Различные виды шариатских предписаний ученые Ислама обозначают определенными терминами. Например, ученые мазхаба Ханафи используют в книгах по Фикху термины: Фард, Ваджиб, Сунна, Мустахаб, Мубах, Макрух, Муфсид, Харам.
Эти Предписания и Запреты называются “Таклиф”, а тех, кто обязан их выполнять, называют “Мукялляф”. Предписания и Запреты, исполняемые мукялляфами, имеют различную степень важности. Различие степеней важности Предписаний и Запретов, которые естественно отражаются на практике, называется “Аф’ааль-уль-Мукялляфин” (Действия мукялляфа). Другими словами, это классификация согласно нормам шариата действий человека, ответственного за свои поступки (мукялляфа в словарном значении). В свою очередь это служит ориентиром для здравомыслящих мусульман, достигших половой зрелости (мукеллеф в религ. или правовом значении), что они должны делать, а чего не должны, что желательно, а что не желательно и т.д.
Совершеннолетие у подростков наступает в разное время, в зависимости от конституции организма. Мальчики достигают совершеннолетия в возрасте от двенадцати до пятнадцати лет, а девочки, – от девяти до пятнадцати лет. Если до пятнадцатилетнего возраста у мальчика или девочки не появятся первые признаки действий мужских и женских гормонов, то с пятнадцати лет они считаются совершеннолетними, вне зависимости от каких-либо признаков. Основные признаки половой зрелости у мальчиков – поллюция, а у девочек – менструация.
“Аф’ааль-уль-Мукялляфин” состоит из восьми разделов:
1. Фард: Обязательные, Строго Предписанные обязанности. Фард делится на два вида:
а) Фард-ы айн – этот вид фарда Предписано исполнять каждому мусульманину индивидуально (например, пятикратная молитва, пост).
б) Фард-ы кифайа – этот вид фарда достаточно исполнять некоторым мусульманам. Тогда, остальные освобождаются от ответственности за невыполнение этой строго предписанной обязанности. Например, исполнение “джаназа намаз”- молитва при погребении, или ответ на приветствие. Если же никто не исполняет этот вид Предписаний, то ответственными становятся все мусульмане, извещенные об этом.
2. Ваджиб – обязанности, очень близкие к Строго Предписанным (например, молитва “Витр” и “Праздничная молитва”).
3. Сунна – обязанности, которые выполнял Пророк, мир ему и благословение Аллаха. Сунна состоит из двух частей:
а) Сунна, выполняемая постоянно: Обязанности, которые Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) выполнял постоянно. Пропускал в крайне редких случаях. Например “сунна” утреннего, первая и вторая “сунна” полуденного, “сунна” вечернего и вторая “сунна” ночного намазов.
б) Сунна, выполняемая не постоянно. Обязанности, которые Пророк периодически выполнял, но время от времени пропускал. Например “сунна” послеполуденной молитвы и первая “сунна” ночной молитвы.
4. Мустахаб – действия, которые иногда совершал Пророк, мир ему и благословение Аллаха. Например, раздача милостыни (кроме закяата) или дополнительный пост.
5. Мубах – действия, за исполнение которых нет саваба (благости Аллаха), а за неисполнение нет греха. Например, такие действия как: садиться, вставать, есть, пить и т.п.
6. Макрух – нежелательные действия, уменьшающие благость Аллаха (например, смотреть по сторонам при чтении молитвы). Макрух имеет две степени:
а) «Карахат-и Тахримиййа» (Тахриман Макрух) – Весьма Нежелательное Действие, близкое к запрету (хараму). К примеру, пропускать исполнение «Ваджибов». Совершивший такой макрух, получит грех, а избежавший его, будет вознагражден.
б) «Карахат-и Танзихиййа» (Танзихан Макрух) – Действия Нежелательные. К примеру, неисполнение сунны и мустахаба. Наказаний за совершение этих действий нет, но избежавший таких действий – получит благость Аллаха субхана ва тааля.
7. Муфсид – действия, нарушающие уже начатое поклонение; такие действия как смех при исполнении молитвы, прием пищи во время поста.
8. Харам – строго запрещенные действия (например: убийство невинного человека; воровство; употребление алкогольных напитков, свинины; непокорность родителям).
Совершающих Харам (Недозволенное), ожидает строгое наказание и в этой жизни (шариатский суд), и в жизни потусторонней (мучения в Аду). Кто будет избегать Харама из-за страха наказания, получит благость Всевышнего Аллаха. Если же кто-либо отрицает Недозволенное (Харам), и говорит, что это Дозволено (Халял), тот автоматически становится неверным. Такому человеку вновь надо принимать Ислам, если, конечно, он хочет спастись.