1. ИМАМ ЗУФАР (АБУ ХУЗАЙЛ) 110/728-158/775
Имам Зуфар был учеником Имама А’зама. Выходец из Исфахана, начальное образование получил в Басре. Потом учился у Мухадиссов того времени и собирал хадисы. Затем учился в Куфе у Имама Абу Ханифа Фикху и Кыясу. Стал одним из известных ученых своего времени. Имам А’зам отзывался о нем так: “Мой самый безупречный ученик”. Имам Зуфар, достигнув высокого уровня “Муджтахид фи-ль-Мазхаб”, совершал иджтихад согласно правилам, установленным его знаменитым учителем.
Когда однажды Имам Зуфар поехал в свою родную Басру для разрешения одного из вопросов наследования, то его земляки были приятно удивлены его глубокими знаниями, и настоятельно просили не покидать больше их город. Он был вынужден внять просьбам басрийцев, и некоторое время остался жить в этом городе и исполнять обязанности Кадийа (Судьи).
Имам Зуфар воспитал немало учеников, ставших известными учеными. Среди них: Мухаммад бин Абдуллах Ансар, Халаф бин Аййуб, Асим бин Йусуф, Хилал ар-Рей и другие. Однажды, у крупного ученого 2-го века Хиджры Музени спросили об ученых Ирака: “Что скажешь об Абу Ханифа?” – “Он глава всех ученых по Фикху” был ответ. “А Абу Йусуф?” – “Самый строгий последователь Сунны” был ответ. “А Мухаммад бин Хасан?” – “Этот лучше всех разбирается в вопросах наследования”. На вопрос: “А Зуфар?”, он ответил: “Он лучше всех освоил метод аль-Кыяс (метод сопоставления аналогий)”.
2. АБУ ЙУСУФ (Йакуб б. Ибрахим аль-Ансари) 113/731-182/798
Имам Абу Йусуф, да будет милостив к нему Аллах, – самый известный Факих мазхаба Ханафи, после Имама А’зама. Родился в Куфе и умер в Багдаде. Выдающийся Муджтахид. Написал книги по основам Фикха и собственно по Фикху: «Китаб-ус-Салят», «Китаб-уз-Закяат», «Китаб-ус-Сиям», «Китаб-уль-Фераиз», «Китаб-уль-Бюйу», «Китаб-уль-Худуд», «Китаб-уль-Вакала», «Китаб-уль-Васайа», «Китаб-ус-Сауд ва-з-Заайых», «Китаб-уль-Гасб ва Истибра». Согласно просьбе Халифа Харуна ар-Рашида, он написал «Китаб-уль-Харадж», в которой указал различные источники и способы пополнения государственной казны в соответствии с предписаниями Благородного Корана и Сунны. Эта книга была переведена на французский, английский и другие языки. В 1980-ом году в Багдаде была издана книга «Ар-Рифадж», являющаяся комментарием к этой книге.
В книге Имама Йусуфа «Китаб-уль-Асар» собраны и распределены по соответствующим разделам знания по фикху, полученные им от Имама Абу Ханифа. В книге «Ихтилафу Абу Ханифа ва Ибн-и Абу Лэйла» Имам собрал проблемные вопросы Фикха, по которым у Имама Абу Ханифа были разногласия с Имамом Ибн-и Абу Лэйла. Впоследствии Имам Мухаммад аш-Шэйбани сделал к этой книге некоторые добавления и распределил весь материал по тематическим главам.
В книге «Китабу-р-Рэд аля Сийару Аузаи», Абу Йусуф комментировал разногласия по вопросам фикха между Имамом Абу Ханифа и Имамом Аузаи. Имамом Абу Йусуфом написаны также и другие книги: «Китабу-ль-Ихтилаф-иль-Эмсар», «Китабу-ль-Джевами», «Аль-Эмали», «Аль-Имла», «Ан-Навадир». Передатчиками знаний от Имама Абу Йусуфа стали его ученики Имам Мухаммад аш-Шэйбани, Абу Йаъла, Муалла бин Мансур ар-Рази, сын Абу Йусуфа Йусуф бин Йакуб и другие ученые мазхаба Ханафи.
3. АБДУЛЛАХ БИН МУБАРАК АЛЬ-МАРВАЗИ (118/736-181/797)
Известный последователь Табиунов, ученик Имама А’зама, Абдуллах бин Мубарак был ученым по фикху и хадисам. Один год он совершал Хадж, один – Джихад и один год занимался торговлей. Почти все заработанные деньги раздавал бедным мусульманам. Однажды, находясь в Сирии, он взял чей-то карандаш и, забыв вернуть, уехал в Мерв. Там, вспомнив о своем долге, специально поехал обратно в Сирию, чтобы вернуть карандаш.
Он говорил: “Что есть благовоспитанность? Ученые по разному оценивают эту черту людей. А, по-моему, – это хорошее знание своих страстей”. “Отдать долг в одну лиру гораздо важнее, чем раздать милостыню в тысячу лир”. “Смирение, – это когда ты ведешь себя вызывающе с богатыми, а с бедными, ты скромен и уступчив”. Он говорил: “Если бы я
заглазно кого-либо осуждал (Гьыйба), то делал бы это по отношению к своим родителям. Так как было бы справедливее отдать благости, данные мне Аллахом Тааля, именно им”.
