Кроме ежедневных обязательных (фард) пяти молитв, и молитв из разряда «ваджиб» (очень близких к фардам), существует еще целый ряд дополнительных молитв – Навафиль. Исполнение их целесообразно тем, кто соблюдает по всем правилам все пять обязательных ежедневных молитв. Если же человек пропускает какую-либо ежедневную фард молитву, то исполнение молитвы навафиль не принесет ему никакой пользы, так как в этом случае они не будут приняты Всевышним Аллахом (не будет награды). Исполняя фард молитвы, мусульманин отдает долг, а за молитвы навафиль получает вознаграждений от Всевышнего Аллаха. В священном (кудси) хадисе говорится: «Аллах сказал: «Мусульманин, исполнявший Обязательные Предписания, будет избавлен от Моего наказания. Исполнявший дополнительные (после исполнения обязательных) – приблизится ко Мне (получит вознаграждение)».
В другом хадисе от Абу Хурайры, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Первый спрос в Судный День будет предъявлен рабу Аллаха по его молитве. Если же он исполнял их полностью и без недостатков, то – спасся и приобрел. Если же обязательные (фард) молитвы раба окажутся недостаточными, то Всевышний Аллах скажет ангелам: «Посмотрите-ка, нет ли у него дополнительных (навафиль) молитв, которые могли бы исправить недостатки обязательных». Другие действия будут рассматриваться таким же образом». [Хадис приведен Ибни Маджа, Ахмадом и др.]
К навафиль относятся все поклонения из разряда «Сунна» (которые в свою очередь имеют различные степени: мустахаб; мубах и т.п.). В многочисленных сообщениях говорится, что наиболее важными Дополнительными поклонениями являются молитвы, которые Пророк (мир ему и благословение Аллаха) исполнял до или после фард молитв. Эти молитвы относятся к разряду «Раватиб». Многие из этих дополнительных молитв он не пропускал никогда, если у него не было весомой причины для этого. Состав и очередность исполнения обязательных и дополнительных ежедневных молитв приведен в главе «Состав ежедневных пяти молитв». Там же можно получить более подробную информацию о дополнительных молитвах первого уровня – а) «Суннат-уль-Муаккада» и б) «Суннат-и Гьайри-Муаккада» (то есть, о молитвах «Раватиб»). Ниже мы рассмотрим вкратце некоторые дополнительные молитвы второго уровня – «Рагаиб», исполняемые кроме тех, которые соблюдаются вместе с обязательными молитвами. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) придавал им так же большое значение. Иногда у него распухали ноги от продолжительных молитв, но он все-таки не оставлял их. Такое усердие Пророка (мир ему и благословение Аллаха) в исполнении дополнительных молитв повергала в изумление его Сподвижников. Ведь это делалось человеком, грехи которого (и прошлые, и будущие) были заведомо прощены Всевышним Аллахом. Они не удержались от вопроса, зачем же он себя так утруждает. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) отвечал: «Не я ли должен быть в числе наиболее благодарных рабов (Аллаха)». [Бухари; Муслим].
К Дополнительным (Навафиль) молитвам разряда «Рагаиб» относятся: Духаа; Аувабин; Тахаджут; Тасбих и др. Эти молитвы рекомендуются тем мусульманам, которые тщательно исполняют Фард молитвы, а также связанные с ними (исполняемые до и после фардов) молитвы разряда «Раватиб», и хотят получить дополнительные награды от Всевышнего Аллаха.
1) Молитва «ДУХАА»
За чтение этой молитвы по определениям ученых Ислама, мусульманину иншаАллах будет дано 100 савабов (благостей). 75 савабов Всевышний Аллах даст в этом мире и 25 – в загробном. Сказано, что постоянно читающие эту молитву, не будут терпеть лишений в этой жизни. Время чтения молитвы «Духаа» – начиная спустя 45 минут после восхода солнца и до начала нежелательного времени перед полуденной молитвой. Количество ракаатов – от 2-х до 12-ти. Наиболее благоприятным временем для молитвы считается время после первой трети отведенного промежутка. В хадисе от Абу Зара (да будет доволен им Аллах) говорится: «Если исполнишь два ракаата молитвы «Духаа», то не будешь считаться беспечным (гъафиль); совершишь четыре ракаата, тебя запишут как благодетельного (мухсин); совершишь шесть ракаатов, – запишут как безупречного (камил); совершишь восемь ракаатов, – будешь в числе достигших успеха (фаизин); если исполнишь десять ракаатов, то в тот день будешь далек от греха; а за двенадцать ракаатов, – получишь от Аллаха особняк в Раю».
