Мы видим, что подготовка к джихаду и сам джихад, являются поклонением Всевышнему Аллаху (см. Ибадат).
Сказано в хадисе:
“Джихад – обязанность всех мусульман, мужчин и женщин”;
“Уклоняющийся от джихада пусть не говорит, что он мусульманин”.
Пророк Аллаха (мир ему и благословение) сообщает нам о 2-х видах джихада, – словом и делом.
Джихад словом, это распространение истинных знаний по Исламу. В наше время эта форма джихада приобретает особое значение ввиду массированной атаки неверующих на устои Ислама через средства массовой информации. Чего только не придумывают противники Ислама, приклеивая различные ярлыки последователям исламской веры, а неосведомленные репортеры спешат тиражировать эти выдумки в средствах массовой информации. Многие обыватели принимают эту информацию за чистую монету. Им недосуг изучение истинного положения дел. А напрасно! Чтобы уяснить себе, что настоящий Ислам ничего общего не имеет с понятиями “экстремизм”, “возврат в средневековье” и т.п. нужно не так уж много времени. Для этого достаточно ознакомиться с некоторыми высказываниями ученых просвещенной Европы.
Вот к примеру высказывание историка О’Лири: “История, однако, совершенно ясно доказывает, что легенда о фанатиках – мусульманах, которые ходят по миру и силой оружия обращают в Ислам порабощенные народы, – это один из самых фантастических и абсурдных мифов, который историки когда-либо рассказывали”.
(Де Лейен О’Лири. “Ислам на распутье”, Лондон, 1923, стр. 8).
Французский востоковед, историк Седиллот (1808-1875) считал своей обязанностью сказать следующее: «Время между 9 и 13 веками было отмечено в Исламе быстрым развитием литературы. В результате активизации человеческой мысли был сделан огромный скачок в науке. В мире Ислама появилось очень много ценных изобретений и открытий. Это оказало большое влияние на Европу. Настолько большое, что мусульмане заслуженно могут называться нашими учителями!».
Эта истина долгое время умалчивалась.
Профессор Е.Ф. Готье (1864-1940) вторит ему:
«В начале Ренессанса, Европа, просыпающаяся от варварства, с благоговением взирала на блестящую культуру Ислама».
Джихад словом означает и противостояние искаженной информации об Исламе. Цель данного джихада – разъяснение основ Шариата, а также разъяснение того, что Всевышний Аллах через Священный Коран и Сунну Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), ниспослал для всего человечества высшие ценности и указал пути достижения этих благ. Джихад словом должен донести до людей осознание того, что спасутся от вечного огня Ада лишь те из людей, которые будут следовать указаниям Всевышнего Аллаха. Высказывания и действия отдельных мусульман или общин, сбившихся с Верного Пути, толкающих мусульман на противостояние всему и вся, не имеют ничего общего с предписаниями Милостивого, Милосердного Создателя и с Сунной Его Посланника Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха).
Пожалуй, джихад в виде разъяснения сущности Ислама в наше время является одной из самых трудных, и наиболее необходимых форм. Это потому, что, несмотря на кажущееся обилие литературы по Исламу, на книжных полках чаще всего можно встретить брошюры, книги, сплошь напичканные реформаторскими идеями и измышлениями заблудших. Особенная опасность заключается в том, что такие сведения даны вперемешку с настоящими знаниями, почерпнутыми из книг Приверженцев Сунны. Как правило, в выходных данных такой, с позволения сказать “литературы”, отсутствует или имя автора, или не указаны источники, или нет имени переводчика. Встречаются и такие издания, где вообще отсутствуют выходные данные. Иногда такую литературу распространяют сами же мусульмане, не утруждая себя поиском достоверных знаний. Но чаще всего распространение такой “литературы” – плод усиленной подрывной деятельности врагов Ислама, которые имеют для этого огромные средства и большой опыт. И, будьте уверены, они не дремлют в отличие от многих беспечных мусульман. Кстати, не надо забывать, что враги Ислама могут выглядеть и как шейхи, и как простые мусульмане, и как истинные сторонники мусульман. На самом деле эти люди стремятся или к власти, или к обеспеченной жизни. Они вербуют сторонников порою и среди людей светски образованных, но мало разбирающихся в религиозных вопросах.
Если человек прикладывает свои духовные, физические и материальные возможности для распространения веры в Единого Создателя, то этот человек совершает джихад. Вместе с остальными ежедневными поклонениями, которые мусульманин совершает по Предписанию Всевышнего Аллаха, джихад является для него отдельной обязанностью.
Каждый мусульманин обязан бороться с нововведениями в исламе и со всем тем, что ведет к падению нравов, к возврату веры в многобожие или к идолопоклонству. Джихад совершается только лишь ради Аллаха субхана ва тааля. Постоянная цель джихада – распространение света Веры в Единого Создателя, защита обладателей такой веры и распространение знаний о Вере и среди тех, кто еще не встал на Истинный Путь, и среди тех, кто считает себя мусульманином, но не знает самых элементарных основ Веры.
