МОЛИТВА ПУТНИКА; ГОСТЯ (САФАРИ; МУСАФИР).

by Admin

Понятие; Намерение.

В положении «Путник» (Сафари) оказывается мусульманин, вышедший из дома или из места последнего пребывания, с твердым намерением совершить путешествие на растояние не менее 3-х дневного пешего пути (см. ниже). В этом положении он оказывается сразу после того, как пройдет последние дома вдоль обеих сторон дороги, по которой начал свой путь из дома.

Если у человека не было предварительного намерения совершить 3-х дневное путешествие, то путником он считаться не будет, даже если пропутешествует целый год и обойдет (или объедет) всю Планету. В таком положении оказываются армейские разведчики. Они могут сокращать молитвы только на обратном пути.

Например, человек намеревался пройти (проехать) двухдневный путь. Если, достигнув назначенного пункта, он примет намерение пройти дополнительно еще два дня пути, то все эти четыре дня в пути он не будет считаться мусафир.

Или еще более прозаический пример: Человек намеревался проехать на междугороднем автобусе 60 км, но в дороге его разморило, и он уснул. Если, проспав в таком виде, он проедет 150-200 км вместо 60 ранее намеченных, то все равно не станет мусафир, так как не было предварительного намерения.

Когда вы в пути или в гостях (Мусафир; Муким).

Если путник примет намерение находиться в гостях меньше 15-ти дней, то все это время будет в положении Гостя – «Мусафир», и должен будет исполнять Обязательные (Фард) молитвы с сокращениями.

Если же путник примет намерение в пункте назначения находиться 15 дней и более, то по прибытию на место он должен будет читать молитвы без сокращений. То есть, на время нахождения в этом пункте 15 и более дней, он перестает быть Мусафиром.

Если путник, намеревавшийся быть в пункте назначения меньше 15-ти дней, но будет задерживаться по какой-либо причине, то, сколько бы он ни задерживался (месяц, год), будет все это время считаться «Мусафир», и исполнять Обязательные молитвы сокращенно.

Предположим, что человек принял намерение проехать трехдневный путь (или более) и задержаться в пункте назначения не менее 15-ти дней. Но, приехав к месту назначения, человек меняет намерение, решив, что ему вполне достаточно задержаться в этом месте 8-10 или 14 дней. С того момента, как он изменит свое первоначальное намерение, человек окажется в положении мусафир и обязан выполнять все поклонения в соответствии с последним намерением.

Возвратившись домой (или в место постоянного проживания), мусафир перестает быть мусафиром и становится «Муким». Муким читает все молитвы полностью, и не имеет значения, сколько он будет находиться в месте своего постоянного проживания. Даже если он вернулся на очень короткое время, он все равно муким.

Пропущенные 4-х ракаатные молитвы, будучи мусафиром, возмещаются в сокращенном виде – 2 ракаата, вне зависимости от места, где происходит возмещение. И в пути, и дома – все равно возмещаются в 2 ракаата.

Пропущенные 4-х ракаатные молитвы, будучи муким (дома), возмещаются и в гостях, и в пути, и дома в 4 ракаата.

Если человек сомневается в том, что он находится в положении мусафир, то значит мусафиром он и не является. То есть, в случае сомнения, ему необходимо исполнять молитвы полностью, – в 4 ракаата. Если даже он ошибется в предположении и совершит молитву в 4 ракаата, то ошибка будет считаться извинительной. Однако если ошибется в другую сторону и исполнит намаз сокращенно, – в 2 ракаата, то придется эту молитву восстанавливать. Тут надо действовать очень осторожно.

В то же время, путник окажется в положении мусафир и в том случае, когда кратчайшее расстояние до пункта назначения гораздо меньше условленного, но он пойдет (или поедет) в это место окружным путем. Если этот более длинный путь до места назначения окажется не менее условленного расстояния (или 3-х дневного пути), то путник становится мусафир.

3-х дневный путь по 4-м мазхабам Какова длина такого пути?

Большинство ученых мазхаба Ханафи определили это расстояние в 18 фарсахов.

[ФАРСАХ: – Имам Мухаммад Амин Ибн-и Абидин ад-Димашки (да будет милостив к нему Аллах) передает, что по сообщениям ученых мазхаба ханафи, для обозначения расстояния одного часа пешего пути был принят 1 фарсах, равный 5760 метрам. Поначалу, при обозначении 3-х дневного пути, были расхождения мнений. Некоторые из ученых предлагали считать расстояние 3-х дневного пути равным 21-му фарсаху; другие – 18-ти фарсахам, а третьи и того меньше – 15-ти фарсахам. Наконец, по предложению большинства, была принята фетва о том, что расстояние 3-х дневного пути равно 18-ти фарсахам. Большинство исходило из фетвы, принятой ими ранее, которая гласила, что расстояние, пройденное пешком в течение 1-го дня (мархала) по ровной дороге, составляет 6 фарсахов. Где за один фарсах было принято расстояние в три мили (исламские). Стало быть, однодневный пеший путь равен 18-ти милям. Известно, что одна исламская миля составляет 4000 зра, где одна зра равна толщине 24-х пальцев (по количеству букв в свидетельстве – «калимату-т-таухид»), а принятая средняя толщина пальца равна 2 (двум) см. Отсюда выходит, что одна зра равна 0,48 м. Таким образом: Одна исламская миля составит – 4000 х 0,48 = 1920 метров, а один фарсах будет равен: 1920 х 3 = 5760 метров. Если однодневный путь составляет 6 фарсахов, а значит 5760 х 6 = 34 км 560 м, то 3-х дневный путь, равный 18 фарсахам составит: 5760 х 18 = 103 км 680 м. (В книге: “Diyanet Islam Ilmihali” – 90 км).]