2) Молитва «АУВАБИН»
Постоянно читающие после вечернего намаза еще 6 ракаатов дополнительной молитвы «Аувабин», получат, инша-л-Лах, большие послабления в День Суда. Слово «Ауваб» здесь обозначает человека, который после исполнения греха немедленно приносит покаяние. В книге «Рамуз аль-Ахадис» помещен хадис от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах):XLIII «Если кто-либо совершит после Вечерней молитвы еще шесть ракаатов, не говоря в промежутках ничего плохого, то такое поклонение будет приравнено двенадцатилетнему поклонению». А от Аммара б. Йасира передается другой хадис: «Если кто-либо исполнит после Вечерней молитвы еще шесть ракаатов, то прощены будут его грехи, даже если их количество будет равно морской пене». [Табарани; Ибни Маджа]. Эту молитву по мазхабу Ханафи рекомендуется читать сразу после сунны вечернего намаза. Есть различные мнения ученых, в соответствии с которыми исполнять эту молитву можно и с одним приветствием, и с двумя, и с тремя.
3) Молитва «ТАХАДЖДЖУД»
Термином «Тахаджджуд» обозначаются все дополнительные молитвы, исполняемые ночью, кроме молитв фард, ваджиб и таравих. По многочисленным сообщениям (Бухари; Муслим и др.) известно, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) после исполнения ночной молитвы ложился спать, не прочитав молитву Витр. Затем вставал во второй половине ночи и до начала времени утренней молитвы проводил в молитвах. Перед самым рассветом читал молитву Витр, а затем переходил к сунне утренней молитвы.
По иджтихаду некоторых ученых, время намаза Тахаджджуд начинается сразу после ночной молитвы. Другие предлагают некоторое время поспать, и лишь затем вставать на Тахаджджуд. По иджтихаду третьих, – время Тахаджджуд определяется следующим образом: начало времени полуденной молитвы прошедшего дня, должно соответствовать началу времени молитвы Тахаджджуд этой ночи и продолжается до начала времени утренней молитвы. Как известно, различные иджтихады ученых указывают на то, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) вставал на молитву Тахаджджуд в разное время. А это значит, что все эти рекомендации верны.
Тому, кто боится проспать намаз Витр, рекомендовано читать эту молитву сразу после сунны ночной молитвы. Если такой опасности нет, то лучше вствать на Тахаджджуд, а затем читать Витр перед сунной утренней молитвы.
О количестве ракаатов также много различных сообщений. По сообщениям от Айшы (да будет доволен ею Аллах), количество ракаатов и форма исполнения Тахаджджуда Пророком (мир ему и благословение Аллаха) зависели от состояния его здоровья. По одному из вариантов достоверных сообщений он часто совершал Тахаджджуд вместе с намазом Витр в количестве 11 ракаатов. [Бухари; М. Бин Анас; Муслим]. Таким образом, здесь эта молитва определена в 8 ракаатов (другие варианты: от 2-х до 12-ти ракаатов). Сказано, что Аллах не отвергнет просьбу своего раба после этой молитвы, прочтенной глубокой ночью.
В книге «Рамуз аль-Ахадис» приведен хадис от Укбы ибн Амра (да будет доволен им Аллах): «В моей общине есть такие люди (достойные того, что просят). Когда один из них, на котором (шайтан с вечера завязал) узлы, встает среди ночи с намерением поклонения и начинает совершать омовение, то: как только он вымоет кисти рук, – развяжется один узел; при мытье лица, развяжется еще один узел; когда вымоет руки до локтей, развяжется еще один; после обтирания головы, еще один узел будет развязан; вымоет ноги, – не станет еще одного узла. Аллаху Тааля скажет после этого тем, кто за занавесом (Ангелам): «Посмотрите как он беспокоится о душе и усердствует перед тем, как изложить свою просьбу. Этот мой раб получит все, что просит».
