Чрезмерная жестокость, жестокосердие, злость, горячность, гнев, ярость, в Исламе именуется термином – Тахаввур.
Тахаввур делает человека, горячным, строгим. Противоположность тахаввура, мягкость, кротость, уравновешенность, это называют – казм. Мягкий человек напротив, тот кто не горячится и не злится. Трус, вредит самому себе. Ну а злой вредит и себе и окружающим. Тахаввур, лишает человека разума, более того может лишить и веры. В хадиси шарифе сказано: «Гнев, рушит веру». Сподвижники никогда не видели чтобы посланник Аллаха (саллалаху алейхи уассалам – мир ему и благословение Аллаха), злился на что-либо мирское. Пророк если и злился, то только ради Аллаха. Разгневанный человек, должен знать что тот на кого он злится может ответить ему тем же. У того кто часто злится нарушается работа нервной системы, вследствие этого заболевает душа. Все это, со временем проявляется в поведении человека и принимает страшные формы.
Умение держать себя в руках, не гневаться, не впадать в ярость, благородство, именуется термином – Казм. Быть благородным – Казм, вознаграждается большим сауабом. Тому кто смог усмирить тахаввур и сделал Казм, обещан Рай. Аллаху тааля очень любит обладателя Казма того кто простил своего противника и не ответил ему злом на зло. Аллаху тааля сообщил что Рай приготовлен для таких людей.
В хадиси шарифе сказано: «От того кто ради Аллаха усмирил свой гнев, будут отдалены наказания». Еще в одном хадисе сказано: «Если мусульманин доволен ниспосылаемым ему, прощает злодея, может усмирить свой гнев, то Аллаху тааля полюбит его, возьмет под свою опеку, и будет охранять его». Довольствоваться ниспосланным добром, значит применять их в соответствии с Исламом.
В хадиси шарифе сказано: «Если разгневанный человек, проявит мягкость даже если бы и мог проявить силу, то Аллаху тааля наполнит его сердце спокойствием и верой». «Тому кто скроет свой гнев, Аллаху тааля скроет его ошибки и недостатки».
Имам-и Газали (рахима хуллаху тааля – да будет доволен им Аллах) сказал: «Обладать мягким характером, лучше чем быть жестокосердным». В хадис-и шариф говорится: «О мой Господь! Дай мне знания, укрась меня мягким характером, подари мне богобоязненность!». Некто оскорбил сподвижника Абдуллаха бин Аббаса. На что сахаба ответил ему: «Если у тебя есть какая либо нужда, могу тебе помочь». Человек смутился от такого поворота событий и склонив голову, тут же попросил извинения. Сын внука пророка Хусейна, Зайнал Абидин Али тут же снял со своего плеча одежду и подарил тому кто его оскорбил. Иудеи оскорбили проходящего мимо пророка Ису (алейхисаллям – мир ему), на что посланник Аллаха ответил прямой противоположностью на оскорбления. Спутники Исы спросили у него: «Они оскорбили вас, а вы ответили им добром? Что это?». На это пророк Иса ответил: «Каждый дает то что имеет внутри себя». Человек с приятным мягким характером счастлив, и в душе всегда спокоен. О таком человеке у окружающих всегда хорошее мнение.
В хадиси шарифе сказано: «Гнев приходит по наущению шайтана. Шайтан создан из огня. Вода гасит огонь. Если вы разгневаны сделайте омовение!». Поэтому, когда вы впали в ярость, прочитайте два «Кул аузу..» вместе с «Аузу билляхи..». Во время ярости, разум перестает действовать на человека и выходит за рамки Ислама. Если разгневанный человек стоит, то нужно сесть. В хадиси шарифе сказано: «Пусть тот кто разгневан сядет. Если ярость не утихает пусть приляжет!». Когда человек стоит, ему легче отомстить. Чувство мести утихает, когда человек садится. Если ляжет то чувство еще более ослабевает. Злость бывает от высокомерия. Если лечь то высокомерие человека убывает. В хадиси шарифе сказано, что при гневе нужно читать эту молитву: «Аллахуммагфир ли-занби уа азхиб гайза калби уа эджирни минашшайтан». Что означает: «О мой Господь! Прости мои грехи! Спаси меня от зла во мне и наущения шайтана!». Ну а если человек не может ответить чем нибудь добрым на злость и гнев, то ему нужно покинуть это место. И держаться от своего оппонента подальше.
