(Саййид Мухаммад Амин б. Умар б. Абдулазиз б. Ахмад б. Абдуррахим ад-Димашки)
(1198-1252/1784-1836, Дамаск, да будет милостив к нему Аллах)
Один из крупных ученых Ислама, продолживших передачу знаний мазхаба Ханафи в 13-м столетии по хиджре от алимов первых поколений. Его духовным наставником был самый знаменитый ученый того времени Мавляна Халид аль-Багдади (1192-1242/1826). С малых лет Ибни Абидин был помощником отца в торговых делах и одновременно заучивал на память аяты Корана. Однажды, будучи на работе отца, он читал вслух из Священного Корана. Проходящий мимо мусульманин сделал ему замечание, что не следует в таком месте читать вслух Священное Писание, так как это вводит в грех всех, кто не слушает его. К тому же, сказал он, ты там-то и там-то читаешь неверно. После этого Ибни Абидин стал брать уроки чтения Корана у Шайх-уль-Курра Саида аль-Хамеви. С помощью этого учителя он прочитал и запомнил такие произведения, как: «аль-Майданиййа», «аль-Джазариййа» и «аш-Шатибиййа» – книги по таджвиду (правильному чтению Корана). Ибни Абидину не было в это время и 15 лет. Усвоив правильное чтение Корана, начал обучаться фикху и другим религиозным наукам по мазхабу Шафии. После изучения основных положений этой школы, перешел в мазхаб Ханафи по предложению своего духовного наставника Халида аль-Багдади. Учитель предложил ему произвести тщательный анализ рукописей ученых мазхаба, выявить возможные искажения текстов переписчиками, а также определить согласованное мнение алимов по основным вопросам фикха мазхаба Ханафи.
Несмотря на свой юный возраст, Мухаммад Амин смог усвоить иджтихады главных Имамов мазхаба Ханафи. Упорные занятия основами фикха и собственно фикхом этой школы, позволили ему уже с 17-ти лет комментировать книги этого мазхаба. С этого возраста Ибни Абидин и начал писать свои ценные произведения. Паралельно занимался у известного ученого Мухаммада Шакира ас-Салими аль-Урмави аль-Аккада. Кроме знаний по фикху, хадисам, тафсиру, и другим религиозным наукам, прошел полный курс общественных и естественных наук. Занимался так же по книгам «Бахру-р-Раик» и «альХидайа». После смерти своего учителя в 1222-м году, обучение продолжил у Мухаммада Саида аль-Халеби аш-Шами. Через учителя ас-Салими, ознакомился с тарикатом «Кадириййа». Следующими учителями были: Ахмад альАттар и шейх Амир аль-Кабир аль-Мисри.
Его огромная работоспособность давала ему возможность в это же время учиться у мухаддиса Дамаска Мухаммада аль-Кузбари и получить диплом об окончании полного курса предварительных наук по хадисам. Далее, будущий ученый успешно освоил и другие разделы Исламских наук. Только после такой основательной подготовки Ибни Абидина, его наставник Мавляна Халид Багдади начал заниматься с ним основами богословия и тасаввуфа. Продолжительные занятия и личные беседы с обладателем глубочайших духовных знаний Халидом Багдади настолько подняли общий уровень Ибни Абидина, что он стал известным ученым уже при жизни своих учителей.
Генеалогические исследования сына ученого показали, что род Ибни Абидина восходит через Джафара ас-Садыка, Мухаммада аль-Бакыра и святого Хусайна к святой Фатыме (да будет доволен ими всеми Аллах субхана ва тааля). Еще, будучи в утробе своей матери, ученый получил свое имя Мухаммад Амин. Это имя, на случай если родится мальчик, было предложено его дядей, изобретателем Салихом. По описанию сына, Ибни Абидин был человеком широкоплечим, высокого роста, со светлой кожей. Черные волосы его были слегка тронуты сединой. Богобоязненность его была такова, что многие ночи он проводил в молитвах. Часто со слезами на глазах. Всегда сразу же восстанавливал нарушенное омовение. Для сна уделял очень мало времени. Большую часть ночного времени работал над своими книгами, а днем занимался с учениками. Средства на жизнь получал от доходов коммерческой группы, в которой принимал долевое участие.