Еще один хадис из той же книги от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах): «Во второй половине ночи, или в последней трети, Аллаху Тааля обращается к своим рабам: «Нет ли просящего, – он получит что просит; нет ли обращающегося с мольбой, – ему воздастся; нет ли кающегося, – он будет прощен».
4) Молитва «ТАСБИХ»
Молитва «Тасбих» считается самой главной покаянной молитвой. По преданиям, дошедшим до нас от хазрата Икрима и хазрата Ибн-и Аббаса (да будет доволен ими обоими Аллах), говорится, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха), настоятельно рекомендовал своему дяде хазрату Аббасу читать молитву «Тасбих» каждый день, если сможет. Или хотя бы раз в месяц, или хотя бы раз в год, или хотя-бы раз в жизни. Неизмеримы благости Аллаха субхана-Ху ва тааля тем, кто часто сможет читать эту молитву.
Особенность молитвы заключается в том, что при прочтении молитвы в 4 ракаата, произносится в общей сложности 300 раз (в каждом ракаате по 75) следующий тасбих: «СубханаЛлахи вальхамду лиЛляхи ва ля иляха илляЛлаху ваЛлаху Акбар». И по Одному разу (всего 7 раз в одном ракаате) «Ва ля хауля ва ля куввата илля биЛляхи-ль-Алиййиль-Азыйм». В каждом ракаате можно читать после Фатиха любые аяты и суры из Корана.
Один из вариантов прочтения молитвы ТАСБИХ
В 1-ом ракаате: После «Субханака…» произнести 15 раз тасбих: «СубханаЛлахи вальхамду лиЛляхи ва ля иляха илляЛлаху ваЛлаху Акбар», и один раз «Ва ля хауля ва ля куввата илля биЛляхи-ль-Алиййиль-Азыйм»,
затем, после «Аъузу…. БисмиЛляхи…», 1 раз суру «Фатиха», 1 раз Аят аль-Курси (255-й аят суры «Бакара»), 10 раз этот же тасбих до совершении Руку’у + 1 раз «Ва ля хауля…»;
10 раз + 1 раз «Ва ля хауля…» во время Руку’у после слов «Субхана Рабби аль-Азыйм»;
10 раз тасбих + 1 раз «Ва ля хауля…» в положении Къавме (в положении стоя после слов «СамиаЛлаху лиман хамидах – Раббанаа лакаль-хамд»),
10 раз + 1 раз «Ва ля хауля…» при первом суджуде после слов «Субхана Рабби аль-Аляа»,
10 раз тасбих + 1 раз «Ва ля хауля…» в положении сидя между двумя суджудами,
10 раз + 1 раз «Ва ля хауля…» при втором суджуде после слов «Субхана Рабби аль-Аляа». (И так в каждом из 4-х ракаатов произносится по 75 раз тасбих и 7 раз «Ва ля хауля ва ля куввата илля биЛляхи-ль-Алиййиль-Азыйм»).
Во 2-ом ракаате: После «БисмиЛляhи-р-Рахмани-р-Рахим!» произнести 15 раз тасбих: «СубханаЛлахи вальхамду лиЛляхи ва ля иляха илляЛлаху ваЛлаху Акбар», и один раз «Ва ля хауля ва ля куввата илля биЛляхи-ль-Алиййиль-Азыйм»,
затем 1 раз «Фатиха», 1 раз «Амене Расулю» (285 – 286 аяты суры «Бакара»),
и 10 раз этот же тасбих + 1 раз «Ва ля хауля…»; до совершении Руку’у; 10 раз + 1 раз «Ва ля хауля…» во время Руку’у (после слов «Субхана Рабби аль-Азыйм»),
10 раз тасбих + 1 раз «Ва ля хауля…» в положении Къавме (в положении стоя после слов «СамиаЛлаху лиман хамидах – Раббанаа лакаль-хамд»),
10 раз + 1 раз «Ва ля хауля…» при первом суджуде после слов «Субхана Рабби аль-Аляа»,
10 раз тасбих + 1 раз «Ва ля хауля…» в положении сидя между двумя суджудами,
10 раз + 1 раз «Ва ля хауля…» при втором суджуде после слов «Субхана Рабби аль-Аляа».
