НАИБОЛЕЕ ИЗВЕСТНЫЕ УЧЕНИКИ ИМАМА АХМАДА Б. ХАНБАЛА

by Admin

1. САЛИХ Б. АХМАД Б. ХАНБАЛ (АБУ ФАДЛ; 203/818-266/879)

Ученый факих и хадисовед мазхаба Ханбали. Один из первых распространителей школы своего отца Ахмада б. Ханбала, да будет милостив к ним Аллах. Он в числе первых, кто систематизировал знания по религиозному праву мазхаба Ханбали и обучал фикху следующее поколение. Кроме учебы в школе своего отца, получал знания также у Али б. Валида ат-Тайалиси и Ибрахима б. Фадла аз-Заари. У имама Салиха в свою очередь учились и передали хадисы его сын Зубайр, а также Абу Касым аль-Бэгави, Мухаммад б Джа’фар аль-Хараити, Йахйа б. Саид, Абд-ур-Рахман б. Аби Хатим.

Имам Салих передавал от своего отца:

“Мучения в могиле действительно существуют. Отрицать это могут лишь те, кто сбился с Верного Пути, утерял Истину”.
“Шайтан подступает к каждому мусульманину. Когда верующий становится на молитву, то он занимает его душу напоминанием всех его забот и потребностей. Тем самым старается сбить его, сделав исполнение молитвы недействительным (Ифсад). Однажды изгнанный сатана подступил ко мне и пытался внушить, что я исполнил три ракаата молитвы вместо двух. Но я не придал значения этим сомнениям, и продолжил свою молитву до конца, хотя, он до самого окончания молитвы не отставал от меня”. (IFA, 1: 33; IAA, III: 290).
2. АБДУЛЛАХ Б. АХМАД Б. ХАНБАЛ (АБУ АБД-УР-РАХМАН; 213/828-290/903)

Один из наиболее известных Хафизов45 мазхаба Ханбали. Будучи сыном Имама Ахмада б. Ханбала, учился хадисоведению и передал от него большое количество хадисов, тогда как его брат больше уделял внимание к получению знаний по религиозному праву (Фикху).
Его учителями были также и другие крупные ученые, среди которых: Абдуллах А’ляа б. Хаммад, Камил б. Талха, Йахйа б. Маин, Абу Хусайма, Зухайр б. Харб Сувейд б. Са’ид, Закариййа б. Йахйа б. Хаммувейх, Мухаммад б. Аби Бакр.

Среди учеников имама Абдуллаха б. Ахмада были: Абдуллах б. Исхак аль-Мадаини, Йахйа б. Са’ид, Абдуллах ан-Нишабури, Абу Али б. Саввах, Мухаммад б. Мухал, да будет милостив к ним ко всем Аллах субхана ва тааля.
Среди произведений имама Абдуллаха б. Ахмада:

1) “Аз-Заваид” – комментарии и дополнения к книге своего отца “Китаб-уз-Зухд“.

2) “Аз-Заваид-уль-Муснад” – произведение, в котором имам Абдуллах добавил к книге “Муснад” своего отца Ахмада б. Ханбала еще 10 тысяч хадисов.

3) “Муснад-уль-Ахл-и бэйт“.

4) “Ас-Суласиййат“. (IFA, 1: 33; IAA, III: 59).

3. АХМАД Б. МУХАММАД АЛЬ-ХАНИ; АЛЬ-ЭСРЕ

(Абу Бакр Аль-Хорасани Аль-Багдади; ум. после 260/873).

Будучи одним из самых известных учеников Имама Ахмада б. Ханбала, собрал и передал от него разрешения многих религиозно-правовых задач, расположив их в своих книгах в соответствии с темой.
Среди его учителей были также и Аффан б. Муслим, Муавийа б. Амр, Сулейман б. Харб, Абу Валид ат-Тайалиси, Нуайм б. Хаммад, Абу Тауба б. Нафи’.

