Ильми ахляк (наука о нравственности), обучает тому как очистить душу (рух) и сердце (кальб) от плохого характера и как украсить их хорошим нравом. Для этого, сначала нужно изучить рух, затем изучить плохие и хорошие виды характеров. Меняется ли характер? Есть разные мнения, но все их можно объединить в три пункта:
- Нрав человека не изменяется вообще. Потому что характер, это то что не может поменять силу человека.
- Есть два вида характера: Одна создана вместе с человеком и не меняется. Вторая, сноровка, повадки которые человек обретает позже. Его называют привычкой. Этот характер может меняться.
- Вся нравственность обретается позже и может подвергнуться изменению.
К такому мнению склонны большинство исламских ученых. Религии пророков, основаны на правильности этих слов. Методы воспитания ученых и праведников берут свою основу от света этих слов.
К какому нраву более предрасположен человек? Это вопрос на который нет точного ответа. По словам большинства ученых, человек рождается предрасположенным к добру и развитию. Позже, из-за низменных желаний нафса, не изучению хорошего характера, подружившись с плохими людьми, обретается плохой характер. В хадиси шерифе сказано: «Каждый человек появляется на свет предрасположенным к мусульманству. Позже, родители делают из них христиан и иудеев.»
Ни у кого характер не остается таким каким он был при рождении. Оно может меняться. Если бы не менялся нрав человека, религий принесенные пророками были бы ни к чему, от них не было бы пользы. А единодушные решения ученых ислама по воспитанию и наказанию были бы напрасны.
Вполне ясно, что нрав человека меняется. Может дойти до того что, какой-то из характеров показаться настолько устоявшимся, что может показаться особенностью руха. Поменять или избавиться от такого характера очень тяжело. Такой характер чаще встречается у невежд, плохих людей. Для того чтобы поменять, нужен риязат и муджахада. Невыполнение вредных и плохих желаний нафса называют Риязат. А совершение хороших и полезных дел которые не хочет делать нафс, называют Муджахада.
Невежды и глупцы, говоря что характер не меняется, не проводят против нафса муджахада. Если это так и принять, то каждый останется наедине со своими желаниями, виновные останутся без наказания, человечество пойдет ко дну.
Для этого, Аллаху тааля, проявляя свое милосердие к людям, послал им пророков (алейхимуссалям), чтобы дать им воспитание, рассказать что есть плохо а что хорошо. Своего любимца Мухаммеда (алейхиссалям) выбрал самым старшим из них. Каждый мумин, должен работать над тем чтобы обрести его нравственность.