Затем читается «Аттахиййату»; «Аллахумма салли…Аллахумма Барик…», и следует третий ракаат:
В 3-м ракаате: После «БисмиЛляhи-р-Рахмани-р-Рахим!» произнести 15 раз тасбих: «СубханаЛлахи вальхамду лиЛляхи ва ля иляха илляЛлаху ваЛлаху Акбар», и один раз «Ва ля хауля ва ля куввата илля биЛляхи-льАлиййиль-Азыйм», затем 1 раз «Фатиха» и 3 последних аята 59 – ой суры. И далее действовать так же, как и во втором ракаате.
В 4–ом ракаате: После «БисмиЛляhи-р-Рахмани-р-Рахим» произнести 15 раз тасбих: «СубханаЛлахи вальхамду лиЛляхи ва ля иляха илляЛлаху ваЛлаху Акбар», и один раз «Ва ля хауля ва ля куввата илля биЛляхи-ль-АлиййильАзыйм», затем по 1 разу суры «Фатиха» и «Ихляс». И далее действовать так же, как и во втором ракаате. (Всего произнесенных тасбихов будет 300). В конце молитвы как и всегда читаются Ат-тахиййат салават, дуа. При необходимости суджуд-ус-сахв, в суджуде этот тасбих не читается.
5) Молитва «ТАХЫЙЙАТУ-ЛЬ-МАСДЖИТ»
Молитва «Приветствия Мечети» (из числа желательных молитв) исполняется сразу, после входа в мечеть. Эта молитва в два ракаата может исполняться вне зависимости от того, по какой причине человек вошел в мечеть. [По мазхабу Шафии, эта молитва (от двух и более ракаатов) является обязанностью по Сунне.]
Время исполнения молитвы: Любое время, кроме трех известных нежелательных для исполнения молитвы. Молитву можно исполнять и после некоторого времени после входа. К примеру, вы вошли в мечеть во время восхода, зенита или заката Солнца, и вам надо это нежелательное время для молитвы пропустить. [По мазхабу Шафии молитва не исполняется после того, как человек уже сел на пол мечети.] Вы садитесь, и, например, произносите тасбих [лучшая форма тасбиха следующая: «СубханаЛлахи ва-ль-хамду лиЛляхи ва ляа иляха илляЛлаху ваЛлаху Акбар».] или читаете Коран. Затем, выждав недозволенное время, можете встать и исполнить «Тахыййату-ль-Масджит», если в это время не будете исполнять очередную или пропущенную молитву.
Повторный вход в мечеть. В случае, когда мусульманин входит в мечеть по нескольку раз в день, то достаточно исполнить эту молитву один раз. Если, войдя в мечеть, вы приступаете к исполнению молитвы с намерением восстановить какую-либо пропущенную молитву, или молитву данного времени, то Молитву «Приветствия Мечети» читать нет необходимости.
Ввиду того, что мечеть не является местом экскурсий, а предназначена сугубо для исполнения поклонений, то, если до очередной молитвы еще достаточно времени, при входе в мечеть вы исполняете Молитву «Приветствия Мечети».
6) Молитва «ИСТИХАРА»
Эта молитва и последующая за ней мольба читается мусульманином перед принятием им важного решения по какому-либо вопросу с целью получения какого-либо знака во сне от Всевышнего Аллаха. Совершив перед сном тщательное омовение, читается 2 ракаата намаза. После «Фатиха» в 1-ом ракаате читают суру 109 – «Кяфирун», во 2-ом ракаате суру 112 – «Ихляс». Затем читают мольбу «Истихара» – «Стремление к достижению доброй цели» (см. ниже) и ложатся на правый бок лицом в сторону Кыблы. Если во сне мусульманин увидит белое или зеленое, это к добру. Если же красное или черное – то это знак к тому, что могут быть плохие последствия. Чтение этой молитвы и мольбы нужно продолжать 7 ночей и принимать решение учитывая результаты всех 7-ми ночей. Если во сне проситель не увидит никакого знака, то может действовать по первоначальному велению сердца.