Джихад делом – также и военные действия, имеющие целью спасение угнетенных людей от диктаторских режимов, и предоставление им возможности приобщения к основам Веры в Единого Создателя. Такой джихад совершается не отдельными личностями или группировками, а только самим государством и в составе государства, законы которого опираются на шариат (то есть на Коран и Сунну). В противном случае, когда отдельные люди объявляют джихад и вербуют себе сторонников вразрез интересам Исламского государства, расценивается в шариате не более чем провокация (фитна). На протяжении веков было немало случаев, когда отдельные политические деятели или группировки объявляли джихад и, придя к власти при помощи обманутых мусульман, с ними же и расправлялись.
Для совершения военного джихада, государство должно быть достаточно подготовленным. Джихад не совершается за счет лишения средств беднейших слоев населения. И, если это не оборона, то право на военный джихад имеет только государство, достигшее исполнения предписаний шариата в отношении обеспечения своего населения, а также имеющее достаточное вооружение для отражения любых притязаний извне. Джихад с использованием силы совершается с единственной целью, – целью распространения Истинной Веры.
Надо заметить, что Истинная Вера предписана всем людям Земли, а не только этническим мусульманам. Захват в заложники детей, стариков, женщин, взрывы домов, тем более убийства невинных людей, никогда не являлись целью военного джихада по шариату. Всевышний Аллах предписывает джихад, но предупреждает при этом “не преступать”:
“И сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается с вами, но не преступайте, – поистине, Аллах не любит преступающих!” (2: 190).
Исламское государство всегда должно быть готово к отпору врага: “И приготовьте для них, сколько можете, силы и отрядов конницы; ими вы устрашите врага Аллаха, и вашего врага, и других, помимо них; вы их не знаете, Аллах знает их. И что бы вы ни издержали на пути Аллаха, будет полностью возмещено вам, и вы не будете обижены” (Коран, 8: 60).
Джихад, – это и “Эмр-и Ма’руф“, и “Нехй-и Мункар“, что означает необходимость разъяснения неверующим сущности Ислама, призыв мусульман к правильному, одобренному образу жизни в Исламе и удержания их от совершения недозволенного (Харама).
Ложь и Истина противостоят друг другу в самых различных формах, поэтому и джихад необходимо вести везде и постоянно, вплоть до Судного Дня. И в этом противостоянии мусульманину Предписано быть на стороне Истины и приложить все свои силы для низвержения Лжи и Зла. Но это только одна сторона джихада – открытая форма. Есть еще скрытая форма. Это борьба с самим собой, со своими страстями. Это, в конце концов, пополнение своих знаний, преодоление своего невежества. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: “Джихад – это не только размахивание саблей”. Только настоящие знания могут помочь мусульманину совершить “Джихаду-ль-Акбар”, цель которого победа над собой, над своим невежеством, своими слабостями. И эта форма джихада считается главной, так как сказано в хадисе:
«Настоящим муджахидом является тот, кто борется со своими страстями».20
А по поводу джихада путем распространения знаний, Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
“В Судный День будут взвешены на одной стороне весов – кровь шэхидов (мучеников за веру), на другой – чернила ученых. Чаша с чернилами ученых перевесит”.21
Да простит Всевышний Аллах ошибки всех верующих в Его Предписания, а заблудших направит на Путь Истины.
Итак! Если человек, проживающий в стране со свободным вероисповеданием, не знает символов веры, не имеет понятия о Предписаниях и Запретах Всевышнего Аллаха и не заботится о своем образовании, то оправданий у него в Судный День не будет. Не обучаться этому – большой грех. Необходимо, хотя бы кратко изучить эти предписания и обучить им своих детей. Мусульманин, не придающий значения этим Предписаниям и по этой причине не изучающий их, становится Неверующим – КЯФИРОМ. Какой-либо человек, сказавший: “Ашхаду алляа иляха иль-Аллах ва ашхаду анна Мухаммадан абду-Ху ва расулю-Ху” и предварительно понявший и поверивший в сказанное, – становится мусульманином. Но далее, ему необходимо подробно изучить шесть условий веры, Предписания и Запреты Всевышнего Аллаха (а мусульмане должны помочь ему в этом). Если же не станет утруждать себя получением необходимых знаний, перестанет посещать мечеть для совершения пятничной совместной молитвы, не будет придавать значения ежедневной пятикратной молитве, то вера его будет постепенно слабеть, он откатится назад и станет ОТСТУПНИКОМ – МУРТАДОМ. Читать нужно книги Приверженцев Сунны, называемые Ильмихал, книги по религиозному праву (Фикху) и др. При отсутствии литературы, нужно спрашивать у знающих мусульман, как и предписано в Священном Коране и Сунне Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Альхамдулильляхи!