ИМАМ МАЛИК Б. АНАС 90 (93,95) /708-179/795

(б. Абу Амир аль-Асбахи;35 Абу Абдуллах; 95 (90,93) -179 гг. хиджры).

Основатель мазхаба Малик б. Анас, да будет на него милость Аллаха, родился в Пресветлой Медине в 90-ом г. Хиджры, где и умер в 179 г. Он говорил, что не давал фетву, пока не услышит подтверждения семидесяти имамов. “Мало кто из моих учителей не брал у меня фетву” говорил Имам Малик. Ученый мазхаба Шафии имам аль-Йафии (Афифуд-дин Абдуллах б. Асад; 698-768/1298-1367) пишет об этих словах Имама Малика: “Не подумайте, что он говорит это из гордости. Этими словами он указывает на величайшую милость Аллаха Тааля”. В комментариях к книге Имама Малики «Муватта», ученый его мазхаба имам аз-Заркани (М. б. Абдулбаки Азхари; 1055/1645-1122/1710) пишет о нем: «Имам Малик, основатель известного мазхаба, один из величайших ученых Ислама. Наследник и распространитель Сунны Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Он общался и брал уроки у 900 ученых. Собрал и собственноручно записал 100 000 хадисов. С 17-ти лет начал давать уроки. На его уроках присутствовало больше учеников, нежели на лекциях его учитилей. Зачастую у дверей его дома скапливалось много желающих поучиться или задать ему вопросы. Из-за этого он был вынужден нанять привратника. Привратник пропускал вначале учеников, а затем согласно очереди проходили остальные.

Имам старался избегать туалеты. Бывал там один раз в три дня. Отсюда можно сделать вывод, как он мало ел. Написав книгу «Муватта», Имам Малик засомневался, достаточно ли он был искренен при написании этого труда? Решив испытать свой труд довольно необычным способом, он положил книгу в воду. При этом сказал себе, что если книга намокнет, то она не достойна его. Ни один лист книги не намок!
Абдуррахман б. Анас говорил про него: “Сейчас нет в мире более достоверного ученого в науке по хадисам, чем Малик. Я не видел человека умнее его. Суфьян ас-Саури имам по хадисам, но не имам по сунне. Аузаъи – имам по сунне, но не имам по хадисам. А вот Имам Малик и по сунне и по хадисам является Имамом”. [В данном случае, сунна – это образ жизни, а хадис – высказывание].
Йахйа б. Саид об Имаме: “Для рабов Аллаха Имам Малик на земле является доказательством”.

Имам аш-Шафии: “Там где читается хадис, Имам Малик сверкает как небесная звезда. Никто не мог сравниться с Маликом в запоминании и сохранении наук. Если бы не было Малика и Суфъяна б. Уйайна, то в Хиджазе не осталось бы знаний”.

Ибни Вахаб говорил: “Если бы не было Малика и Лейса, мы все бы сбились с Истинного Пути”.

Аузаъи, услышав имя Имама Малика, сказал: “Он глава всех ученых, муфтий Медины и Мекки”.

Суфъян б. Уйайна, услышав о смерти Имама Малика, сказал: “На земле не осталось ему подобных. Он был Имамом всех мусульман и факелом общины Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха)”.

Ахмад б. Ханбал считал Имама Малика выше таких знаменитых имамов, как: Суфъян Саури, Лейс, Аузаъи…

Суфъян б. Уйайна говорит, что следующий хадис – об Имаме Малике: “Когда мусульмане будут испытывать затруднения, они не найдут ученого выше, чем ученый Медины”.

Мусъаб передает: “Я слышал от своего отца Абдуллаха б. Зубайра: “Мы были вместе с Маликом в мечети Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Пришел некто и спросил кто из нас Абу Абдуллах Малик б. Анас. Ему показали. Он подошел к нему, поздоровался, затем обнял и поцеловал в лоб. Затем объяснил нам, что видел во сне Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Он попросил позвать Малика. Ты пришел и встал перед ним весь дрожащий. Успокойся же ты, Абу Абдуллах! – сказал Пророк и приказал раскрыть грудь. Как только ты раскрыл грудь, во все стороны распространился прекрасный аромат. Имам Малик заплакал и сказал, что объяснение этому сну – обладание божественной наукой”.

Имам Малик б. Анас

(б. Абу Амир аль-Асбахи;35 Абу Абдуллах; 95 (90,93) -179 гг. хиджры).

Имам Малик б. Анас, да будет на него милость Аллаха, является основателем одного из сохранившихся до нашего времени 4-х школ Приверженцев Сунны. Он один из самых знаменитых ученых Медины 3-его поколения мусульман, живших после Табиунов – последователей Сподвижников. Первым учителем Имама Малика был Рабиа б. Абд-ур-Рахман. Затем он учился у Абд-ур-Рахмана б. Хурмуза. Из Табиунов его учителями были: Нафи, Ибн-и Шихаб, аз-Зухри и Саид б. аль-Мусаййиб. Получал также знания и от потомка Пророка (мир ему и благословение Аллаха) – Джафара ас-Садыка.

Им написана книга по толкованию Корана – «Гарибу-ль-Куръан». Его главная книга «Муватта» является сборником хадисов, которые он собрал от 900 ученых. 300 из них принадлежали к поколению Табиунов, а остальные 600 были их учениками. Имам Малик писал эту книгу на протяжении сорока лет. Поначалу в ней было собрано около 4-х тысяч хадисов, но к концу работы имам оставил в сборнике лишь одну тысячу. Самыми известными книгами по фикху являются: «Ат-Тарфи» и «Аль-Ихкам».

Имам Малик, да будет милостив к нему Аллах, никогда не торопился давать фетву. Отвечая на вопросы, он мог неожиданно сказать «Ля эдри» – «Я не знаю». Он говорил: “Если бы у меня была возможность, я бы свернул шеи всем, кто толкует Благородный Коран, опираясь на свой короткий ум”. Имам Малик также не избежал преследований “сильных мира сего”. В 147-ом году во время правления Аббасидов, в частности Халифа Абу Джафара Мансура, он был арестован по ложному донесению правителем Медины и приговорен к 70 палочным ударам.

Его ученик Абдуллах ибн Вэхб (125/742-197/812) написал книгу «Аль-Муджалясат», состоящую из хадисов, услышанных от Имама Малика; сообщений Сподвижников и статей о нравственности и воспитании. (EA; IAA, II: 264).

Читайте также