Нельзя злиться из-за мирского, и из-за ахирата. Хадис: «Ля тагдаб» – Не злись, приказывает не гневаться. Гнев, нарушает работу нервной системы человека. Некоторые органы от этого заболевают и врачам не под силу их вылечить.
Хадиси шариф «Ля тагдаб», единственное лекарство от гнева. Злой человек, своим поведением обижает окружающих. Действует им на нервы. Ну а в доме такого человека нет семейного тепла и уюта. Рушатся семьи, бывают случаи смертельного исхода. Значит, когда нет в доме человека который все время пребывает в плохом настроений, постоянно на что либо зол, то в таком доме поселяется покой и уют. В месте присутствия злых людей, нет спокойствия, счастья и радости. В семье таких людей всегда натянутые отношения а бывает и откровенная или скрытая вражда между супругами и детьми. Не сложно понять что претворение в жизнь канонов Ислама приносит счастье, покой и радость. Даже неверующие которые используют на практике каноны Ислама обретают счастье в этом мире.
Темные невежды, претендующие на ученость, толкуют Тахаввур как проявление мужественности – Шаджаат, смелости, отваги. Прикрываясь такими красивыми словами, можно долго оправдывать свое поведение. Но как бы не так. Злость и ярость не имеют к этим словам никакого отношения. Такие рассуждения, всего лишь от невежества. Это признак короткого ума. Поэтому, больной, впадает в ярость быстрее здорового; женщина злиться быстрее чем мужчина; старый человек, быстрее чем молодой. Человека моложе 30-и лет называют молодым, в промежутке между 30-50, называют взрослым, старше 50-и называют старым. Человека старше 70-и, называют пир-и фани.
Не слушать проповедника который ведет свою речь не по книгам ученых Ислама, да еще при этом очень строг и зол, еще более распалит его ярость. До таких можно донести истину только теплыми и добрыми словами.
Как то внуки пророка (саллалаху алейхи уассалам – мир ему и благословение Аллаха), Хасан и Хусейн (радиаллаху анхума) шли по пустыне. По дороге им встретился почтенный старик преклонного возраста который совершал омовение. Его омовение не соответствовало правилам. А так как он был старый, то молодые люди постеснялись сказать об этом напрямую, ведь старик мог обидеться на замечания молодых людей. Но они решили поступить по другому. Подошли и обратились к старику: «Дедушка! Рассудите нас! У нас возник спор, кто из нас совершает правильное омовение. Мы, каждый по отдельности совершим омовение, а вы нас пожалуйста рассудите». Старик согласился. Первым, со всей тщательностью, омовение совершил хазрат-и Хасан, а затем хазрат-и Хусейн. Старик посмотрел внимательно на действия молодых людей и сказал: «Дети мои! Я сейчас у вас научился совершать правильное омовение».
Пророк Ибрахим (алейхисаллям – мир ему) устроил большое угощение на 200 человек из числа огнепоклонников. Гости остались довольны угощением и вставая со стола сказали: «Говори все что пожелаешь. Мы выполним любую твою просьбу». Пророк сказал: «У меня есть одно желание». «Какое же?». «Сделайте один поклон моему Господу». Огнепоклонники начали советоваться между собой и пришли к выводу: «Этот старик известен широтой своей души, и щедростью. Давайте-ка не станем его обижать и выполним его просьбу. А завтра продолжим поклоняться своим богам. В этом не будет для нас вреда». И когда они склонили свои головы в суджуде, пророк Ибрахим сделал дуа: «О мой Господь! Это все что я смог сделать! Я не смог сделать большего! Направь их на правильный путь, дай им вечное счастье. Пусть они уверуют в Тебя!». Его дуа было принято и все 200 человек уверовали в Аллаху тааля. Человеку совершающему харам, наставления нужно делать оставшись наедине. Проводить беседу как можно мягче. Ведь при наставлений лучший результат дает именно беседа наедине.