Мольба «Истихара»:
«Аллахумма инни эстахирука би-ильмика ва эстакдирука би кудратика ва ас-алюка мин фади-ль-азыйм. Фа иннака такдиру ва ляа акдиру ва талему ва ляа-а-лему ва анта алламю-ль-гьуюб.
Аллахумма ин кюнта та-ляму анна хаза-ль-амра хайрун ли фи дини ва меаши ва акибати амри ва аджили амри ва ээджилихи факдюрху ли ва йассир ху ли сумма барик фихи ли. Ва ин кюнта та-ляму анна хаза-ль-амра шеррун ли фи дини ва меаши ва акибати амри ва аджили амри ва ээджилихи фасруфху анни васифни анху факдюр ли-ль-хайра хайсю кана сумма ардини бих».
– «Всевышний Аллах! Обращаюсь к Твоим бесконечным знаниям, полагаюсь на Твое могущество и надеюсь на получение помощи от Твоей бесконечной щедрости. Ты можешь все, – я же бессилен. Ты знаешь все, а я не знаю.
– Всевышний Аллах! Если данное дело соответствует моей религии, моему данному положению и моему будущему, то определи мне его, облегчи и сделай во благо. Если же оно не соответствует моей религии, моему настоящему положению и моему будущему, то отдали его от меня и меня от него. Укажи мне благое, определи мне его и дай возможность мне его получить, где бы оно ни было. И дай мне радость от него».
7) Молитва Путника
Намаз перед дорогой, и после возвращения Перед отправлением в путь и по возвращении читается 2 ракаата молитвы. [По мазхабу Шафии эта молитва читается после возвращения домой. Рекомендуется исполнять ее сразу в мечети, не заходя в дом.] Перед отъездом молитва читается дома. После возвращения весьма желательно прочитать эту молитву в мечети. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха), обычно возвращался с дороги до полуденной молитвы. Затем шел в мечеть, читал 2 ракаата молитвы и после этого, некоторое время продолжал сидеть в мечети.
8) Молитва «ХАДЖАТ» (МОЛЬБА)
При большом желании получить от Аллаха субхана-Ху ва тааля что-либо в этом или в потустороннем мире (кроме конкретно указанного злата, серебра, денег и славы), просителю рекомендуется прочитать после ночного намаза молитву в 2 или в 4 ракаата, а по некоторым сообщениям в 12 ракаатов.
Один из способов исполнения приведен в книге «Имад-уль-Ислам» [«Имад-уль-Ислям» – книга имама Абдуль’Азиза ад-Дехлеви (ум. в 741/1340, да будет милостив к нему Аллах).]: После исполнения Ночной молитвы и до начала исполнения молитвы Витр, читается молитва «Хаджат» в четыре ракаата: В первом ракаате после «Фатиха» читается 3 раза «Аят аль-Курси» (255-й аят суры 2 – «Бакара»). Во втором ракаате после «Фатиха» – 3 раза сура «Ихляс» и по одному разу суры 113 и 114. В третьем ракаате прочитать то же, что читалось в первом, а в четвертом – то же что читалось во втором. После окончания молитвы, можно обратиться с мольбой к Всевышнему Аллаху в любой форме.
9) Молитва «ИСТИСКА» (Испрошение Дождя)
При наступлении засухи, мусульмане читают совместную молитву в 2 ракаата, после которой обращаются к Милостивому и Милосердному Аллаху с нижайшей просьбой простить их грехи и дать им дождя. Молитва читается также как и пятничный совместный намаз. Имам читает молитву вслух. Затем, не поднимаясь на минбар, читается хутба (проповедь). После хутбы читается моление «Истиска». Весьма желательно читать эту молитву 3 дня подряд. На эту молитву становятся с выражением печали и смирения. К мольбе необходимо привлекать и стариков, и детей, и больных. На время мольбы необходимо отдалить грудных детей от матерей. Во время мольбы (Дуа), руки с открытыми ладонями поднимаются вверх согласно Сунне. Как только дождь начнется, надо прочитать:
«Аллахумма саййибан нафи-а» – Всевышний Аллах, пошли нам благодатные тучи. Если дождь проливается с излишком, надо читать: «Аллахумма хаваляйна ва ля аляйна» – О, Аллах, молим Тебя, лей не на нас, а вокруг нас.
