Права родителей

by Admin

 Вопрос: Какие есть права у родителей перед детьми?

    Ответ: Хазрати Имам Насафи передает:

У родителей, перед детьми есть 80 различных прав. Сорок при их жизни, и сорок после смерти. При жизни, 10 из сорока выплачиваются физически, 10 словами, 10 сердцем, 10 деньгами.

    Права которые выполняются физическим телом:

1 – Служить им чтобы они оставались довольными. В хадиси шарифах  сказано: «Будет благополучной и долгой жизнь того, кто был на службе родителей.» (”Нравственность в Исламе”)

    «Тот кто радовал родителей в соответствий Исламу, сделал довольным Аллаху тааля, а тот кто истязал родителей, тем самым истязал Аллаху тааля.» (Ибни Надджар)

    «Да станет несчастным тот, кто не получил довольства родителей оставаясь с ними до преклонного возраста.»(Тирмизи)

Хазрат Хасан Басри во время тавафа Каабы увидев человека, который нес на спине поклажу, спросил:

– Что ты несешь на себе?

– Своего отца. Уже седьмой раз совершаю с ним таваф, и принес его на себе из Шама. Потому что он меня научил Исламу и иману. Впитал в меня исламское воспитание.

– Даже если будешь носить его на себе до самого Судного Дня, но обидев его единожды все твои старания превратятся в ничто. Но если обрадуешь его хоть раз, то это покроет все, что ты делаешь сейчас.

Служба родителям должна быть достойной. Хазрат Ибни Аббас сказал: ”Находись перед родителями как провинившийся и низкий раб перед строгим хозяином!”

Уважение и служба матери стоит прежде таким же отношением к отцу. В хадиси шарифе сказано: «Савабов за служение матери в два раза больше.» (Имам Газали)

    «Благодеяние в первую очередь нужно сделать матери, затем отцу, сестре, брату и другим близким находящимся в очереди!» (Насаи)

    «Все обретенное добродеяние праведника Вайс аль-Карани, все его достижения, произошло благодаря его доброте к своей матери.» (Риядун Насихин)

    «”О Расулаллах, моя мать многобожница. Можно ли мне делать ей добро?” спросили у пророка. ”Да, относись к матери с добром и благосклонностью.”» (Абу Дауд)

Каждый пророк рангом выше своей матери. Несмотря на это, пророки относились к своим матерям с уважением и добром.

Родителям помогают даже если они неверующие, обеспечивают их существование, проведывают их. Если есть опасность что подтолкнут на неверие, то в гости к ним не идут. (Баззазийа)

Пророк Муса (мир ему), узнал от Аллаха кто будет его соседом в Раю и отправился к нему. Это был мясник. Он сварил кусок мяса. Затем снял корзину висящую на стене. В нем оказалась очень слабая женщина, которую мясник накормил и напоил водой. Затем обмыл ее, привел ее в порядок и снова положил в корзину. Мясник сказал Мусе ”Это моя мать. Достигла преклонного возраста и это ее нынешнее состояние. Таким образом она всегда находится под моей опекой. Пророк Муса услышал как женщина помолилась ”О Аллах, сделай моего сына райским соседом Мусы (алейхиссалям).” Муса сказал мяснику, ”поздравляю тебя, Аллаху тааля сделал тебя соседом Мусы (алейхиссалям).” (Шира)

2 – Совершать для них доброе. Добро родителям, для детей является фарзом. В хадиси шарифах сказано:

    «Ребенок делающий доброе родителям, войдет в Рай с пророками.» (И. Рафии)

    «Долгая и благодатная жизнь ждет того, кто делает добро родителям.» (Имам Ахмед)

    «Если будете милостивы к родителям то и ваши дети будут к вам такими же.» (Табарани)

    «И ты и твое имущество принадлежит родителям.» (Ибни Маджа)

3 – Не выступать против родителей. В хадиси шарифах сказано:

    «Выступать против родителей, большой грех.» (Бухари)

    «Не войдет в Рай человек выступивший против родителей.» (Насаи)

    «Жизнь выступившего против родителей, коротка и нет в ней благости.» (”Нравственность в Исламе”)

Из верующих самыми последними покинут Ад те, кто выступили против родителей мусульман, чьи приказы не противоречили Исламу. Приказы родителей или любого другого противоречащих Исламу не выполняются. Но во всех случаях с родителями нужно говорить мягко, не обидеть их.

