СЛЕДОВАНИЕ ДРУГИМ МАЗХАБАМ В СЛУЧАЕ ЗАТРУДНЕНИЙ

by Admin

В книгах «Рэдд-уль-Мухтар…» имама Ибн-и Абидина и «Мизан-ульКубра» имама Абд-ул-Ваххаба аш-Шаърани, говорится, что если мусульманин испытывает затруднения при исполнении некоторых поклонений по своему мазхабу, то он может исполнять их путем следования одному из трех остальных мазхабов Ахлю-с-Сунна валь-Джамаа.

Имам Абдулгьани ан-Наблуси в своей книге «Хадикат…» пишет: «При следовании в поклонениях фетвам другого мазхаба, необходимо соблюдать все фарды данного поклонения по этой школе…». О возможности следования остальным 3-м школам и о соблюдении определенных положений сообщают: Ибни Нуджайм Зайналабидин в книге «Бахр-ур-ра’ик»XLIV; Ибн-и Нуджайм-и Умар в книге «Нахр-уль-фаик»; Имам Тахтави в своих комментариях к книге «Маракиль-фалях» и другие.

Имам Раббани в своей книге «Мактубат» пишет: «Недозволенно (харам) создавать затруднения мусульманам. Ввиду этого, ученые мазхаба Шафии рекомендовали последователям своей школы в затруднительных ситуациях следовать фетвам мазхаба Ханафи. К примеру, согласно фетвам мазхаба Шафии, необходимо отдавать Закят представителям восьми классов нуждающихся мусульман. Ввиду того, что в наше время некоторые из этих классов просто не существуют, последователи мазхаба Шафии могут отдать свой Закят , следуя мазхабу Ханафи. Так как в мазхабе Ханафи, мусульманин может отдать Закят представителям (или представителю) любого класса нуждающихся мусульман».

В то же время, Шафиит, следовавший фетвам мазхаба Ханафи при отдаче Закята, вовсе не обязан следовать этому мазхабу и в соблюдении поста, и в молитве, и в других поклонениях, если не испытывает каких-либо существенных затруднений в этих поклонениях при следовании фетвам своей школы.

Или другой пример: Шафииту, совершающему Хадж, очень трудно (а в отдельных случаях просто невозможно) сохранить свое омовение при семикратном обходе Каабы, из-за большой вероятности касания рукой кожного покрова женщины – уж слишком большое скопление народа. В таких случаях, последователю школы Шафии дозволено следовать фетвам школы Ханафи, где такое касание не считается нарушением омовения. Но, когда такой необходимости (затруднений) нет, то следование облегченным фетвам других мазхабов запрещено, – Харам. Об этом сказано в книгах «Хадикат…», «Рэдд-уль-мухтар…».

Еще один пример: В случае затруднений, путнику ханафиту дозволяется совмещать исполнение двух разных молитв в одно время, следуя мазхабу Шафии. По фетвам этого мазхаба такое совмещение дозволено. Но только путнику! (Об остальных случаях смотрите ниже, в главе «Условия следования мазхабу Ханбали»). К тому же, при этом необходимо чтобы и полное омовение (Гусуль), и малое омовение (вуду, абдест), и соблюдение фардов при молитве соответствовали условиям школы Шафии. Если, к примеру, ханафит дотронулся до кожного покрова женщины, а затем совместил две молитвы в одно время, следуя мазхабу Шафии, то в результате окажется, что молитва была исполнена без омовения. Так как предварительное омовение ханафита не соответствовало условиям омовения по мазхабу Шафии. (Об этом сказано в книге «Хулясату-т-тахкык»).XLV

Вопрос: Каков общий принцип следования другим мазхабам? Считается ли такое следование, переходом в другой мазхаб? Если нет, то, как быть с фардами (Обязательными Предписаниями) своего мазхаба?

Ответ: Последователь мазхаба ХАНАФИ, а также последователи остальных религиозно-правовых школ, – Шафии, Малики и Ханбали, должны помнить, что:

1) Следовать можно лишь фетвам одной из 4-х сохранившихся до нашего времени религиозно-правовых школ – мазхабов Приверженцев Сунны (Ахлюс-Сунна валь-Джамаа).

2) Последователь одного из этих 4-х мазхабов может следовать указаниям остальных 3-х школ Суннитов, лишь в случае невозможности исполнения или существенных затруднений при исполнении какого-либо поклонения по фетвам своего мазхаба.

3) Исполнение отдельного поклонения по фетвам другой школы не означает переход из одного мазхаба в другой. То есть, следуя при этом всем положениям своей школы, надо соблюдать все обязательные предписания (фард) следуемого мазхаба и избегать положений, при которых данное поклонение по фетвам этой школы может быть нарушено (муфсид).

4) При выполнении какого-либо предписания по фетвам другого мазхаба Приверженцев Сунны, необходимо, чтобы все сопутствующие условия этого поклонения выполнялись по тому же мазхабу.

5) При исполнении каких-либо поклонений по условиям другой школы, необходимо твердо знать все фарды и муфсиды (предписания и нарушения условий) этой школы по данным действиям. При следовании своему мазхабу, ханафиты испытывают затруднения, в основном, в следующих случаях:

а) наличие пломб во рту;

б) невозможность исполнения молитвы в строго определенный промежуток времени по причине занятости на работе или учебе;

в) затруднения с исполнением молитв, будучи «мусафиром»;

г) различные болезненные недостатки (например, непроизвольное пускание воздуха);

д) всевозможные выделения из-за болезней уха, глаз, нарушающие омовение и т. п.

Ниже, рассматриваются некоторые особенности при следовании фетвам остальных, указанных 3-х мазхабов, последователями религиозно-правовой школы ХАНАФИ. [Безусловно, что последователь любого другого мазхаба также может использовать указанную информацию и следовать фетвам муджтахидов остальных трех школ в затруднительных ситуациях].

Читайте также