Людей раздражает непонятная речь. Нужно научится внятно выговаривать слова и правильно доносить свои мысли. Нельзя в речи применять подозрительные и непонятные собеседнику слова. Непонятные слова со скрытым смыслом могут вогнать собеседника в неудобное положение и разозлить. При совершении амр-и ма’руф (наставлений религий) есть три условия. Первое: Сделать намерение на донесение до человека приказов и запретов Аллаху тааля. Второе: Нужно уметь подкрепить свои доводы, доказательствами. Третье: Проявить терпение при трудных ситуациях. Говорить мягко, не быть строгим. Злой и разгневанный человек, своими речами может разжечь смуту.
В одну из ночей, халиф Умар (радиаллаху анх) вместе с другим сподвижником пророка Абдуллах ибн Масудом решили пройтись по ночной Медине. Проходя мимо одного из домов услышали поющий женский голос. Сахабы подошли и заглянули в щель на двери. Там они увидели накрытый стол с налитым в кубки вином и женщину которая стояла перед стариком и пела. Сахабы тут же вошли в дом через открытое окно. Увидев их, старик сказал: «О предводитель правоверных! Выслушаешь ли ты меня ради Аллаха!». Халиф Умар сказал «Говори! Посмотрим!». Старик продолжил «О Умар! Я отступил и не подчинился Аллаху. Я не подчинился Ему всего лишь раз. Ну а ты допустил три ошибки». «Это как же?» сказал халиф. «Аллаху тааля приказал не подсматривать за чужими домами. Ну а ты, подсматривал за мной в дверь. Аллаху тааля приказал не входить в чужой дом без разрешения хозяина. А ты вошел без моего разрешения. Аллаху тааля приказал входить в дом через дверь и здороваться, а ты вошел в окно, и не поздоровался». Хазрат-и Умар, справедливо и без всяких упреков ответил старику: «Ты прав!» и попросил у старика прощения. Вышел из дома весь в слезах стыдясь за свое поведение.
Из книги «Ислам ахлакы»
Мусульманин должен хорошо отнестись к любому наставителю и к любому мусульманину (Хусн-и зан). В любом случае, нужно предположить хорошее в их словах. Верить в благосчестивость мусульман тоже является поклонением. Сомневаться и не доверять мусульманину (Су-и зан), говорит о плохом характере человека. Нужно постараться понять собеседника. Если что то непонятно, переспросить. Нельзя начинать думать плохо о человеке сразу же после общения. Су-и зан – это самое сильное и быстрое наущение шайтана которое действует на человека. Су-и зан – харам. Если со слов собеседника нельзя сделать хороший вывод, то надо предположить что человек мог допустить ошибку, просчет или забыл что то.
Если бедняк попросит что нибудь у богатого, и если богатый не выполнит его просьбу, то они оба могут обидеться.
Сказать или попросить что либо у человека который занят делом, о чем либо думает, опечаленному чем либо, испытывает трудности, может разозлить его. Плач или крик ребенка, шум издаваемый животными тоже относиться к этому. Раздражаться по такому поводу очень плохо. Есть люди которые впадают в ярость на что либо неодушевленное, что еще хуже. Некоторые люди начинают материться, гневаются если падают подскользнувшись, или если например удар их топора не может расколоть дерево, начинают крушить и жечь все на своем пути. Так же есть люди которые злятся на свои действия а потом еще и матерят себя и даже бьют сами себя. Между тем обижаться и злиться на себя за неправильно исполненное поклонение говорит о хорошем качестве человека. За это человек получит вознаграждение сауаб, так как это гайрат – религиозное рвение. Найхудшая злость, это гневаться на приказы и запреты государства, на главу государства, на посланника Аллаха (саллалаху алейхи уассалам), или что еще хуже на Аллаху тааля. Такая невоздержанность может стать причиной неверия. Хадис: «Злость, рушит веру», говорит что гневаться на Аллаху тааля, пророка (алейхисаллям) приводит к неверию.
