В книгах “Махзен-ул-улюм” и “Эше’ат-ул-леме’ат” приводится следующий список разновидностей хадисов:
1 – “Хадис-и Мурсаль” – Хадис, переданный одним из Табиунов без упоминания имени Сахаба (Сподвижника), ссылаясь на то, что так говорил Посланник (мир ему и благословение Аллаха).
2 – “Хадис-и Муснад” – Хадис, при передаче которого упоминается имя Сахаба, который слышал его от самого Благородного Посланника (мир ему и благословение Аллаха).
“Хадис-и Мюснад” бывает двух видов: “Муттасиль” и “Мункати”.
3 – “Хадис-и Муснад-и муттасиль” – Хадис, передатчики которого вплоть до Посланника (мир ему и благословение Аллаха) являются надежными, проверенными людьми.
4 – “Хадис-и Муснад-и мункати” – Хадис, в числе передатчиков которого существуют один или несколько неизвестных лиц, кроме Сахаба.
5 – “Хадис-и Мевсуль” – Хадис из разряда “Хадис-и Муснад-и муттасиль”, при передаче которого Сахаба сообщает: “Слышал я от Посланника (мир ему и благословение Аллаха)”.
6 – “Хадис-и Мутаватир” – Хадис, в числе передатчиков которого существует большое количество Сахабов, передававших его от Посланника (мир ему и благословение Аллаха), а также много передатчиков следующих поколений, передававших этот хадис от Сахабов. Хадисы этого вида упоминаются во многих книгах и известны большому количеству людей. Подобным хадисам необходимо верить, отбросив всякие сомнения. Не верующие в хадисы этого разряда становятся кафирами (неверными).

7 – “Хадис-и Мешхур” – Хадис, переданный поначалу лишь одним человеком, но в последующие века ставший весьма известным. Другими словами, хадис этого разряда был передан лишь одним Сахаба, от которого впоследствии передатчиками стало большое количество людей, и так до самого последнего услышавшего этот хадис. То есть, этот хадис обретает степень “Мутаватир” со второго поколения передатчиков. Если кто-либо, услышавший этот хадис, не будет в него верить, то так же становится кафиром (неверным).

8 – “Хадис-и Мэвкуф” – Хадис, в числе передатчиков которого известны все лица, вплоть до Сахаба, но при передаче которого Сахаба не говорит, что слышал лично сам, а сообщает в форме: “Посланник Аллаха сказал следующее”.
9 – “Хадис-и Сахих” – Хадисы разрядов “Муснаад-и муттасиль”, “Мутаватир” и “Мешхур”, переданные надежными, известными своей праведностью людьми, достигшими степени “Знаток хадисов”.
10 – “Хабар-и Ахад” – Хадисы разряда “Муснад-и муттасиль”, передатчиком которого являются лишь по одному человеку в каждом поколении.
11 – “Хадис-и Му’аллак” – Хадис, в цепи передатчиков которого отсутствует имя Сахаба, или неизвестны имена передатчиков нескольких первых поколений, или неизвестно имя ни одного из передатчиков. Сюда же относятся и хадисы “Мурсаль” и “Мункати”.
12 – “Хадис-и Кудси” – Смысл хадиса был передан Всевышним Аллахом, а слова принадлежат Благородному Посланнику (мир ему и благословение Аллаха). В момент высказывания подобных хадисов, Посланника (мир ему и благословение Аллаха) окутывало некое сияние, и по его состоянию было видно, что он передает слова Всевышнего Аллаха.
13 – “Хадис-и Кави” – Хадисы, после высказывания которых читаются айаты Священного Корана.
14 – “Хадис-и Нэсих” – Хадисы, высказанные в более позднее время.
15 – “Хадис-и Менсух” – Хадисы, высказанные в первый период жизни, но затем отмененные.
16 – “Хадис-и Аам” – Хадисы, высказанные для всех людей.
17 – “Хадис-и Хаас” – Хадисы, высказанные лишь для одного человека.
18 – “Хадис-и Хасен” – Хадисы, переданные надежными, праведными людьми, но не являющимися специалистами религиозных наук (муджтахидами).
19 – “Хадис-и Макту‘” – Хадисы, в цепи передатчиков которых известны имена лишь до поколения Табиунов и переданные каким-либо Табиуном.
20 – “Хадис-и Шаз” – Хадисы, переданные кем-либо со словами: “Слышал я от такого-то мухаддиса”. Такие хадисы принимаются, но не могут служить доказательством. Если же имя ученого не является известным, то хадис не принимается вовсе.
21 – “Хадис-и Гариб” – Хадисы из разряда “Сахих”, но переданные лишь одним человеком. Или же, если в цепи передатчиков хадиса существует лицо, в отношении которого было проявлено сомнение кем-либо из ученых.
22 – “Хадис-и Заиф (Даиф)” – Хадисы, не включенные в разряды “Сахих” и “Хасен”. В цепи передатчика подобного хадиса существует лицо, обладающее слабыми знаниями, или с явными отклонениями в вероучении. Такими хадисами можно руководствоваться в поклонениях, но нельзя использовать при принятии какого-либо решения по религиозному праву (иджтихаде).
23 – “Хадис-и Мухкам” – Хадисы, не требующие толкования (Та’виль).
24 – “Хадис-и Муташабих” – Хадисы, требующие толкования.
25 – “Хадис-и Мунфасыль” – Хадисы, в цепи передатчиков которых есть разрыв. То есть, забыты имена передатчиков (рави) промежуточных поколений.
26 – “Хадис-и Мустафид” – Хадисы, переданные более чем тремя передатчиками.
27 – “Хадис-и Муддариб” – Хадисы, выражающие противоположный смысл, полученные разными авторами произведений из различных ненадежных источников.
28 – “Хадис-и Мэрдуд” – Слова, не имеющие смысл, и не отвечающие правилам передачи хадисов.
29 – “Хадис-и Муфтери” – Слова Мусайлама-ту-ль-каззаба (самозванца), а также слова отступников, лицемеров, псевдоученых (зындык) и им подобных. Ученые Ахлю-с-Сунна ва-ль-Джамаа приложили немало сил, чтобы отделить подобный мусор (хадисы Мэрдуд и Муфтери) от истинных высказываний Посланника (мир ему и благословение Аллаха). В книгах ученых Суннитов такие “хадисы” отсутствуют.

30 – “Хадис-и Мэвду” – Ложные хадисы, выдуманные врагами религии, отступниками, лицемерами, клеветниками и им подобными. Этим термином часто пользуются и реформаторы – последователи искаженных вероучений. Для того, чтобы защитить свои неверные (с точки зрения Приверженцев Сунны) толкования Корана и Сунны, ученые ложных направлений в Исламе не принимают на веру многие хадисы, которые противоречат их взглядам, огульно называя их “Хадис-и Мэвду”.

31 – “Эсэр” – Так называют хадисы разряда “Мевкур”, “Макту” или хадисы в виде мольбы (Дуа) разряда “Мерфу”

Читайте также