10) Молитва при ЗАТМЕНИИ Солнца или Луны
Молитва при затмении солнца («Кусуф»): При затмении солнца желательно прочитать совместно 2 ракаата намаза. Большую часть времени в молитве уделять чтению в положении Кыям (стоя). По окончании молитвы, имам, повернувшись к джамаату, стоя или сидя читает мольбу (дуа). После каждой произнесенной имамом просьбы, остальные говорят Аминь.
При отсутствии джамаата, эту молитву можно читать и одному. Дополнительные благости Аллаха Тааля заслужит тот человек, который во время затмения солнца подаст милостыню.
По некоторым сообщениям она исполняется и в четыре ракаата. Рекомендуется читать эту молитву в больших мечетях при большом стечении народа и под руководством имама, за которым обычно совершается Пятничная или Праздничная молитвы. При необходимости, молитву можно читать и на открытом пространстве.
Молитва при затмении луны («Хусуф»): При затмении луны, мусульмане читают самостоятельно 2 или 4 ракаата намаза. Можно читать и вслух, и про себя. Эту молитву не возбраняется читать и совместно.
11) Молитва при вступлении в ИХРАМ
Исполняется в два ракаата после того, как паломник облачится в специальную одежду, состоящей из двух кусков ткани с намерением совершить Хадж или Умру.
Молитва исполняется с намерением благодарения Аллаха субхана-Ху ва тааля за предоставленную возможность совершить паломничество.
Форма исполнения молитвы, – обычная. Рекомендуется в Кыраате первого ракаата после Фатихи читать суру «Кяфирун», а во втором ракаате читать суру «Ихляс».
Если сразу после вступления в Ихрам исполняется какая-либо обязательная (фард) молитва этого времени, то в исполнении отдельной молитвы нет необходимости.
12) Молитва после Малого и Полного Омовения Исполняется сразу, пока не высохла влажность и если позволяет время, читается 2 ракаата молитвы. Если же сразу после омовения читается сунна или фард какой-либо молитвы, то эти 2 ракаата «молитвы после омовения» читать нет необходимости.
13) Молитва при пропаже
В книге «Бостан-уль-Арифин» передается от Ибни Умара: Мусульманину, который что-либо потерял или у него украли, желательно ежедневно исполнять дополнительный намаз в 2 ракаата. После приветствия нужно читать: «Аллахумма йа Хади ва йа Раддеддаллети, ардид алеййе даллети би-иззатика ва султаника фе-иннаха мин фадлика ва атаика».
14) Молитва поминовения родителей
Эта молитва в 2 ракаата читается в ночь со среды на четверг. В каждом ракаате читают: 7 раз суру 1 – «Фатиха»; 7 раз «Аййат аль-Курси» (255-й аят суры 2 – «Бакара»); 5 раз суру 112 – «Ихляс»; 5 раз суру 113 – «Фаляк»; 5 раз суру 114 – «Наас». Ожидаемые благости посвящаются душам родителей.
15) Молитва Покаяния
Мусульманину, совершившему грех, необходимо тут же раскаяться в совершенном грехе и дать зарок больше этого не повторять. Для этого, человеку весьма желательно совершить тщательное омовение, найти уединенное место под открытым небом и прочитать 2 ракаата молитвы. Затем в мольбе просить Аллаха субхана-Ху ва тааля простить его и обещать, что впредь это не повторится. В хадисах сообщается, что после этого Милостивый и Милосердный Аллах может простить своего раба. Ценность покаяния раба Аллаха перед своим Создателем указана в следующем хадисе: «Если кто-либо перед сном троекратно произнесет мольбу: «ЭстагфируЛлах эль-Азым эллезий Ля иляха илля Хуве’ль-Хаййу’льКъаййум», [В переводе смысла означает: «Молю Всевышнего Аллаха, кроме Которого нет другого божества, живого, ежесекундно наблюдающего за Своими рабами, простить меня»] то Аллах простит его грехи, даже если их количество равно количеству капель воды в море». [Тирмизи].
Если обычная грязь отмывается водой и мылом, то болезнь духовная, греховность отмываются чистосердечным покаянием, слезами богобоязненности.
