Во главе 4-х мазхабов – религиозно-правовых школ Ахлю-с-Сунна валь-Джама’а, стоят ученые высшей категории. За ними следуют Муджтахиды следующих уровней. Эти четыре Имама общины Ахлю-с-Сунна валь-Джама’а были упомянуты в хадисах и являются высшими авторитетами в научном мире Ислама. Они из разряда ученых – Мутлак Муджтахид.
И в Благородном Коране, и в Сунне Пророка даны ясные указания “спрашивать у знающих”, следовать за учеными. То есть, пользоваться их разъяснениями Корана и Сунны, а не толковать источники по своему разумению. Имам ар-Рази27 неоднократно доказывал в своих многочисленных трудах, что ученый, не являющийся Мутлак Mуджтахидом, обязан в своих исследованиях придерживаться трудов Основателей мазхабов. А тем, кто называет себя ученым, забывая элементарные правила постижения и изложения наук, предлагается еще и еще раз прочитать 115-ый айат суры 4 – «Женщины» в Благородном Коране: «А если кто отказывается от посланника после того, как ему стал ясен путь, и он следует не по пути верующих, Мы обратим его к тому, к чему он сам обратился, и спалим его в геенне. Скверно это пристанище». Хвала Аллаху Господу миров!
Согласно высказываниям Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, из 73-х направлений в Исламе Верного Пути будет придерживаться лишь одна община. По убеждению Суннитов этой общиной является – “Ахлю-с-Сунна валь-Джама’а” (Люди Сунны и согласия; Приверженцы Сунны; Сунниты). Их убеждение основывается на том, что в книгах Приверженцев Сунны толкования Благородного Корана передаются строго на основе Сунны Пророка Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Ученые этой общины считают, что существует лишь одно толкование (тафсир) Корана, автором которого является Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха. Все остальные, так называемые тафсиры, на самом деле являются расширенным переложением (таавиль) толкования Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Если же в книге какого-либо автора дается толкование айатов Корана не соответствующее Сунне, то это не может быть названо тафсиром, а является всего лишь его собственными мыслями. Собственные толкования айатов Корана открывают путь недозволенным нововведениям в Исламе (Бида’а).
Ученые – муджтахиды, основатели дошедших до нас 4-х школ Суннитов потому и являются Опорой Ислама, что их книги по исламскому праву, по вероучению, по способам поклонений, опираются на Священный Коран и Сунну. Знания этих великих Имамов получены по непрерывной цепи передатчиков от самого Посланника Мухаммада.
Отсюда напрашивается справедливый вывод:
Следовать указаниям Имамов 4-х мазхабов Суннитов, – Значит Следовать Предписаниям Благородного Корана и Сунны Посланника Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) наилучшим образом!
Ниже даются краткие биографии основных передатчиков, и названия самых значительных книг сохранившихся до нашего времени 4-х религиозно-правовых школ Приверженцев Сунны.
I – МАЗХАБ ХАНАФИ
(Богословско-правовая школа Имама А’зама Абу Ханифа)
Школа Имама А’зама Абу Ханифа основана на знаниях, полученных непосредственно от ПРОРОКА МУХАММАДА (мир ему и благословение Аллаха), через цепь великих ученых, краткие биографии которых смотрите в предыдущей части сборника:
Цепь передатчиков знаний по основам вероучения и религиозного права в мазхабе Ханафи:
ПРОРОК МУХАММАД (МИР ЕМУ И БЛАГОСЛОВЕНИЕ АЛЛАХА) –>
1. АБДАЛЛАХ Б. МАС’УД (ум. 32/651 г., да будет доволен им Аллах) –>
2. АЛКАМА Б. КАЙС (ум. 62/681) –>
3. ИБРАХИМ АН-НАХА’И (ум. 96/715) –>
4. ХАММАД Б. АБИ СУЛАЙМАН (ум. 120/738) –>
5. ИМАМ А’ЗАМ АБУ ХАНИФА (ум. 150/767) –>
(да будет милостив к ним Аллах).