Один из потомков Праведного Халифа Али (да будет доволен им Аллах) Саййид Абд-ул-Хаким аль-Арваси (1281/1865-1362/1943) в книге “ар-Рияд-ут-Тасаввуф” пишет: “Всевышний Аллах поставил перед последним Посланником, своим любимцем Мухаммадом (мир ему и благословение Аллаха), три задачи:
- Передать всем людям Земли знания по основам веры и ознакомить их с Предписаниями и Запретами – АХКАМ-И ФИКХИЙЙА.
- Передать мусульманам, обладающим глубокой верой, духовную силу Священного Корана – АХКАМ-И МА’НАВИЙЙА. (Разъясняет эти знания наука “Ильм ат-Тасаввуф”). Нельзя смешивать второе задание с первым. Сбившиеся с Пути Истины не верят в Ахкам-и Манавиййа. Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах), передал: “Я получил от Посланника (мир ему и благословение Аллаха), два полных сосуда знаний. Хадисы из одного сосуда я распространил среди людей. Что касается содержимого второго, то если бы я распространил и их, то мою глотку непременно бы перерезали”. В комментариях ученых говорится по поводу сообщения Абу Хурайры, что имелись в виду хадисы, в которых, по воле Аллаха субхана ва тааля, Посланник (мир ему и благословение Аллаха) высказывал свои предвидения относительно предстоящих смут в общине мусульман, и Абу Хурайра опасался, что люди не смогут понять скрытый смысл этих сообщений.
- Применять способы принуждения против тех, кто нарушает Предписания Аллаха – Ахкам-и фикхиййа, по законам мусульманского права – ШАРИАТУ.Первые четыре Халифа, называемые Праведными (ал-Хуляфа ар-Рашидун), управлявшие мусульманами после смерти Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), смогли на протяжении 30-ти лет продолжить в полной мере, вышеуказанные Три обязанности. Но, после этих 30-ти лет, когда Ислам распространился на Три континента, в некоторых регионах Халифата стала возникать смута (ФИТНА), появились Нововведения – БИДА’. Еще более удалился от Земли Свет, излучаемый Пророком Мухаммадом (мир ему и благословение Аллаха). Значительно сократилось количество Асхабов – Сподвижников Пророка Аллаха. Стало невозможным одновременное исполнение 3-х обязанностей одним человеком.
В силу этого, эти обязанности распределились следующим образом:
1-ую обязанность, т.е. передачу людям знаний по вере, разъяснения Предписаний и Запретов, взяли на себя ученые Имамы – Муджтахиды высшего ранга. Ученые, разъясняющие основы веры, стали называться МУТАКАЛЛИМ (богослов). Ученые по фикху (религиозному праву) – ФУКАХА (или факих).
2-ую обязанность – передачу высших духовных ценностей, скрытых в айатах Священного Корана, самым богобоязненным и способным к духовному росту мусульманам взяли на себя потомки Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и потомки его ближайших Сподвижников (да будет доволен ими Аллах) и их ученики, достигшие высокого духовного уровня – ат-ТАСАВВУФ.
3-я обязанность – Применение различных способов принуждения мусульман, не исполняющих ясных для них Предписаний, и не избегающих Запретов Всевышнего Аллаха, предварительно им разъясненных, была передана правителям соответствующих стран, т.е. – государству.
Исполнителями 1-й задачи стали религиозные школы, называемые МАЗХАБ – ПУТЬ.
Исполнителями 2-й задачи стали потомки Пророка Аллаха, и их наиболее талантливые ученики, обладатели высшего духовного уровня – ат-ТАСАВВУФ. Они создали свои школы, называемые – ТАРИКАТ.
Исполнителями 3-й задачи стали правители государств. Они исполняли эту задачу, опираясь на ЗАКОН (КАНУН). Основой государственных законов стал ШАРИАТ – Исламское Право.
Школы, передающие знание по основам веры, называются И’ТИКАД-И МАЗХАБ – ШКОЛА ВЕРОУЧЕНИЯ. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха), предсказывал разделение мусульман по вероучению на 73 общины. Он говорил, что лишь одна из этих общин, следующих его путем и путем его Сподвижников, спасется. Так и случилось. Только община Ахлю-с-Сунна валь-Джама’а – Приверженцы Сунны следует путем спасения! Остальные, сбившиеся с верного пути 72 общины, называются БИДА‘, так как они используют в своих поклонениях НЕДОЗВОЛЕННЫЕ НОВШЕСТВА. Последователи ни одной из этих групп не являются кяфирами. Все они, с позволения Аллаха – мусульмане. Те же, кто не верит хотя бы одному, открыто указанному в Священном Коране Предписанию, являются кяфирами – неверующими. Они не входят даже в эти, оставшиеся 72 группы”.
(Здесь окончен перевод из книги Абд-уль-Хакима аль-Арваси “ар-Рияд-ут-Тасаввуф”).