Нельзя отводить неверующих родителей в храмы и заведения продающие алкоголь, но если они там находятся то нужно их вывести и если придется даже на себе.

Если даже родители люди очень резкие, то все равно нельзя восставать против них, говорить с ними в повышенных тонах. Когда пророку пожаловались на неласковых родителей и каким образом к ним быть послушными, то он ответил:

    «Мать твоя вынашивала тебя 9 месяцев. 2 года кормила тебя грудью. Не выпускала тебя из рук пока ты не вырос. Твоему отцу тоже пришлось нелегко пока ты вырос. Обеспечивал твое существование. Научил тебя твоей вере. Вырастил тебя дав мусульманское воспитание. И по твоему сейчас они неласковы?» (Ильмихал ”О сын мой”)

    «”О Расулаллах, я своими руками кормлю и ухаживаю за своей престарелой матерью. Делаю ей омовение и ношу ее на себе. Смог ли я отплатить ей?” на что пророк ответил: ”Нет, не отплатил еще и 1/100 часть. Она сделала все чтобы ты жил, ну а ты ждешь когда она умрет. Однако, Аллаху тааля, за твою ничтожную работу даст очень много савабов.» (Риядун Насихин)

Кто-то обратился к пророку «О Расулаллах, в Ад войдет даже испытавший на себе злодеяние родителей? На что пророк троекратно повторил ”Да, тот, кем остались недовольны родители при том что были злодеями, войдет в Ад.”» (Байхаки)

Таким образом, если даже родители злодеи и совершают зло против своих же детей, приказывают им совершение греха, нельзя их обижать и огорчать! То греховное, которое они приказывают исполнять не нужно, и к тому же не разрешается говорить или делать то что может их огорчить.

Если даже родители и плохие, все равно отношение с ними нужно строить хорошие! Не посещать их, очень большой грех. Хотя нужно передать им привет, обратиться письменно, позвонить и тем самым избавиться от совершения греха!

В Священном Коране, о трех положениях говорится вместе с другими тремя вещами. «Без послушания пророку не бывает послушания Аллаху. Не будет  благодарности родителям, значит нет благодарности Аллаху тааля. Пока не выплатится закят, не примутся намазы.» (Тафсир-и Мугни)

4 – Быть послушным, не перечить, выполнять просьбы не являющиеся греховными.

Пророк Муса (мир ему) 9 раз просил у Аллаха наставления. И каждый раз Всевышний говорил, о послушании родителям. В хадиси шарифе сказано:

    «Покорность родителям, покорность Аллаху; а непокорность родителям, непокорность Аллаху.» (Табарани)

Выступавшего против отца, не обрадует собственный ребенок, не достигнет цели, семейная жизнь не заладится. (Шира)

5 – Не смотреть на них хмурым, недобрым взглядом. Смотреть на родителей нужно ласковым и добрым взглядом. Один такой взгляд дает столько же саваба как принятый хадж.

Наш пророк сказал: «Тому кто посмотрит на родителей милостивым взглядом, дается саваб за хадж и умру.» У него спросили ”если посмотреть тысячу раз, будет также?” пророк ответил «будет также, если посмотреть сто тысяч раз.» (Риядун Насихин)

Еще сказал: «Смотреть на родителей с любовью подобно поклонению.» (Абу Нуаим)

6 – Не обижать, не расстраивать, радовать их так, чтобы они оставались довольными. В хадиси шарифе сказано: «Довольство Аллаха кроется в довольстве родителей, Его гнев в гневе родителей.» (Бухари)

    «Для того кто обрадовал родителей откроют двое ворот Рая, а тому кто обидел откроются два ворота Ада.» (Байхаки)

    «Мумин удовлетворяющий все потребности родителей, не войдет в Ад, что бы он не сделал, обидевший же не войдет в Рай.» (Шира)

