Среди них выделяются группы имамов, распространявших иджтихад Имама Малика в Египте, на Севере Африки и в Андалузии, да будет милостив к ним Всевышний Аллах.

Семь известных имамов Египта:

1. ИБН-И КАСЫМ (Абд-ур-Рахман б. Касым аль-Утаки; Абу Абдуллах; 132/750-191/806).

Наиболее известный ученый мазхаба Малики. Учился фикху у Имама Малика в течение 20 лет. Учился фикху также и у египетского факиха Лэйса б. Са’да.36 Достиг высочайшего уровня иджтихада. Йахйа б. Йахйа говорит о нем: “Среди учеников Имама Малика он был наиболее способным”. Его известная книга по Фикху “Аль-Мудаввана” является основополагающей работой по религиозному праву мазхаба Малики. В “аль-Мудаввана” собраны сообщения, полученные им от Имама Малика, а также указаны методы извлечения знаний в соответствии с иджтихадом основателя мазхаба. Ввиду этого, ученые причисляют данное произведение к самым ценным трудам мазхаба.

Над этим произведением вначале поработал имам Асад б. Фурут. Затем этой работой занялся имам Сахнун Абу Саид ат-Тэнухи, который упорядочил в “Аль-Мудаввана” форму рассмотрения вопросов религиозного права в соответствии с правилами основ фикха. Это произведение было напечатано в Египте в 1323/1905 году в 20 томах.

В последующие века “Аль-Мудаввана” всегда находилась под пристальным вниманием ученых-маликитов, которые неоднократно писали к ней комментарии, и комментарии к комментариям. (IFA; IAA, II: 218).

2. АБДУЛЛАХ ИБН-И ВЭХБ (Абдуллах б. Вэхб б. Муслим; Абу Мухаммад;125/742-197/812).

Имам Абу Мухаммад также находился рядом с Имамом Маликом на протяжении 20 лет. Учился фикху также и у Лейс б. Са’да. Имаму Абу Мухаммаду принадлежит большая заслуга в деле распространения методов иджтихада Имама Малика. Благодаря именно его усердию, фикх мазхаба Малики получил распространение в Египте. Имам Малик в своем письме обращался к нему не иначе как: “Факиху Египта, Муфтию Абу Мухаммаду”. Имам был также Мухаддисом крупного уровня. Имел прозвище “Диван-уль-Ильм”, что в смыле означало “Кладезь наук”, или “Ходячая библиотека”.

Его перу принадлежат книги: 1. “Аль-Муджалясат” – составленную из хадисов, услышанных им от Имама Малика; сообщений Сподвижников и статей о нравственности и воспитании. 2. “Аль-Джами” – книга в 2-х томах о хадисоведении. 3. “Муватта-и Сагир”. 4. “Муватта-и Кабир”. 5. “Китаб-у Ахваль-иль-Кыйамэ уа тафсиру-ль-Кур’ан”. (IFA; IAA, II: 101).

3. ЭШХЕБ Б. АБД-УЛ-АЗИЗ АЛЬ-КАЙСИ (150-204 г.г.х.)
Учился у Имама Малика и Лейса б. Са’да, да будет милостив к ним Аллах. Считался лучшим факихом Египта после Ибн-и Касыма. Ему принадлежит книга по маликитскому фикху “Аль-Мудавванату-ль-Эшхеб”, которая значительно отличается от одноименного произведения имама Сахнуна. Имам аш-Шафии говорил об имаме Эшхебе: “Не знаю (в Египте) факиха лучше Эшхеба”. (IFA, 1: 29).
4. – Абу Мухаммад (Абдуллах б. Абд-ул-Хаким; ум. 214 г.х.).
5. – Ашбагь б. Фэрэдж (ум. 225 г.х.).
6 – Мухаммад б. Абдуллах б. Абд-ул-Хаким (ум. 268 г.х.).
7 – Мухаммад б. Ибрахим аль-Искандари б. Зийад (Ибн-и Мэвваз; ум. 269 г.х.). (IFA, 1: 29).

Семь известных имамов Магриба (Марокко) и Андалузии:

1. Абу Хасан (Али б. Зийад ат-Тунуси; ум. в 183 г.х.).
2. Абу Абдуллах (Зийад б. Абдуллах аль-Куртуби; ум. в 193 г.х.).
3. Иса б. Динар аль-Куртуби аль-Андалуси (ум. в 212 г.х.).
4. Асад б. аль-Фурат б. Синан ат-Тунуси (годы жизни 146-213 по хиджре).
Выходец из Хорасана (Нишапур). Он был во главе отряда, отправленного для покорения Сицилии в качестве эмира, и ученого факиха (главные качества настоящего Муджахида). Изучив в Медине религиозное право у Имама Малика, поехал в Ирак, где обучился также и фикху мазхаба Ханафи у Имамов Абу Йусуфа и Мухаммада аш-Шэйбани. Он автор книги “Аль-Асадиййа”, являвшейся комментариями к “Аль-Мудаввана”, которая в свою очередь легла в основу главной работы имама Сехнуна (ум. в 240/854), да будет милостив к ним ко всем Аллах. (IFA, 1: 29-30).
5. Йахйа б. Йахйа б. Кэсир аль-Лэйси (ум. 234 г.х.).
6. Абд-ул-Малик б. Хибиб б. Сулейман ас-Сулэми (ум. 238 г.х.).
7. Сехнун (Абд-ус-Салам б. Саид ат-Тэнухи; ум. 240 г.х.). Последний ученый Андалузии по хадисам, тафсиру, а также фикху мазхаба Малики. (IFA, 1: 29-30).
8. Абу Бакр ибн-и Араби (М. б. Абдуллах б. М. б. Абдуллах б. Ахмад б. аль-Араби; ум. в 543/1148 там же, где и родился – в Ишбилиййа).
Наиболее известные имамы мазхаба Малики в Хиджазе и Ираке:

1. Абу Марван (Абд-ул-Малик б. Аби Салама аль-Маджишун; Ибн-и Маджишун).
Умер в 212 г.х. Был в свое время муфтием Медины. Есть сообщения, что им была написана книга под названием “Муватта” раньше Имама Малика.

2. Ахмад б. Муаззал б. Гайлан аль-Абди (Ибн-и Муаззал).

Годы жизни неизвестны. Был факихом мазхаба Малики в Ираке.

3. Абу Исхак (Исмаил б. Исхак аль-Кади; ум. в 282 г.х.). Был родом из Басры.
Жил в Багдаде и обучился фикху у Ибн-и Муаззала. Распространял мазхаб Малики в Ираке. (IFA, 1: 29-30).

О наиболее известных экземплярах “Муватты” Имама Малика, и самых известных передатчиках книги Имама смотрите библиографическую книгу “Бустан-уль-Мухаддисин”i о мухаддисах и их книгах Абд-ул-Азиза б. Шаха Вали-ул-Лаха ад-Дэхлеви.37
О правилах вынесения правовых решений в мазхабе Малики:

1. Муфтии мазхаба дают фетвы по основной их книге “Мудаввана”. При наличии различных мнений Имама Малика и имама Ибн-и Касыма, предпочтение отдается мнению Имама Малика.
2. При отстутствии по какому-либо вопросу иджтихада Имама Малика, предпочтение перед иджтихадами других имамов мазхаба отдается имаму Ибн-и Касыму, как лучшему знатоку мазхаба по религиозному праву.
3. При освещении разных взглядов ученых в мазхабе Малики по одинаковым вопросам, предпочтение отдается работам Шейха Халила,38 а также комментариям ученых к работам этого Имама.

Читайте также