При сопоставлении предписаний Сунны с предписаниями Корана, ученые сталкиваются с четырьмя видами сообщений.
Первый вид предписаний, – когда предписание Сунны целиком совпадает с предписанием Корана. В подобных случаях оказывается, что по одному и тому же вопросу есть сразу два ответа. Айат Корана является Источником, а Сунна – подтверждением.
Второй вид предписаний, – когда предписание, данного айата Корана, требует раскрытия его Сунной. Эти айаты, смысл которых затруднен для понимания, или в них заложено несколько смысловых значений, называются «муджмаль» или «мушкиль».
Например, к айатам «мюджмаль» относится 43-й айат суры «Бакара»: «Исполняйте молитву и выплачивайте закяат». Как видно, здесь не говорится ни о количестве ракаатов, ни о времени исполнения молитвы, ни о нисабе, с которого выплачивается закяат, ни об имуществе, с которого оно выплачивается и т.п. Все эти уточнения мы можем найти только в Сунне Пророка (мир ему и благословение Аллаха).
К айатам «мюшкиль» относят айат 187 той же суры, где говорится о времени сахура, и о белой и черной нити.
Третий вид. К этому виду предписаний Сунны относят хадисы, которые, по мнению некоторых ученых, отменяют (нэсих) какое-либо предписание Корана. Для примера они приводят айат 180 суры «Бакара» в котором в переводе смысла говорится: “Пpeдпиcaнo вaм, кoгдa пpeдcтaнeт к кoмy-нибyдь из вac cмepть, ecли oн ocтaвляeт дoбpo, зaвeщaниe для poдитeлeй и близкиx пo oбычaю, кaк oбязaтeльcтвo для вepyющиx” (2: 180). Ученые считают, что этот айат отменен высказыванием Пророка (мир ему и благословение Аллаха), который приводят Бухари и Абу Давуд, где в переводе смысла говорится: «Для наследников завещания нет».48
Четвертый вид предписаний, – когда Сунна предписывает мусульманам действия, о которых в Коране ничего не сказано. К ним относятся хадисы: о выделении шестой части наследства бабушке покойного; о выплате дийата (платы за кровь) за неумышленное убийство родственниками, или пособниками убийцы (Акилэ); о необходимости присутствия свидетелей при заключении брака (Никяха) и им подобные сообщения.
Если у кого-либо, после ознакомления с вышеизложенной информацией, возникает вопрос: «А как же быть с выражением «В Коране Аллах разъяснил все?», то можно ответить следующим образом. Да, Коран является Источником для разъяснения всего сущего, и то положение, что некоторые предписания заложены не в Коране, а в Сунне, – нет никаких противоречий. В Коране дается разъяснение Основных Предписаний, трактовка общих положений и принципов, а детальное раскрытие многих предписаний дается именно в Сунне. Одним из Основных Предписаний Аллаха (Велик ОН и Славен), является Приказ следовать Сунне Его Посланника (мир ему и благословение Аллаха). Достаточно вспомнить айат: «И чтo дapoвaл вaм пocлaнник, тo бepитe, a чтo oн вaм зaпpeтил, oт тoгo yдepжитecь. …» (59: 7).
В одном из сообщений говорится, что между Абдуллахом б. Мас’удом (да будет доволен им
Аллах) и одной из женщин произошел разговор на подобную тему. Некая женщина пришла к Абдуллаху б. Мас’уду и сказала: «Слышала я, что проклинаешь ты людей, делающих некоторые вещи. Будто бы ты говоришь, что Аллах проклял людей, которые изменяют свой вид, данный им Аллахом, – делают татуировки себе и другим, удаляют волосы с бровей себе и другим, женщин, которые уплотняют пространство между зубами? А ведь я ничего подобного не вычитала между двумя корками Книги Аллаха?». Абдуллах б. Мас’уд сказал ей на это: «Если бы ты читала более внимательно, то нашла бы». Женщина: «Так в каком же таком месте я бы могла это найти?». Сподвижник ей в ответ: «А в словах Аллаха, где сказано: «И чтo дapoвaл вaм пocлaнник, тo бepитe, a чтo oн вaм зaпpeтил, oт тoгo yдepжитecь. И бoйтecь Aллaxa, вeдь Aллax cилeн нaкaзaниeм!». (59: 7).
Вследствие этого, любое предписание достоверной Сунны, так или иначе, исходит из Священного Корана, даже если оно или частично, или полностью не представлено в Книге Аллаха, хвала Ему Всевышнему. Подтверждением тому является и вышеуказанный айат, и 3-4 айаты суры «Нэджм», в переводе смысла которого сказано: «И говорит он не по пристрастию. Это – только откровение, которое ниспосылается». (53: 3-4).