    «Аллах отсрочивает наказания за некоторые грехи до Судного Дня. Смута против родителей является исключением.» (Хаким)

Обижать родителей, сердить их большой грех. Греховные просьбы родителей или кого угодно другого не выполняются. Если есть вероятность что в пище родителей может присутствовать харам, и родители заставляют своих детей есть, то нужно съесть. Потому что не кушать сомнительное можно обладателям уровня ”вэра”, а не обижать родителей, ваджиб. Но приказы противоречащие вере не выполняются. Например даже если ставят условие ”пей алкоголь, не совершай намаз или же мы обидимся”, то все равно приказы разряда харам не выполняются. Потому что сказано:  ”Там где выступают против Аллаха, не подчиняются рабу”. Аллаху тааля сказал:

«Мы завещали человеку быть почтительным к родителям его; но если они будут стараться, чтобы ты придавал Мне в товарищи тех, о которых ты ничего не знаешь, то не слушайся их.» (Анкабут 8)

Тот, чьи родители грешат, делает им однократное наставление. Если не послушаются, то больше не повторяет. Делает за них дуа.

7 – Без разрешения не отправляется в путь.

Отправляясь в хадж, нужно получить разрешение от родителей которые ни в чем не нуждаются. Если они нуждающиеся, то уезжать без их разрешения харам. Тот, чьи родители ни в чем не нуждаются, может ехать в обязательный хадж без их разрешения. Но если предстоит дополнительный хадж, то без разрешения уехать не может. (Радд-уль Мухтар)

    «Пророк узнав, что родители сахаба, который просится на джихад еще живы, сказал: ”Оставайся здесь, находись с ними, твоя служба родителям и есть джихад.”» (Бухари)

Другому который просился на джихад пророк сказал:

    «Не отходи от матери! Рай находится под ее ногами.» (Насаи)

    «О Расулаллах, я пришел оставив в слезах родителей» сказал человек собравшийся совершить переселение (хиджра). Пророк расстроенный сказал ему: «Тут же иди и обрадуй их также как довел до слез!» (Абу Дауд)

Не посещать родителей большой грех. Чтобы не оказаться в таком большом грехе, нужно написать им теплое письмо.

8 – Уважать их подобающим для них образом. В хадиси шарифе сказано: «Тот, кто не уважает старших, не из нас.» (Тирмизи)

Увидев их тут же надо встать, подойти к ним, оставаться на ногах пока они не усядутся, не садится пока они не разрешат. Сидеть нужно благопристойно, не протягивать ноги, не закидывать ногу на ногу. Нельзя этого делать  мотивируя тем, что они не делают замечания.

9 – Если идете с ними вместе, то держаться за ними. Нельзя опережать их без необходимости.

10 – Если позвали, то тут же подойти к ним с готовностью помочь. В случае когда позвали родители, разрешается прервать обязательный намаз, но если нет нужды то прерывать не нужно. Намазы сунна прерываются. Аллаху тааля сказал: «О Муса, есть для Меня грех особенно большой и тяжелый, и это, когда зовут родители не выполнять их приказ.» (”Нравственность в Исламе”)

    Права словами

1 – Говорить мягко, проявлять смиренность. Не проявлять ни малейшего недовольства. Аллаху тааля говорит: 

«Мы завещали человеку быть добрым к его родителям.» (Ахкаф 15)

    «Господь твой повелел поклоняться только Ему и чтить родителей, один ли только из них, достиг старости, или же оба; не показывай им пренебрежения и не делай им упреков. Говори с ними почтительно. Преклоняй к ним крыло смирения и нежности и говори: Господи, будь милосерден к ним, они воспитывали меня, когда я был маленьким.» (Исра 23-24)

Хазрат Хасан Басри сказал: ”Если неверующие родители ученого попросили принести воды, а он после нескольких ведер проявил малейшее недовольство, то из-за этого потеряет все савабы.”

2 – При разговоре не говорить громче них.

3 – При них не болтать много, соблюдать нормы приличия. Не перебивать их словами ”Опять про это” если говорят то, что вам известно. Выслушайте будто слышите первый раз.

4 – Не расстраивать их непонятными, задевающих их чувства словами. Например, нельзя одному из двоих братьев расстраивать родителей словами: ”Сын твой наделал делов. Если бы сделал такое я, то на мне не оставили живого места.” Или же ”Мама не нужно так баловать внуков, они на голову нам уже лезут. Совсем нас не слушают.” Не наказывать, не ругать своих детей при родителях. Такое поведение расстраивает родителей.

5 – Не уважать жену больше родителей. Наш пророк сказал: «Будь проклят человек поставивший жену выше матери. Не примутся его обязательные и другие поклонения.» (Шира)

6 – Не звать родителей по имени, не перебивать, не встревать в разговоры, не умничать. Даже если ошибаются, не строить из себя всезнайку.

7 – Избегать слов и дел, которые могут внести раздор между родителями. Не побуждать раздора между родителями и детьми. Невесткам избегать слов, которые охлаждают отношения между родителями и сыном. Наш пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Будь проклят тот, кто охладил отношения сына и родителей.» (Гуния)

8 – При разговоре не использовать выражения ”Сделай” ”Не делай”. Обращаться такими словами как ”Не могли бы вы сделать”

9 – Получить от них добрые дуа. Мольбы родителей все равно что полученная добыча. В хадиси шарифах сказано:

    «Примутся дуа троих людей: Родителей, угнетенного и путника.» (Тирмизи)

    «Дуа родителей проходит через занавес между рабом и Аллахом, их дуа принимаются.» (Ибни Маджа)

10 – Не допустить их проклятий. В хадиси шарифе сказано:

    «Проклятия родителей к своим детям и угнетенного к угнетаемому не отвергаются.» (Тримизи)

    «Не проклинайте себя, детей и имущество! Может оказаться, что сделали это в то время, когда принимаются дуа и проклятья будут приняты.» (Муслим)

Когда зовут родители, то чем бы вы не занимались, нужно оставить и немедленно бежать к ним! Если они недовольны вами, то ничего не говорите в ответ! Если хочешь чтобы родители помолились за тебя, выполняй их веления как можно быстрее и в лучшем виде. Бойся, что им не понравится ваша работа и они обидевшись проклянут вас! Если обиделись на тебя, то не говори с ними резко! Скажи тут же теплые слова и успокой их! Потому что и счастье твое и беда, это те слова которые они прочувствуют сердцем. Помогай им если родители больны, достигли преклонного возраста! Твое счастье в их мольбах! Если обидишь их и тем самым станешь проклятым ими, то разрушишь свою нынешнюю и будущую жизнь. Выпущенная стрела не возвратится. Цени их пока они живы.

    Духовные права:

1 – Сочувствовать и сострадать. В хадиси шарифе сказано:

    «Не будет милосердия к немилосердному, нет сочувствия к безучастному.» (Муслим)

2 – Любить. При каждой возможности целовать руки родителей, показывать им свою любовь. В хадиси шарифе сказано:  «Поцеловавший ноги матери, тем самым поцеловал двери Рая.» (Шира)

3 – Разделять с ними радость. Показывать свое удовольствие когда им что-то понравилось.

4 – Переживать вместе с ними, разделять горе. Если расстроены, то подойти и успокоить добрыми словами, показать что это общая беда.

5 – Не сердиться если они много говорят. Если даже это так, то не показывать недовольства.

6 – Не раздражаться если они ругают и попрекают. Вести себя так будто вовсе не слышали их разговоров.

7 – Быть ими довольными. При любом деле постараться получить их довольство. В хадиси шарифе сказано: «Удовлетворение Аллаха в удовлетворении родителей.» (Рияд ун-насихин)

8 – Очень бояться обидеть их. В 23-м аяте суры «Исра» Аллаху тааля приказывает хорошее отношение к родителям, говорить с ними тепло и мягко. Если по недоразумению обидишь родителей то тут же сделай все чтобы получить их прощение, умоляй, проси, делай все, но успокой их!

