КАК ХАНАФИТУ В ЗАТРУДНИТЕЛЬНЫХ СЛУЧАЯХ СЛЕДОВАТЬ ФЕТВАМ МАЗХАБА МАЛИКИ

by Admin

Ханафиту, испытывающему затруднения при исполнении полного омовения, малого омовения и молитвы по предписаниям своего мазхаба, рекомендуется следовать указаниям мазхаба Малики – наиболее близкому по принятию решений в различных ситуациях к школе Ханафи.

При этом он должен, в дополнение к фардам (Обязательным Предписаниям) своего мазхаба, соблюдать все фарды и мазхаба Малики:

1 – Перед началом Полного омовения, Малого омовения и Молитвы Обязательно (Фард):

а) Принять Намерение (Нийат) действовать согласно мазхабу Малики и принимать намерение перед исполнением малого и полного омовений и молитвы.

б) а также, при полном омовении необходимо протирать волосы, просовывая между ними пальцы, или расчесывать.

2 – При Малом омовении обязательно (Фард):

а) протирать густую бороду и всю голову, включая кожный покров за ушной раковиной, где не растут волосы;

б) омывать все части тела без заметного перерыва (мувалят);

в) и при этом, слегка массировать ладонью (дельк);

г) женщинам протирать волосы целиком, даже очень длинные;

д) протирать между пальцами рук (протирать между пальцами ног – сунна);

3 – Надо помнить, что, если при касании мужчины кожного покрова (или волос) жены или посторонней женщины возбуждается страсть, то омовение его будет нарушено. Если коснулся случайно (бесстрастно), то омовение не нарушается. То же самое и в отношении женщин. [Нарушится омовение мужчины и в случае, когда он коснется ладонью своего полового органа. При подобном случае у женщин, – нарушения нет.]

4 – По мазхабу Малики очищение чистым песком или землей – Тайамум (при возникновении такой необходимости) можно совершать только после наступления времени очередной молитвы.

5 – Специальная Обувь в этом мазхабе протирается полностью, – со всех сторон. Не дозволяется надевать такую обувь только из-за неудобства мытья ног. Уважительной причиной для одевания такой обуви, может быть болезнь или слишком холодная погода, при которой существует опасность заболевания. В других случаях можно одеть лишь с намерением соблюдения Сунны.

6 – Является фардом:

а) читать в каждом ракаате суру «Фатиха»;

б) сидеть между двумя суджудами; фиксировать (тума’нинат) положения Руку’у (поясной поклон) и суджуд (земной поклон); в) приветствовать после окончания молитвы. [При совместной молитве джамаат за имамом не читает суру «Фатиха»]. Уже говорилось о том, что следование предписаниям другого мазхаба, вовсе не означает переход из своего мазхаба в другой. Совсем нет. Как было сказано выше, при следовании предписаниям другого мазхаба (в случае затруднений исполнения данного предписания по своему мазхабу), мусульманин должен придерживаться лишь обязательных предписаний (фард) этого мазхаба и избегать положений, которые по этой школе нарушают (муфсид) исполняемое поклонение.

Если по мазхабу Ханафи какое-либо действие исполняемого поклонения является сунной, а при следовании мазхабу Малики это же действие является нежелательным (макрух), то его следует исполнить как сунну.

Например:

а) По мазхабу Ханафи в молитве перед чтением суры «Фатиха», по сунне произносится «Аузу…БисмиЛля…». Поизносить эту формулу по мазхабу Малики нежелательно (макрух). Но для Ханафита, при следовании мазхабу Малики, произнесение этой формулы остается весьма желательной (сунна).

б) Если кровотечение женщины в состоянии Хайыз длится 13 дней, то согласно фетвам мазхаба Ханафи, кровотечение после 10-го дня является болезненным состоянием. По этому мазхабу, в эти дни женщина совершает полное омовение и исполняет молитвы. По мазхабу Малики менструальный период определен 15-ю днями. Если кровотечение продолжается все 15 дней, то молитву исполнять ей не разрешено. В этом случае, женщина ожидает окончания кровотечения до исхода 15-го дня. На 16-й день она совершает полное омовение и читает молитвы. Пропущенные фарды после 10-го дня, обязательные по своему мазхабу, ей надо будет восстановить. Таким образом, женщина исполнит фарды двух мазхабов и избежит запретов этих школ.

O Путнике и Госте (Мусафир)

в) Если человек находился в месте пребывания меньше 15 дней, то по мазхабу Ханафи он остается в положении мусафир, а по мазхабу Малики – нет. По фетвам этой школы, человек перестает быть мусафир, а становится «муким», если примет намерение находиться в месте пребывания 4 дня и более (кроме дня приезда и отъезда). [Если считать дни вместе с днями прибытия и убытия, то мусульманин, находившийся в месте прибытия 6 (шесть) дней, по мазхабу Малики будет считаться Муким, а значит совершать 4-х ракаатные молитвы полностью. Если же будет оставаться 5 дней и меньше, то окажется в положении Мусафир, и молитвы будет сокращать. [Время прибытия и убытия регулируется временем прекращениия приема пищи (Имсак) постящимися и началом рассвета. Если человек прибудет на место после Имсака, то этот день в расчет не берется. Так же не подлежит счету и день убытия после Имсака].] Если намерение было на 3 дня или менее, то он будет мусафир. Если в указанном случае молитва будет исполнена в 2 ракаата, то она не будет действительной. Раз при следовании другому мазхабу, необходимо было соблюдение фардов этого мазхаба, то значит и молитву надо было исполнить по мазхабу Малики, – в 4 ракаата.

г) Человек, совершивший переход (поездку) на расстояние, превышающее 80 км, по мазхабу Малики становится «сафари», а по мазхабу Ханафи – нет. И если ханафит, следуя мазхабу Малики, исполнит молитву в 2 ракаата вместо 4-х, то она не будет действительной, из-за нарушения фарда мазхаба Ханафи. По мазхабу Малики сокращения молитв путнику является сунной. Следовательно, надо отдать предпочтение фарду своего мазхаба, а не сунне мазхаба Малики. Необходимо запомнить, что при следовании другому мазхабу, мы соблюдаем фарды обеих школ. А это значит, что при определении расстояния в километрах, за основу берется мазхаб Ханафи (104 км), а количество дней определяется по мазхабу Малики. Вывод: Ханафит, следующий мазхабу Малики, может оказаться в положении Мусафир, если примет намерение пройти или проехать расстояние не менее 104 км., и находиться на месте прибытия не более 3-х дней.

Читайте также