти толкования, передали следующему поколению ученых Ислама – ТАБИ’УНАМ.
Ученые – МУДЖТАХИДЫ, написавшие на этой основе книги и без изменений передававшие эти знания вплоть до наших дней, а также те, кто следует этим знаниям, называются – “АХЛЮ-С-СУННА ВА-ЛЬ-ДЖАМА’А” (ЛЮДИ СУННЫ И СОГЛАСИЯ).
Приверженцы Сунны разъясняют смысл Единобожия следующим образом:
Прежде, людей не было. Они были созданы. Существует их Создатель. Все сущее создано этим Создателем. Создатель всего сущего – Един! Нет у Него сотоварищей, и нет Ему подобия. Един! Второго нет, не было, и не будет. Создатель был всегда. Нет Ему начала и нет конца. Он вечен. Он ни в чем не нуждается. Все созданное Им нуждается в Нем. Он не материя, не тело. Он Неизмерим. Местонахождение Его – Неизвестно. Не существует ответа на вопрос: Каков Он? Что бы мы себе не представили в этот момент, – это не Он. Он не похож на что-либо, доступное нашему воображению. Все то, что укладывается в наше воображение, создано Им. Все созданное Им находится под Аршем.52 Арш создан Его силой, Его могуществом. Он над аршем. Но это не значит, что арш Его поддерживает. Существование арша зависит от Его воли и могущества. Каким Он был в бесконечном прошлом, до создания арша, таким же Он будет в бесконечном будущем.
Свойства и сущность Всевышнего Аллаха неповторимы, изначальны и вечны. Он свободен от всех недостатков, присущих Его творениям. Свойств этих 14 (четырнадцать).
Шесть свойств относятся к проявлению Его сущности – Сыфат-и Затиййа.
Восемь свойств – к проявлениям доказательств – Сыфат-и Субутиййа.
СЫФАТ-И ЗАТИЙЙА:
1. Вуджуд – Необходимость Его существования.
2. Кыдам – Предвечность. Его существованию не было начала.
3. Бакаа – Вечность. Существованию Всевышнего Аллаха нет конца.
4. Вахданиййа – Единственность. Нет подобия Его свойствам и сущности.
5. Мухалефатун лиль-хаваадис – Неподражаемость.
Его свойства и сущность не похожи на свойства и сущность Его творений.
6. Кыямун би-нафсихи – Постоянство. Существование Его не зависит от Его творений. Он был, когда ничего не было и будет вечно.
СИФАТИ СУБУТИЙА:
1. Хайат – Жизнь. Он жив, но Его жизнь не сравнима с жизнью Его творений.
2. Ильм – Знание. Его знания необъятны, и не сравнимы со знаниями Его творений.
3. Сами’ – Слух. Всевышний Аллах слышит, но не так, как Его творения. Слышит, не нуждаясь в каком-либо слуховом органе или аппарате.
4. Басар – Зрение. Он видит все без всяких органов и приспособлений, которые мы можем себе представить.
5. Ирадат – Воля. Воля Всевышнего Аллаха такова, что все сущее подвластно этой Воле. Не существует другой воли, которая могла бы противостоять Воле Аллаха.
6. Кудрат – Мощь. Ничто не может противостоять неограниченной Мощи Аллаха.
7. Калам – Слово. Создатель Миров может Говорить. Но говорит Он не таким способом, как мы могли бы себе это представить.
8) Таквин – Способность создавать. Аллах способен создать все из ничего.
Вопрос: Чем отличаются качества Всевышнего Аллаха, относящиеся к проявлению Его сущности «Сыфату-з-Затиййа» от качеств «Сыфату-с-Субутиййа»?
Ответ: Качества Всевышнего Аллаха, относящиеся к проявлению Его сущности «Сыфату-з-Затиййа», принадлежат лишь Ему, и не имеют отношения ни к чему сотворенному. А качества, относящиеся к «Сыфату-с-Субутиййа», связаны с качествами сотворенных. Эти качества, кроме качества «Таквин» (Способность создавать), с определенными ограничениями Он по Своей милости даровал и тварям. В то время, как эти качества существуют у Всевышнего Аллаха вечно, не имея ни начала, ни конца, качества же тварей сотворены Аллахом и имеют начало и конец. Эти качества Всевышнего Аллаха (жизнь, знания, слух, зрение, воля, мощь, способность говорить) не сравнимы с качествами Его творений. Одинаковы лишь названия этих качеств. Понять разумом качества Всевышнего Аллаха «Сыфату-з-Затиййа» и «Сыфату-с-Субутиййа» мы бессильны.
Мы, Приверженцы Сунны, верим, что с этими качествами Всевышнего Аллаха не сравнимы качества никого и ничего. Эти качества Его неизменны и вечны.
В этой жизни мы знаем о Его существовании, но представить себе Его Образ не можем. Это для нас недоступно. После Воскресения, в Судный День мы Его увидим. Но, опять таки, увидим непостижимым образом.
Всевышний Аллах (Велик Он и Славен), избирая из числа людей Пророков, передал через них нам, Своим рабам, знания. “Следуйте этим путем” сказал Всевышний, и вы спасетесь.
Последнюю пророческую миссию Всевышний Аллах возложил на самого величайшего из Посланников – Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). В Своей последней Священной Книге – Благородном Коране – Всевышний Аллах сообщил, что на этом Он завершает избрание Пророков. Что больше не будет ниспослано ни писаний, ни Пророков. И, что последний Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха), послан для всех наций, народов, племен всего Мира. Для всех верующих, неверных, сомневающихся всех континентов и всех последующих поколений, вплоть до Судного Дня. Всем людям, в каком бы уголке Земли они ни жили, Предписано Всевышним Аллахом следовать путем Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха).