После смерти Абу Ханифа, да будет милостив к нему Аллах, его талантливые ученики продолжили работу Имама по систематизации знаний по вероучению, фикху и другим разделам исламских наук. Постепенно появлялись труды, которые впоследствии составили основу мазхаба. Они очертили границы школы Имама А’зама, более подробно разъяснили ученым следующих поколений способы иджтихада и оставили им богатый фактический материал для дальнейшего развития исламских наук по системе школы великого Имама. Главными произведениями школы Имама Абу Ханифа после книг самого Имама, стали работы наиболее талантливых его учеников и ученых следующих поколений.
Основополагающие книги мазхаба делятся на 3 группы:
1) В первую группу, которая называется «Масаилу-ль-усуль» или по другому «Захиру-р-риваййа» (Основные, наиболее достоверные сообщения, переданные первыми тремя главными муджтахидами мазхаба). В этот раздел входят книги самого Имама Абу Ханифа и его самых именитых учеников Абу Йусуфа и М. аш-Шэйбани (их еще называют «Имамейн», «Сахабейн»), да будет милостив к ним Аллах. Основу этого раздела составляют 6 книг имама Мухаммада аш-Шэйбани: «Аль-Мабсут», «Аз-Зийадат», «Аль-Джами усСагир», «Аль-Джами уль-Кабир», «Ас-Сийар ус-Сагир», «Ас-Сийар ульКабир». Эти 6 книг впервые были собраны под названием «Китаб-уль-Кафи» другим ученым – Хакимом аш-Шахидом. Уже этот сборник был прокомментирован имамом ас-Сарахси (ум. в 483/1090 г.) в его 30-ти томном произведении под названием «Аль-Мебсут». Есть множество и других комментарий к сборнику «Аль-Кафи».
2) Вторая группа, названная «Масаилу-н-навадир» или «Гайри Захирур-риваййа». Этот раздел состоит из сообщений (книг трех главных Имамов мазхаба), не входящих в вышеуказанные шесть книг. Сюда относятся книги: «Аль-Кайсаниййат», «Аль-Харуниййат», «Аль-Джурджаниййат», и «АрРукиййат» того же Имама М. аш-Шэйбани. Источники, из которых были получены сообщения этой группы знаний, являются менее надежными, нежели передатчики книг первой группы.
3) Авторами третьей группы сообщений, называемых «аль-Вакыъат», являются ученые, следующие за первыми тремя основными Имамами мазхаба (их ученики и ученики их учеников). К нимм относятся такие имамы, как: Иса б. Эббан (ум. в 220 г.х.), Мухаммад б. Сэмаа (130/747-233/847); Хилял б. Йахйа ар-Ра’йу-ль-Басри (ум. 245 г.х.), Ахмад б. Умар б. Мехир аль-Хассаф (ум. 261 г.х.), Абу Сулейман аль-Джурджани, Абу Хафс аль-Бухари, Абу Джафар атТахави (ум. 321 г.х.), да будет милостив к ним Аллах.
В эту группу сообщений входят книги, освещающие события и излагающие фетвы мазхаба. Первым собирателем этих сообщений был Имам Абу-ль-Лейс ас-Самарканди (ум в 373/983), написавший на их основе книгу «Ан-Навазиль». К произведениям группы «аль-Вакыъат» относят: «Китабу-н-Навазиль лиль Факих» – имама Абу-ль-Лейса ас-Самарканди, «Меджмуу-н-Навази-ль валь-Вакыат» – имама ан-Натифи, «Аль-Вакыат» – имама Садр-уш-Шахида (483/1090-536/1141); К этой же группе книг мазхаба относят и «Ресмиу-льМуфти», – работу известного сирийского ученого Ибни Абидина ад-Димашки (1198/1784-1252/1836), получившего знания по цепи передатчиков от вышеуказанных алимов первых трех поколений. Его лучшим произведением считается «Рэдд-уль-Мухтар аля-д-Дурр-иль-Мухтар Шархи Танвири’ль-Эбсар», более известное под названием «Ибни Абидин». Это произведение, – комментарии в 5-ти томах на книгу «Дурр-уль-Мухтар…» Алауддина Хаскафи (1021-1088/1612-1677), которая в свою очередь является комментариями к книге «Танвиру-ль-Эбсар» имама ат-Тимурташи аль-Газзи (ум. в 1004/1595).
Да будет милостив к ним Аллах субханаху ва тааля!