Абдуллах бин Мубарак написал много книг. Приводим названия некоторых из них:
«Китаб-уз-Зухди ва-р-Ракаик» – Книга состоит из высказываний Пророка, мир ему и благословение Аллаха, его Сподвижников и Табиунов.
«Китаб-уд-Джихад», «Муснад», «Китаб-уль-Бирри-ва-с-Сила», «Китаб-ут-Тафсир», «Китаб-ут-Тарих», «Ас-Сунан филь-Фикх».
4. Мухаммад Аш-Шэйбани (Абу Абдуллах); 135/752-189/805
(Мухаммад б. Хасан б. Абдуллах б. Тавус б. Хурмуз)
Мухаммад аш-Шэйбани, да будет милостив к нему Аллах, был потомком Хурмуза, принявшего Ислам в присутствии Праведного Халифа Умара, да будет доволен им Аллах. Хурмуз был в свое время султаном Багдада и родственником Имама А’зама. После Имама Абу Йусуфа, Имам Мухаммад второй выдающийся ученик Имама Абу Ханифа. Родился в городе Васит и умер в г. Рэй. Имам Мухаммад – один из крупнейших ученых Ислама, собиратель сообщений и продолжатель школы Имама Абу Ханифа, муджтахид второго уровня – “Муджтахид фи-л-Мазхаб”.
В юношестве учился в Куфе – центре исламских наук того времени. Здесь его учителями были: Суфйан Саури, Абд ар-Рахман аль-Авзаи и другие. С 14-ти лет начал учебу у Имама А’зама Абу Ханифа, да будет милостив к ним ко всем Аллах. После смерти великого Имама, продолжил учебу у Имама Абу Йусуфа, лучшего ученика Имама А’зама. Затем, на протяжении 3-х лет, учился хадисам и фикху у Имама Малика бин Анаса, да будет милостив к нему Аллах, и полностью освоил его знаменитую книгу «Муватта». После 3-х летнего обучения, вернулся в Куф. Прожив в Куфе довольно продолжительное время, перехал в Багдад и жил там почти до конца своих дней. Умер в городе Рэй.
Занимаясь систематизацией исламских наук и пропагандой школы Имама Абу Ханифа, Мухаммад аш-Шэйбани воспитал много замечательных ученых Ислама. Первым среди его учеников был будущий основатель 3-его мазхаба Суннитов Имам аш-Шафии, да будет милостив к нему Аллах. У него также учились: Абу Суфйан Джурджани, Абу Хафс-и Кабир, Мухаммад бин Мукатил, Шаддад бин Хаким, Муса бин Насир Рази, Абу Убайд Касым бин Саллам, Исмаил бин Навба, Али бин Муслим Туси и многие другие, ставшие известными учеными. Прозванный вместе с Имамом Абу Йусуфом «Имамейн» – 2 имама, и «Сахабейн» – 2 соратника, Имам Мухаммад решал сложные религиозные вопросы методом иджтихада Имама Абу Ханифа. Написанные им множество книг, послужили сохранению и распространению мазхаба Ханафи. Сообщается, что им написаны 99 произведений. Группа произведений, состоящая из 6 книг Имама Мухаммада и принадлежащая к числу основных книг мазхаба Ханафи, объединена названием – “Захиру-р-риваййа” (надежные сообщения первых трех Имамов мазхаба Ханифа): «Мебсут», «Зийадат», «Аль-Джами ус-Сагир», «Аль-Джами уль-Кабир», «Ас-Сийар ус-Сагир», «Ас-Сийар уль-Кабир». Эти 6 книг впервые были собраны под названием “Китаб-уль-Кафи” другим ученым – Хакимом аш-Шахидом.1 в сборнике «Мухтасар-уль-Кафи». Этот сборник в свою очередь был прокомментирован имамом ас-Сэрахси2 в его 30-ти томном произведении под названием «Аль-Мабсют». Есть множество и других комментарий к сборнику “аль-Кафи”.
В группу под названием “Ан-навадир” входят книги: «Аль-Кайсаниййат», «Аль-Харуниййат», «Аль-Джурджаниййат», «Ар-Рукиййат».
Ученый Захид-уль-Кавсари написал книгу «Булугь-уль-Эмани фи Сират-иль Имам Мухаммад ибни Хасан-иш-Шэйбани», в которой рассказывается о жизни Имама.
5. Хасан бин Зийад Аль-Лю’люи (умер в 204-ом году Хиджры).
Хасан б. Зийад учился Фикху поочередно у Имама Абу Ханифа, затем у Имама Абу Йусуфа и Имама Мухаммада, да будет милостив к ним ко всем Аллах субхана ва тааля. Стал со временем известным передатчиком хадисов и взглядов Имама Абу Ханифа. По значимости, книги имама Хасана б. Зийада стоят после книг Имама Мухаммада, известных под названием “Захиру-р-риваййа”.