Не держать слово, тоже способствует гневу. Дать слово, называется – Уа’д, двусторонняя договоренность – Ахд. Дать слово кому-нибудь напакостить, наказать кого-либо, называется – Уа’ид. Не выполнение уа’ида, называется – карам, милосердие. Давать ложное обещание – харам. Не выполнить такое обещание, отдельный грех. А выполнение такого обещания, очищает от греха за ложное обещание. Так же и при фасид беи’ (не правильная торговая сделка). Отказаться от такой сделки является уаджибом. Если расторгнуть такую торговлю и раскаяться, то греха не останется. Если не остановить такую торговлю, то грехов записывается в два раза больше. Нужно держать данное слово. В хадиси шарифе сказано: «Вот три признака лицемера: Не держит обещания, врет, зарится на доверенное». Если сдержать слово не под силу, то это не будет лицемерием. Будет лицемерием присвоить вверенное имущество, раскрыть тайну или секрет которую просили никому не раскрывать.
В хадиси шарифе приведенном у Бухари от сына Амр ибн Аса говорится: «Есть четыре признака лицемера: присваивает доверенное, лживость, нарушает обещание, и нарушает договор». Ибни Хаджар говорит: Нифак (лицемерие), это несоответствие внутреннего ”я” человека с его внешним обликом. Слова разнящиеся с делом. Лицемерие в вероучении, является куфром. Лицемерие в делах, харам. Лицемерие в вероучений, хуже всех остальных неверии. Выполнять обещанное, дать слово с намерением выполнить обещанное удостаивается большим вознаграждением. Выполнить обещанное является не уаджибом, а мустахабом. А не выполнить обещанное, танзихан макрух. В хадиси шарифе сказано: «Не будет греха, если человек не выполнил обещанное которое намеревался сделать». В мазхабах Ханафи и Шафии, нарушить общую договоренность без уважительной причины является макрухом. Если была такая причина, то дозволяется. Но в таких случаях является уаджибом заранее предупредить другую сторону. В мазхабе Ханбали держать обещание является уаджибом. Не сдержать слово, является харамом. Исполнить то что по всем четырем мазхабам является верным, будет проявлением богобоязненности.
Для каждого мусульманина является уаджибом любить и уважать все положения четырех мазхабов, делать для них хорошее дуа, не впадать в фанатизм. По единодушному мнению ученых ахл-и сунна, недозволительно объединять (тальфик) четыре мазхаба. Тальфик – собирать и пользоваться из четырех мазхабов только тем что удобно. Ни в одном из четырех мазхабов, такое действие не будет считаться действительным. А например действовать собрав разрешения одного мазхаба разрешено.
(Для совершения поклонений, для совершения каких нибудь дел, нужно сделать намерение следовать одному из мазхабов и действовать по выбранному мазхабу. В каждом из мазхабов, для совершения действий есть легкий выход, а есть путь посложнее. Первое называют «Рухсат» а второе «Азимет». Тому у кого достаточно сил и возможностей, лучше выбрать метод Азимет. То что посложнее, бьет по нафсу человека, отбирает у нафса (страсти) силы. Поклонения приказаны для совершения, чтобы сломить нафс, как можно больше обессилить его. Потому что нафс, является врагом и самого человека и Аллаху тааля. Чтобы нафс человека как можно меньше докучал человеку, мусульманин должен делать все, чтобы его нафс был слабым. Но не убивать его вовсе. Потому что нафс, служит телу человека, он глупый и невежественный слуга. Во времена бессилия, болезни, человек в своих делах может воспользоваться методом «Рухсат», а не продолжать действовать трудным методом «Азимет». В случае если пользоваться методом «Рухсат» по своему мазхабу становится очень тяжело, то разрешается воспользоваться методами остальных трех мазхабов.)
Из книги «Ислам Ахлакы»