После смерти Пророка (мир ему и благословение Аллаха), Сподвижники весьма осторожно относились к использованию его высказываний. Для установления достоверности хадисов применяли различные методы, в основе которых лежало тщательное исследование обстоятельств высказываний и изучение личности, передавшего это высказывание.
Некоторые из них использовали лишь те хадисы, которые были переданы не менее чем двумя передатчиками (рави). Например, так действовали хазрат Абу Бакр и хазрат Умар б. Хаттаб (да будет доволен ими Аллах).
В сообщении Ибн-и Шихаба от Кабиса б. Зубайра говорится о случае, когда к праведному халифу Абу Бакру (да будет доволен им Аллах) пришла некая женщина, и, объяснив, что она является бабушкой умершего ныне покойного, попросила выделить для нее долю наследства. На это хазрат Абу Бакр сказал ей, что он в Книге Аллаха ничего об этом не нашел. К тому, же продолжил он, я не помню ничего об этом и в высказываниях Пророка (мир ему и благословение
Аллаха). После чего халиф обратился за советом к присутствовавшим при этом сахаба. Тут встал Аль-Мугира б. Шу’бэ (да будет доволен им Аллах) и сказал: «Я слышал от Пророка (мир ему и благословение Аллаха), что бабушке покойного положена доля, размером в шестую часть наследства». Абу Бакр спросил у него: «А свидетели у тебя есть»? Свидетелем этого высказывания назвался Мухаммад б. Маслама (да будет доволен им Аллах). После чего Абу Бакр отдал распоряжение выделить бабушке шестую часть наследства.
В другом сообщении, переданном Бухари, говорится, что однажды хазрат Умар б. Хаттаб (да будет доволен им Аллах) пригласил к себе домой через своего человека Абу Мусу аль-Ашари. Тот пришел к его дверям и трижды попросил разрешения войти внутрь. Не услышав разрешения, он ушел. Увидев такое положение, Хазрат Умар послал ему вдогонку человека. Когда Абу Муса вернулся, он спросил его: «Почему ты ушел»? Тот ответил, что он трижды приветствовал в сторону дверей, но никто ему не ответил. А слышал он от Пророка (мир ему и благословение Аллаха), что: «Если кто-либо из вас трижды попросит разрешения войти, но не получит ответа, то пусть возвращается назад». Тогда хазрат Умар (да будет доволен им Аллах) потребовал привести к нему свидетеля этого высказывания. Обескураженный таким оборотом дела, Абу Муса отправился к Ансарам. Они, увидев Абу Мусу в таком состоянии, и выяснив, что с ним случилось, сказали: «Пусть самый младший сопроводит его». С ним пошел Абу Саид аль-Худри и объявил хазрату Умару, что он был свидетелем этого высказывания».
Выслушав свидетеля хазрат Умар повернулся к Абу Мусе со словами: «Пойми ты, я вовсе не хочу тебя в чем-либо обвинить. Ты должен понимать, что передавал не просто чьи-то слова, а высказывание самого Посланника (мир ему и благословение Аллаха)».
Другие сахабы требовали от передатчиков хадисов, чтобы они поклялись в достоверности сообщения». Например, так действовал хазрат-и Али б. Аби Талиб (да будет доволен им Аллах).
Некоторые сахаба не действовали по высказанному кем-либо хадису, так как знали, что хадис впоследствии был отменен. Например, так было с хадисом, который передал Абдуллах б. Мас’уд (да будет доволен им Аллах). В хадисе, который передавал этот сахаба, говорилось, что при совершении Рукуу (в молитве), руки надо зажать между бедрами (татбик). Он и сам совершал Рукуу именно таким образом. Но потом другой сахаба сообщил, что этот хадис был впоследствии отменен. Этим сподвижником был Са’д б. Аби Ваккас. Он передал, что да, ранее Пророк (мир ему и благословение Аллаха) действовал именно так. Но затем он стал класть ладони рук на колени и велел всем делать так же. Ввиду этого, Абдуллах б. Мас’уд перестал следовать хадису, который передал сам, так как знал, что тот был отменен, и при совершении поясного поклона (Рукуу), обхватывал колени пальцами рук.