У него учились: Ан-Насаи, Муса б. Харун, Ибн-и Са’ид, Али б. Абу Тахир, аль-Казвини, Умар б. Мухаммад б. Иса аль-Джавхари и др.
Его произведения: “Аль-Сунану-ль-Фикх“, “Илаль-уль-Хадис” и “Насих-уль-Хадис Мансухуху“. Ученые сообщают также, что ему принадлежит весьма ценное произведение, разъясняющее сунну Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Эта работа показывает, какой высокой степенью знаний по хадисоведению он обладает. К сожалению, название книги не приводится. Возможно, имеется в виду его первая книга, указанная выше.

(IFA, 1: 33; IAA, III: 87).

4. АХМАД Б. МУХАММАД АЛЬ-МАРВАЗИ (АБУ БАКР; ум. 275/888)
Имам был в числе самых способных учеников и до конца жизни Ахмада б. Ханбала служил ему и учился у него. Год рождения имама неизвестен. Отец его был родом из Хорезма, а мать из Мерва. Имам Ахмад очень любил и ценил аль-Марвази. Он говорил: “Все сказанное им, подобно тому, как сказал бы я”. После смерти, Ахмад аль-Марвази был похоронен рядом с Ахмадом б. Ханбалом, да будет милостив к ним Аллах. (IAA, III: 88).

5. АХМАД Б. МУХАММАД (АБУ БАКР; АЛЬ-ХАЛЛАЛ)

(Ахмад б. Мухаммад б. Харун аль-Багдади; ум. 311/923)

Крупный ученый мазхаба Ханбали. Учился у многих имамов этого мазхаба, объездив для этого много стран. Среди его учителей: Хасан б. Арафа, Са’дан б. Наср, Мухаммад б. Авф аль-Хымси. Постоянно беседовал с имамом Абу Бакром аль-Марвази, перенимая знания и опыт до конца его жизни. У него учились: Ибрахим аль-Харби, аль-Мэймуни, Абу Йахйа ан-Накид, племянник (сын дяди) Ахамада б. Ханбала – Ханбал, Харб аль-Кирмани, Исмаил б. Исхак аль-Секафи, Йусуф б. Муса аль-Каттан, Мухаммад б. Бишр, Абу Надр аль-Илджли, Мухаммад б. Йахйа аль-Кэххаль, Умар б. Салих аль-Багдади, Талиб б. Хырра аль-Эзени, Хасен б. Севваб, Мухаммад б. Хасен б. Хассан, Абу Давуд ас-Сиджистани, Ахмад б. Хашим аль-Антаки, Усман б. Салих б. Харзаз, Ахмад б. Мекин аль-Антаки и другие. Число учеников было огромным.
Большой заслугой имама Абу Бакра аль-Халлала является то, что он сумел собрать все ценные сообщения по фикху мазхаба у непосредственных учеников Ахмада б. Ханбала и поместить в свои работы. Книги имама аль-Халлала можно отнести к основополагающим книгам мазхаба Ханбали:

1) “Китаб-уль-Джами‘” – Одно из наиболее ценных прозведений по фикху мазхаба Ханбали. Сообщают, что издавалось примерно в 20-ти томах.

2) “Китаб-ус-Сунна ва элфаз-ы Ахмад ва-д-Далиль аляа залика мин-аль-Ахадис” – ценное произведение, в котором показаны способы иджтихада Имама Ахмада б. Ханбала при использованиии собранных им хадисов в качестве доказательств. Издано в 3-х томах.

3) “Китаб-уль-Илэль” – произведение в 3-х томах по хадисоведению. Эта работа имама, как и все предыдушие, пользовалась пристальным вниманием ученых следующих поколений.
(IAA, III: 367).

6. УМАР Б. ХУСЭЙН АЛЬ-ИРАКИ (АБУ-ЛЬ-КАСЫМ АЛЬ-ИРАКИ АЛЬ-БАГДАДИ;ум. 334/946)
Известный ученый четвертого века мазхаба Ханбали. Среди его учителей: Абу Абдуллах б. Батта, Абу-ль-Хусэйн ат-Тамими, Абу-ль-Хусэйн Шем’ун и др.

Весьма ценной и известной работой имама по фикху мазхаба Ханбали является его книга “Аль-Мухтасар“. Есть сообщения, что остальные произведения имама сгорели при пожаре в Багдаде. (IAA, IV: 266).

 

Читайте также