“Ученый выше невежды настолько, насколько пророк выше своей общины”. [Хатиб].
“Ученый выше абида (человека, который находится в постоянном поклонении) так же, как полный месяц ярче звезд”. [Абу Нуайм].
“Ученый выше абида в семьдесят раз. При появлении бида’ (нововведений), ученый предупреждает людей. Абид же в это время занят поклонением. Так что и с этой стороны ученый ценнее абида”. [Дейлеми].
“Чернила ученых будут сопоставлены с кровью шэхидов, и Весы с чернилами ученых перевесят”. [И. Наджар].
“Ученый, – это человек, в котором Аллах уверен и может на него положиться”. [Дейлеми].
“Ученые, – это факелы Земли, преемники и наследники мои и других пророков”. [Абу Нуайм].
“После смерти ученого, даже рыбы молят о его прощении до самого Судного Дня”. [Дейлеми].
“Следуйте ученым! Они факелы всего мира (освещают дорогу всем людям)”. [Дейлеми].
“Ученые, – это лоцманы (указывающие пути спасения) и руководители”. [От И. Наджара].
О толковании айата: “Держитесь за вервь Аллаха…” (3: 103).
Ахмад б. Мухаммад ат-Тахтави (был муфтием Каира мазхаба Ханафи; ум. в 1231/1815; да будет милостив к нему Аллах) сказал по поводу этого айата следующее: “В данном случае “вервь Аллаха” означает ученых по Фикху и другим исламским наукам. Кто отделится от ученых по Фикху хоть на пядь, – собьется с Пути Истины. Путь ученых по Фикху, – это путь Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и Праведных Халифов. Кто отделится от этого пути, тот попадет в Ад. Мусульмане могут обрести спасение только лишь следуя вероучению общины Ахлю-с-Сунна ва-ль-Джама’а. В школах этой общины собраны достоверные знания. Кто в наше время не следует ни одному из 4-х мазхабов Ахлю-с-Сунна, непременно собьется с Пути Истины”.
Имам аль-Хадими (автор книги “аль-Барика…”) пишет следующее:
“Четыре Источника религиозных знаний являются источниками для ученых – Муджтахидов. Для обычных мусульман источниками знаний служат решения ученых одной из богословско-правовых школ (мазхабов) Приверженцев Сунны, так как не дозволено принимать решение по айату или хадису, толкуя их по собственному разумению. Поэтому, если при следовании какому-либо правовому решению нашего мазхаба, мы видим какие-то, как нам кажется, несоответствия с айатами или хадисами, то все равно следуем решению своего мазхаба. Так как мы знаем, что, скорее всего решение было принято в соответствии с другими айатами и хадисами путем сопоставления или согласованного мнения Праведных Предков. Правильное решение могут принять только ученые – Муджтахиды. Поэтому, мы должны читать не книги по тафсиру или хадисам, а книги по Фикху”.