ВЕФА (вафа, уафа)– преемственность, верность, преданность в любви, уважении, почтении. Это значит, помогать когда это необходимо. Любить детей и близких, не прерывать с ними отношения после смерти друга, тоже вефа. Мусульманин всегда остается верным другом. За верность, за преданность ради довольства Аллаха дается очень большое вознаграждение. В хадис-и шарифе сказано:
«В Судный День, когда помощи ждать неоткуда, один из семи людей который окажется под защитой Всевышнего Аллаха, это те кто любили друг друга только ради Аллаха.» (Бухари)
Вефа – преемственность, в дружбе, отношениях. Не считать добро сделанное для друга чем-то большим, не умалять сделанное другом для тебя, все это от вефа.
Вефа, это и при жизни и после смерти соблюдать преемственность любви и близости. Добро сделанное человеку после его смерти, намного лучше чем добро сделанное для него при жизни. Потому что человек, сделав добро при жизни, мог бы получить ответ за свое добро. А выставить на показ добро, которое сделано для уже умершего человека, будет трудно. За покойных молятся (дуа) и просят прощения (истигфар). Посвящают им савабы за сделанное добро. Радуют чем-либо приятным его родственников и друзей. Посланник Аллаха относился с почтением к престарелой женщине. Когда сподвижники хотели узнать в чем причина, он сказал: «Эта женщина при жизни Хатиджы наведывалась к нам. Продолжать, не прерывать отношения, часть нашей религий.»
Вефа – любить и уважать друзей и родственников своего друга, соблюдать их права! Потому что проявленное уважение к своим близким, человек ценить еще больше. Приверженность, приближает и делает еще более любимым все что есть у любимого. Поэтому говорят ”Дворовой пес любимого, лучше других собак и занимает в сердце особое место.”
Ученые сказали что ”Помогая ребенку, помогаете его отцу”. Отца радует помощь оказанная его ребенку, и точно так же расстроит вражда против его ребенка. Так нужно поступать и с другими близкими. Не враждовать с товарищем друга или не дружить с его врагом, тоже вефа. Остаться верным к близким покойного друга, намного лучше чем это было бы при его жизни. Нельзя при друге говорить – это мое, это твое. Досточтимый Ибрахим бин Шайбан говорил: ”Мы не дружили с теми кто говорил – этот карандаш мой”. А если сказать ”Я это сделал для тебя!” ставит товарища в неловкое положение, может остудить отношения. Ученые говорили: ”Мы не заводили дружбу с людьми которые спрашивали ”куда?”, когда мы их звали”. Не обращать внимание на недостатки друзей, из числа таких качеств как мурувват (человечность, мужественность) и вефа.”
Справляться о родственниках и близких друзей, одно из условий вефа. Проявлять к ним уважение, лучше чем почтение к другу.
Отсутствие вефа радует шайтана. К примеру шайтану очень нравится когда любовь между друзьями уменьшается, когда друзья разочаровываются друг в друге. Чтобы не доставлять удовольствия шайтану, не играть по его правилам нужно быть верным, в случае если друзья допускают ошибки смотреть на это с учтивостью, а если оскорбил, то не отвечать тем же, а быть более благосклонным. Шайтан радуется надменности друга. «Скажи рабам Моим, чтобы они говорили кротко, потому что Сатана может между ними посеять раздор.» говорит Аллаху тааля в 53 аяте суры Исра.
Поэтому, нужно быть далеким от строгих взглядов, разговоров которые могут расстроить и обидеть! Аллаху тааля может донести любовь даже тем, как стоят на ногах его друзья. Такой человек, даже занимая высокое положение, будет искать своих старых друзей. ”Великодушный друг в свои лучшие дни не забудет старых друзей с которыми когда-то делил последнее.”
В тяжелую минуту, надо быть рядом с другом. Шайтан, нафс и плохой друг, работают над разрушением дружеских отношений и поэтому, сохранить дружбу очень не легко. И поэтому сказано: ”Дружба не стекло. Разобьешь не сложишь”. Такого рода драгоценность можно сохранить если, не искать в товарище недостатков и не видеть его ошибки. Потому что нет безупречных людей.
Все хотят дружить с человеком без недостатков. Настоящее мужество, это быть в хороших отношениях с человеком с недостатками! А одно из условий верности, не любит то, что не любит друг, не любить его врагов. А быть рядом с врагами друзей, делить эту вражду.
Один из ученых прошедших лет, в своем завещаний сказал:
«Сын мой, не дружат с кем не попадя. Не дружи с тем кто, не помогает тебе в трудные времена, а при твоем достатке зарится на твое имущество и моменты высокого положения притесняет тебя!»
Таким образом, надо помогать другу который находится в нужде, не ждать от него за это прибыли и не смотреть на него свысока! Тот кто всегда спорит, не только теряет дружбу, он становится ненавистным и другим людям.