9 – Не капризничать. Напротив, нужно их баловать. Потому что родители в когда вы были детьми терпели все ваши прихоти. Теперь настало их время.

10 – Даже если с ними очень тяжело, все же нельзя допускать мыслей скорейшей их смерти, желать чтобы они прожили дольше. Они, переживая еще большие тяготы, не желали чтобы нас не было. Могли накормить нас а сами при этом остаться голодными.

    Материальные права:

1 – Сначала одеть их, и только потом себя. Отдавать им лучшую еду.

2 – Проведывать их, если они далеко. Посещать родителей и родственников из числа махрем является ваджибом. Хотя бы передать им привет, написать теплое письмо и этим самым не совершить грех. В очереди на посещение стоят в первую очередь мать, отец, затем дети, дед, бабушка, брат, дядя по отцу, тетя по отцу, дядя по матери, тетя по матери.

3 – Сидеть с ними за одним столом.

4 – Интересоваться и принести то, что им нужно.

5 – Содержать их дом в чистоте, производить покраску, ремонт.

6 – Обеспечивать деньгами. Возможно они нуждаются, но не говорят.

7 – Дать имущество и деньги в их свободное пользование. Сказать что, все имущество и деньги в их полном распоряжении, и если они чем-то окажутся недовольны, то успокоить их подобными словами. Не должно быть расспроса по поводу средств потраченных родителями. Помощь нуждающимся родителям, фарз. В переводе Священного Корана говорится:

«Давайте нафака; родителям, родным, сиротам, нуждающимся, путникам!» (Бакара 215)

Когда у пророка спросили кому давать нафака, он ответил: «Себе, родителям, затем жене, детям, прислуге и после них уже кому пожелаешь.» (Насаи)

Если за больным отцом женщины некому ухаживать, то она может пойти к нему без разрешения мужа. Также если отец зимми. Ребенок не обязан смотреть за богатым отцом. (Баззазиа)

Богатый ребенок обязан обеспечить нафака бедных родителей. Бедняк не обязан давать нафака бедным родителям. Берет бедных родителей к себе в дом и живут вместе. (Фатава-и Хайрийа)

Если сделать добро одному из родителей и другой при этом обидится то в таком случае отцу нужно показать уважение и повиновение, матери нужно услужить, помочь и сделать доброе.

8 – Временами нужно накрывать хороший стол и приглашать в гости. Потому что они могут хотеть этого, но попросить не решаются.

9 – Считать друзей родителей своими друзьями и их тоже приглашать в гости чтобы обрадовать родителей. Держаться подальше от их врагов.

10 – При болезнях, искать чем их вылечить, покупать лекарства. Вместо того чтобы нанимать сиделку или служанку, ухаживать за ними самим.

    40 прав родителей после смерти:

1 – Заранее подготовиться к похоронам.

2 – Омыть покойника согласно сунне. Поручить это дело человеку хорошо знакомому с этим.

3 – Завернуть в саван согласно сунне.

4 – Не оборачивать в саван который не соответствует Исламу.

5 – Обратить внимание чтобы количество отрезов ткани соответствовало сунне. Для мужчины не использовать больше трех кусков ткани.

6 – Не тратить саван излишне много, не допускать чрезмерной траты (исраф).

7 – Для савана использовать деньги из разряда халяль.

8 – Если знает все условия, то джаназа намаз сыну прочитать самому. Так будет лучше. Не дать совершить джаназа намаз нововведенцу.

9 – Все время делать за них дуа. В хадиси шарифе сказано: «Уменьшится рызк того, кто не делает дуа родителям.» (Шир’а)

10 – Самому положить в могилу.

11 – Отблагодарить (материально) тех, кто вырыл могилу и помогал.

12 – Похоронить среди хороших и благородных людей.

13 – Не хоронить среди плохих людей. Потому что от плохих соседей придут трудности.

14 – Могильный холмик насыпать в форме рыбьей спины.

15 – Использовать кирпичи отлитые из земли.

16 – Не использовать обожженный кирпич. Использовать внутри могилы предметы прошедшие обработку температурой, является макрухом. Разрешается использовать такие предметы поверх могилы, в ограде можно использовать обожженный кирпич и мрамор.

