от ученых – реформаторов.
Имам Абд-ул-Хаким аль-Арваси (да будет милостив к нему Аллах) пишет, что существуют две группы ученых ислама:
В первую группу входят имамы по религии. В соответствии с их специализацией по определенным наукам, их называют “Муфассирин-и изам”, “Мухаддисин-и кирам”, “Мутакаллимин”, “Мутасаввифин” и “Фукаха-и фихам” (да будет милостив к ним Аллах субхана ва тааля). Каждое слово, каждое сообщение этих ученых является толкованием айатов Благородного Корана и Сунны Пророка Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Все указания этих ученых высшего разряда являются руководством к действию для простых мусульман. Муфассир – это не автор одного из многочисленных тафсиров. Тафсиром (толкованием айатов Благородного Корана) являются лишь слова Посланника Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), которые он передал своим Сподвижникам. И далее, тафсиром являются лишь эти сообщения, переданные по цепочке и дошедшие до нас, благодаря трудам ученых высшей категории. Муфассирами являются ученые, правильно понимающие эти сообщения и только на этой основе дающие толкования айатов Корана. Ученые этой группы получили Толкования Корана и Сунны по цепи передатчиков от самого Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и его Сподвижников. Именно поэтому этих ученых, и тех, кто следует за ними, – называют “Люди Сунны и Согласия” (Ахлю-с-Сунна валь-Джама’а).
Высшую ступень среди муфассиров по единодушному признанию ученых Ислама всех времен заслуженно занимает Имам аль-Байдави (да будет милостив к нему Аллах).24
Во вторую группу входят ученые, не являющиеся специалистами по тафсиру, хадисам, богословию, тасаввуфу и фикху. Книги этих ученых не могут использоваться как руководство к действию, так как чаще всего базируются на весьма сомнительных выводах реформаторов. Очень часто в книгах ученых второй группы наряду с достоверными знаниями, могут излагаться и собственные измышления авторов. Тогда как книги истинных ученых Ислама опираются лишь на айаты Благородного Корана и на Сунну Посланника Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), в толкованиях, согласованных с мнением ученых первых трех поколений. Иными словами – все знания, переданные этими учеными, соответствуют сообщениям Праведных Предков (ас-с-Салаф ас-Салихун).
Итак, мы выяснили, что основатели мазхабов (вышеупомянутые 4 имама) являются учеными самой высшей категории – Мутлак Муджтахидами.
В их школах есть муджтахиды высокого уровня – Муджтахид филь-Мазхаб. Например:
В мазхабе Ханафи – это имам Абу Йусуф и имам Мухаммад аш-Шэйбани;
В мазхабе Малики – имам Ибн-и Касым, имам Абд-ул-Лах б. Вэхб;
В мазхабе Шафии – имамы Йусуф б. Йахйа, ар-Рафи’и, аль-Газали;
В мазхабе Ханбали – имам Салих б. Ахмад, имам аль-Эсрем и другие,25 да будет милостив к ним Аллах субхана ва тааля.
Иджтихады всех остальных ученых этих мазхабов фактически являются иджтихадом упомянутых ученых. То есть, иджтихады других ученых могут быть приняты лишь в том случае, если будут соответствовать трудам ученых предыдущих уровней. Без подобного соответствия, ничьи работы не могут быть квалифицированы как истинные знания.
АльхамдулильЛяхи Рабби-ль-алемиин!
Конец первой части.