Человек от рождения создан чистым. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сообщает, что душа и сердце человека создаются чистыми, как зеркало. Но, если он со временем наполнит свою душу подозрительностью, сплетнями, интригами, ненавистью, злобой и т.п., то будет объят страшной болезнью. Не излечившись от этой болезни, нельзя расчитывать на Милость Всевышнего. Лекарством тут может быть только чистосердечное раскаяние (Тавба) и просьба к Всевышнему Аллаху о прощении грехов (Истигъфар). Одновременно с раскаянием и просьбой к Аллаху тааля, нужно избавиться от дурных привычек и намерений.
В наше время, когда кругом столь много греховного, и мы часто вовлекаемся в этот круговорот, не подозревая об опасности получения греха, или не придавая ему значения – нам просто необходимо постоянно находиться в состоянии раскаяния. Наилучшее время для Тавба и истигьфара, – последняя треть ночи.
Нельзя оставлять надежду на прощение
Грехом является и самоуверенность и отчаяние. То есть, нельзя думать: «Я совершил столько добрых дел, что Рай мне уже обеспечен», и рассчитывать в будущем избежать кары божьей. Также же нельзя впадать в состояние крайней безнадежности, не веря в прощение, и думая: «Я нагрешил так много, что спасения мне не видать, и в будущем мне уготован только Ад». Пророк Аллаха (мир ему и благословение) говорил: «Если верующий будет находиться между боязнью кары и надеждой на спасение, то Аллах избавит его от страха и даст ему то, на что он надеется». [Хадис приведен у Тирмизи] То есть, верующий надеется на спасение из-за того, что Аллах Милостив и Милосерден, но из-за многочисленных грехов испытывает страх за свое будущее. Поэтому, если скажут: «В Рай попадут немногие», то верующий должен надеяться – «может быть и я?» Если же скажут: «В Ад попадут немногие», то верующий должен думать – «может быть и я?»
Главная покаянная мольба (Саййиду’ль-Истигъфар)
О главной форме мольбы о прощении говорится в следующем хадисе. Сказано было Посланником (мир ему и благословение Аллаха): «Самой главной и наиболее ценной мольбой являются следующие слова: «Аллахумма Энте Рабби! Ля иляха илля Энте халяктани, ва эннэ абдукя, ва эннэ аля ахдикя ва ва’дикя ме’стета’ту. Аузу бикя мин шэрри ма сана’ту, эбуу лякя би ни’матикя йалеййа ва эбуу би зенби фа’гфирли фа иннаху ля йагфиру’з-зунубе илля Энте». [В переводе смысла покаяния: «О, мой Аллах! Ты мой Господь! Нет божества кроме Тебя! Ты создал меня, я Твой раб. Прикладываю все свои силы, чтобы жить в соответствии с Твоими предписаниями. Прошу Твоей защиты от зла своих деяний. Признаю о получении от Тебя благ, а так же признаю о содеянном мною грехе. Прости меня, так как никто кроме Тебя не может прощать грехи».] Затем Посланник Аллаха добавил следующие слова: «Кто, уверовав в это, выскажет утром, а умрет до вечера, то он – обитатель Рая. И так же тот, кто в это уверовав, выскажет ночью, а умрет до утра, то он – обитатель Рая». [Бухари, Тирмизи, Насаи …].
Условия Принятия Покаяний
1. Человек должен знать о вреде совершаемого греха, так как грех отдаляет от спасения и в этом мире и в будущем.
2. От совершенного греха человек должен испытывать душевную боль и искреннее раскаяние.
3. Намереваться в будущем не совершать подобных грехов. Совершивший грех, должен не откладывая, сделать доброе дело, затем прочитав молитву, просить прощения у Всевышнего Аллаха. В то же время, если совершение греха произошло из-за нарушения чьего-либо права, то нужно немедленно извиниться перед этим человеком.
К главным условиям принятия покаяния относятся следующие положения:
а) Быть искренним в мольбе к Аллаху.
б) Еда, питье и одежда должны быть куплены на дозволенные средства – Халяль.
в) Если в помещении есть хоть что-либо из харама – недозволенного, то мольба, обращенная к Аллаху из этого места, не будет принята. [«Таргибу’с-салят»].