Сказано было Посланником (мир ему и благословение Аллаха): «Когда Бид’ат распространится повсеместно, и пришедшие позже будут проклинать предыдущих, пусть тот, кто знает, сообщит об этом всем! Если не будет говорить и скроет, то (будет считаться, что) он скрыл Священный Коран, ниспосланный Аллахом». [Ибни Асакир].
Бид’ат, – это то, что появилось позже: – Новшество; Нововведение.
Нововведение может быть:
1) В Мирской Жизни, Обычаях.
2) В Поклонениях (Ибадат).
1) Бид’ат в Мирской Жизни, Обычаях: К примеру, носить не противоречащую шариату неисламскую одежду, обувь, или же пить чай, кофе, – религия не запрещает. В хадисе сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) иногда надевал обувь, которую обычно носили священники, пользовался одеждой греческого покроя. [Тирмизи].
Целью таких новшеств являются мирские блага, но не духовные вознаграждения. Если такое новшество не нарушает какое-либо религиозное поклонение, или же не является чем-либо запрещенным (харам) в Исламе, то за это нововведение не будет греха. Различные нерелигиозные науки и научные исследования не являются Бид’атом в религии. Напротив, – шариат предписывает изучать науки, стремиться к научным достижениям. В книге «Мевдуатуль-улюм» приводятся хадисы, в которых сказано: «Получайте знания, даже если они в Китае!» «Науки и искусство, – утраченные имущества верующего. Пусть берет, где бы ни нашел их».
2) Бид’ат в Поклонениях: – Это выдуманные или привнесенные из других конфессий убеждения, слова, действия в религии, отсутствовавшие во времена Посланника Аллаха (мир ему и благословение) и четырех праведных халифов. Некоторые Нововведения (Бид’ат) в поклонениях являются большим грехом, а некоторые – куфром (выводящим из веры).
Сказано в хадисе в переводе смысла: «Всякое нововведение в религии – Бид’ат, а каждый Бид’ат – заблуждение. И каждое заблуждение ведет в Ад». [Бухари, Муслим, Ибни Маджа, Насаи]. Те, кто вносят нововведения в религию, подвергают сомнениям фетвы ученых 4-х богословско-правовых школ Ахлю-с-Сунна валь-Джамаа. Они считают, что в шариате есть недостатки и выдумывают новые условия толкования Корана и Сунны. Например, они считают, что в сборниках выдающихся мухаддисов могут быть выдуманные хадисы. Это неуважение к ученым, объясняется их гордыней, повышенной самооценкой. Об этих псевдоученых был приведен хадис, в конце которого говорится: «… Религиозные невежды будут давать фетвы, полагаясь на собственные взгляды, и будут сбивать мусульман с истинного пути» [Бухари].
Ахмад б. Мухаммад ат-Тахтави (ум. в 1231/1816) в своих комментариях к книге «Дурру’ль-Мухтар»XLVI пишет: «Спасшаяся община (Фырка-и наджиййа) объединилась в 4-х мазхабах Ахлю-с-Сунна валь-Джамаа (Ханафи, Малики, Шафии, Ханбали). Кто не следует ни одной из этих 4-х религиозно-правовых школ, относится к числу Ахл-и Бид’ат, которые стоят на пути, ведущий к Аду». [«Хашийату аля’д-Дурриль-Мухтар шарху Танвириль-Эбсар»].