Будучи крупнейшим ученым Ислама 19-го века, Ибни Абидин способствовал росту большого количества ученых следующего поколения. Среди его воспитанников были: Йахйа ас-Сердаст, Абдулгани аль-Ганими аль-Мейдани (автор комментариев «Кудури», «Акидат-уль-Тахави»), Хасан аль-Бейтар (зав. отделом Фетв Дамаска), его брат Саййид Абдулгани, его сын Ахмад (зав. отделом Фетв Дамаска), Саййид Хасан эр-Ресаме, Йусуф Бадруддин аль-Магриби, Абдулкадир аль-Джаби, Ахмад Исламболы, Мухаммад аль-Сакли, Мухаммад аль-Мунир, Абдулкадир аль-Халяси (комментатор «ад-Дурру-ль-Мухтар»), Али аль-Муради (был муфтием Дамаска), Абдулхалим Молла (был кадыаскером в Анатолии и кадием Дамаска), Хасан б. Халил, Мухаммад Талу, Мухйиддин аль-Йафи, Ахмад аль-Махлави, Абдуррахман аль-Джамал аль-Мисри, Аййуб аль-Мисри, Молла Абдурразак аль-Багдади, Мухаммад Джабизаде (был кадием Медины), Мухаммад аль-Хальвани (был кадием Бейрута).
Его произведения: 1) «Рэдд-уль-Мухтар аля-д-Дурр-иль-Мухтар Шархи Танвири’ль-Эбсар» – самая известная и часто используемая работа ученого, более известная под названием «Ибни Абидин». Это произведение, – комментарии в 5-ти томах на книгу «Дурр-уль-Мухтар» Алауддина аль-Хаскафи (1021-1088/1612-1677), которая в свою очередь является комментариями к книге «Танвиру-ль-Эбсар» имама ат-Тимурташи аль-Газзи (ум. в 1004/1595). По единодушному мнению ученых Ислама, «Ибни Абидин» является в наше время самой достоверной, самой ценной книгой по фикху мазхаба Ханафи. Например, Имам Саййид Абдулхаким Арваси (1281-1362/1865-1943), знаток 4-х мазхабов, обладатель глубоких духовных знаний науки ат-Тасаввуф, говорил по поводу этого произведения:
«Среди книг по фикху мазхаба Ханафи самой ценной, самой полезной является «Ибни Абидин». Здесь каждое слово, каждое предписание опирается на достоверный источник…»
При работе над этим произведением, Ибни Абидин изучал труды более чем 320 ученых Ислама, начиная от 2-го века Хиджры и до своего времени. Из работы Ибни Абидина видно, что ученый тщательно исследовал работы по фикху предшественников имама Хаскафи, а затем сравнивал их работы с трудами более поздних авторов. Среди произведений, к которым ученый уделил наиболее пристальное внимание можно выделить следующие:
40 работ Ибн-и Нуджейма (ум. в 970/1562) и 60 работ – аш-Шернблали (ум. в 1069/1658).
А так же различные работы имамов:
Алламы Касыма (ум. в 879/1474); Ибну-ш-Шельби (ум. в 947/1540); Алийуль-Кари (ум. в 1014/1605); Хайруддина ар-Ремли (ум. в 1081/1671); ар-Рахими (ум. в 1104/1692); Шейха Исмаила (ум. в 1113/1701); Абдулгьани ан-Наблуси (ум. в 1143/1731);
Смерть не позволила ученому отредактировать и переписать свою работу. И «Редд-уль-Мухтар…» доводил до конца его сын Алауддин Мухаммад (1244-1306/1828-1889, Дамаск) дав этому произведению в память о своем отце название – «ИБНИ АБИДИН». Перевод этой работы на тур. язык был напечатан с комментариями в Стамбуле в 1982-1988 годах в 18-ти томах.404
Среди других произведений имама:
2) «Хашияту-т-Тафсиру-ль-Байдави», 3) «Аль-Ибана», 4) «Аль-Укуд-удДурриййа», 5) «Итхаф-уз-Заки», 6) «Бугъяту-ль-Менасик», 7) «Тахрир-ульИбара», 8) «Тахрир-ун-Нукуль», 9) «Шифа-уль-‘алиль», 10) «Аль-Укуд-ульЛе’али», 11) «Иджабат-уль-гавс», 12) «Сель-уль-хисам-иль-Хинди ли Нусрети Мавляна Халид ан-Накшибанди», 13) «Аль-Ильм-уз-Захир», 14) «Аль-Фаваидуль-Аджиба», 15) «Манхаль-уль-Варидин», 16) «Аль-Укуду Ресм-иль-муфти», 17) «Несемат-уль-Эшар»… (IAA, XVII: 45-54).