Дозволяется разозлиться на совершаемый харам. Так злятся те кто проявляют рвение в религий. Но при этом нельзя выходить за разумные рамки и каноны Ислама. В таких случаях нельзя обзывать человека неверным, лицемером или другими обидными словами. За такие слова можно привлечь к ответу и наказать. Хоть и дозволяется человека совершающего харам обозвать невеждой, дураком или например балбесом, лучше сделать наставление в мягкой форме. В хадисе сказано: «Аллаху тааля любит вежливого человека». Совершающего харам человека или правонарушителя могут остановить силой хранители правопорядка (полиция). Но применять силу сверх необходимого, избиение, будет притеснением и грехом. Если нет представителя государства, то нарушителя спокойствия могут призвать к порядку люди, которым под силу это сделать. Решения по смертному приговору или сносу домов, зданий, выносят только государственные органы. Наказание за несовершенные преступления или слишком строгое наказание за незначительный проступок считается истязанием и притеснением. Для мухтасиба (человек на государственной службе, разъясняющий амр-и ма’руф и нах’и мункар (наставления в религий)) является харамом истязать и мучить кого бы то ни было.
Мягкость (Хильм) является противоположностью жесткости. Предпочтительнее быть мягким, чем уметь побороть свой гнев. Хильм – означает не сердиться. Является признаком наличия ума. В хадиси шарифе сказано: «Аллаху тааля любит человека который проявит хильм, при возникновений ситуаций когда можно было бы разозлиться». «Аллаху тааля любит стыдливость, мягкость, целомудрие, невинную чистоту в своих рабах. Не любит безнравственных людей не следящих за своим поведением и языком (Фухш), и приставучих попрошаек».
Иффет – не ложить глаз на чужое имужество. Фухш – безнравственное поведение, бесстыжие. Посланник Аллаха (саллалаху алейхи уассалам), часто повторял дуа: «О мой Господь! Дай мне ильм (Знания), хильм (мягкость), афиет (благополучие)». Ильм-и нафи’ (полезные знания) – это науки калям, фикх и ахляк. Афиет – это когда жизнь протекает благополучно и не нарушается нововведениями в религий и вероучений, в деяних и поклонениях нет разрухи, когда тело и сердце, чисты и не загняты только лишь удовлетворением страстей, когда сердце не трогают наущения шайтана.
Когда у посланника Аллаха (саллалаху алейхи уассалам)спросили какое самое лучшее дуа, он сказал: «Просите у Аллаха афиет! Афиет самое лучшее благо для человека после имана». (Чтобы достич афиета нужно много произносить «Астагфируллах»). В хадиси шарифе сказано: «Будьте обладателями знаний и уравновешенными. Когда получаете или даете знания, будьте вежливыми! Не кичитесь своими знаниями». Еще в одном хадиси шарифе сказано: «Не тронет огонь Ада вежливого и преданного своей религии мусульманина». «Мягкость несет в себе благодать. Чрезмерная пылкость и апатия в делах, приводит к беспечности». «Нет добра от человека у которого нет мягкости в характере (рифк)». «Рифк, украшает человека и удаляет недостатки».
Нельзя злиться на врага, нужно тихим голосом сказать «Да накажет тебя Аллах». Аллаху тааля очень тяжело наказывает того кто спорит доказывая свою невиновность являясь при этом виноватым.
В хадиси шарифе говорится: «Знания приходят через учебу, а хильм через стремление к знаниям. Аллаху тааля дает достигнуть цели тому кто стремится кто стремится совершить добро. Защищает того кто сторонится плохого».