17 – Дать садака у могилы.

18 – Читать дуа у могилы. [Не откладывать дуа. Держаться подальше от таких нововведений как 40 или 100 дней.]

19 – Рассчитаться с их долгами.

20 – Самому прочитать талкин.

21 – Тут же сделать искат. За умершего никто не может восполнить пропущенные им намазы и посты. В хадиси шарифе сказано: «За другого намаз не совершается, пост не соблюдается. Но за его намазы и посты кормят бедных.» (Насаи)

22 – Не писать на надгробных камнях неразрешенные слова. Такие слова как Фатиха или Бисмиллях или же аяты писать не разрешено. Не разрешается написать дозволенные слова другими буквами. Пусть это и происходит повсеместно на протяжении долгих лет, но это не разрешено.

23 – Выполнить все условия завещания. Если не соответствует мусульманским нормам, не выполняется.

24 – После намаза читать дуа и ожидаемые савабы посвятить им. В хадиси шарифе сказано:

    «Люди выступившие против родителей, если помолятся за них после их смерти, то Аллаху тааля запишет их в ряды послушных родителям детей.» (Ибни Адиддуния)

25 – Поститься чтобы отдать им савабы за это.

26 – Совершать хадж чтобы отдать им полученные савабы. По мнению многих алимов, хадж за родителей разрешен.

В хадиси шарифе сказано:

    «За того кто совершил хадж за родителей, дадут саваб и за себя и за хадж родителей. Душам родителей пришлют приятную весть.» (Дара Кутни)

27 – Давать садака чтобы отдать савабы родителям. В хадиси шарифе сказано: «Почему давая садака, не делаете намерение подарить савабы родителям? Если подарите савабы, то савабы за садака пойдут к ним, и ничего не теряя запишется и вам.» (Табарани)

28 – Посещать могилы чтобы почитать Коран. В хадиси шарифе сказано: «Посетивший могилы родителей или других, с искренностью и надеждой на прощение грехов, получит саваб за принятый хадж, а могилу того кто ввел это в привычку, будут посещать ангелы.» (Хаким)

29 – Посещать могилы по пятницам. В хадиси шарифе сказано: «Будут прощены грехи тех, кто посещал могилы родителей по пятницам, он будет считаться выполнившим все права родителей.» (Тирмизи)

30 – Во время посещения читать Коран и дуа, не говорить неуместных слов.

31 – Если родители обижались пока были живы, если ребенок благочестив, то будут им довольными. За каждое сделанное хорошее дело которому они обучили своего ребенка, саваб запишется и родителям.

32 – Плохие поступки перенятые ребенком от родителей, при каждом выполнении будут причинять им наказание и записываться грех. Поэтому, дурное которому они обучили ребенка или обучился по их настоянию, нужно отвергнуть. Своими плохими делами не причинять им наказания в могиле.

33 – Не ругать родителей. В хадиси шарифе сказано: «Ругать родителей большой грех.» (Бухари) Т.е. если поругаешь родителей другого, то и он может сделать то же самое.

34 – Поддерживать хорошие отношения с их близким. В хадиси шарифе сказано: «Уважайте родителей делая за них дуа и прося за них прощения, уважая их друзей, посещая их близких.» (Хаким)

35 – Посещать их друзей. В хадиси шарифе сказано: «Посещающий друзей своего отца после его смерти сделал самое лучшее для отца.» (Муслим)

36 – Видеться с друзьями. В хадиси шарифе сказано: «Самое наилучшее добро, увидеться с другом отца.» (Муслим)

37 – Давать садака фитр, чтобы отдать савабы родителям.

38 – В Курбан байрам, принести жертву чтобы отдать савабы им.

39 – Приготовить их любимые блюда и раздавать бедным чтобы отдать родителям полученные савабы.

40 – Не говорить об их плохих чертах. В хадиси шарифе сказано: «Вспоминайте мертвых с хорошей стороны, говорите об их хороших местах, не раскрывайте их плохие черты.» (Тирмизи)

Читайте также