По мазхабу Ханафи за однодневный переход принято расстояние, пройденное пешком в течение 1-го дня по ровной дороге за отрезок времени от утренней молитвы до полудня. Такое расстояние называется «мархала», и составляет 6 фарсахов. (Отсюда 3-х дневный путь равен 18-ти фарсахам).

За один фарсах принято расстояние в три исламские мили. Отсюда следует, что однодневный пеший путь равен 18-ти милям. По мазхабу Ханафи одна исламская миля составляет 4000 зра, где одна зра равна 48-ми см. Одна миля исламская составит: 4000 х 0,48 = 1920 метров.

Один фарсах будет равен: 1920 х 3 = 5760 метров. Несложные подсчеты показывают, что, если длина одного дня пути составляет 6 фарсахов, а значит 34 км 560 м (5760 х 6), то 3-х дневный путь составит 103 680 м (5760 х 18 = 103 км 680 м).

[Напоминание: Как было разъяснено выше в главе: «Зикр после пяти ежедневных молитв», приводятся альтернативные данные по расстоянию путника, по нисабу закята, и другим видам поклонений из книги: “Diyanet Islam Ilmihali”.

О 3-х дневном пути в этой книге сказано, что расстоянием для мусафира принято считать путь, пройденный при нормальной ходьбе в течение не менее 18-ти часов, так как в обычных условиях человек может идти в день 6 часов, а значит, для 18 ч. ходьбы, ему понадобится 3 дня. Если принять во внимание, что человек при нормальной ходьбе за 1 час проходит 5 км, то расстояние, пройденное им за 18 часов, составит 90 км. Таким образом, если человек вознамерился совершить путешествие на расстояние не менее 90 км. и оставаться в месте пребывания менее 15 дней, то он будет считаться мусафиром и во время пути, и в месте пребывания. “Diyanet Islam Ilmihali” Lutfi Shenturk; Seyfettin Yazici. Ankara – 1998, стр. 190].

По мазхабам Малики, Шафии и Ханбали, человек может считаться мусафир, если принял намерение пройти расстояние около 81-го км (80 км 640 м). [По мазхабам Малики, Шафии и Ханбали в положении «мусафир» оказывается каждый человек, прошедший расстояние в два «мархала», которые приравнены к 16-ти фарсахам или 48 милям. Один фарсах здесь равен трем исламским милям. Одна миля приравнена к 4000 зра (локоть). Одна зра в этих мазхабах равна 42 см, а значит: Одна миля будет меньше, чем у ханафитов. Она равна в этих мазхабах: 4000 х 0,42 – 1680 м. А значит, один фарсах в этих мазхабах равен: 1680 х 3 = 5040 м. Простой подсчет (5040 х 16 = 80 км 640 м) показывает, что по этим 3-м мазхабам путнику достаточно пройти (приняв намерение для этой цели) 80 километров 640 метров, чтобы стать Мусафиром, со всеми вытекающими отсюда обязанностями. Нет необходимости вымерять расстояние, достаточно знать приблизительно. [«Tam Ilmihal seadet-i ebediyye», «al-Fikhu ale’I-Mezahibi’l-Аrbaa» – Abdu-r-Rahman al-Сeziri]].

Если намеревался в месте прибытия находиться меньше 4-х дней, то будет также в положении мусафир. Дни приезда и отъезда не учитываются. Если этот человек будет находиться в месте пребывания 4 дня и более, то перестает быть мусафиром, а значит, читает молитвы полностью. Если при входе путника в город слышен призыв к утренней молитве (Азан), то этот день не учитывается. То же самое и при выходе из города. Если город (село) путник оставляет в момент призыва к молитве, то день – не учитывается. Таким образом, оставаясь в месте пребывания 3 дня, им будет исполнено 3 утренних молитвы. Если же в день прибытия и в день убытия путнику также случилось исполнить утренние молитвы, то их общее количество увеличится до 5. Следует учитывать, что очередной день по шариату начинается от рассвета, когда по всему горизонту появится белая полоса рассвета, именуемая Истинным Рассветом (Фаджр-и Садык). [См. «Время молитв». ] Мусульманам, соблюдающим пост, от этого момента необходимо прекращать прием пищи. Для них это время называется «Имсак». [Сутки по лунному календарю начинаются после полного захода солнца за горизонт. То есть, не с 0 ч. 00 мин, а с наступлением вечера, и продолжаются до следующего захода солнца.]

Исполнение молитвы Мусафиром.

В книге «Дурр-уль-мухтар» говорится, что в ночь «Мирадж» было Предписано исполнять вечернюю молитву (фард) в количестве 3-х ракаатов, а остальные – по 2 ракаата. После Хиджры Пророк (мир ему и благословение Аллаха) получил в Медине предписание: все молитвы, кроме утренней и вечерней, исполнять по 4 ракаата. На четвертый год Хиджры было Предписано исполнять эти молитвы мусафирам по 2 ракаата. Исполнять эти молитвы в пути по 4 ракаата по мазхабу Ханафи считается грехом.

Таким образом, с четвертого года Хиджры путники обязаны совершать полуденную, послеполуденную и ночную молитвы (фарды) по 2 ракаата. Вечерняя молитва, молитва «Витр» и все четырехракаатные молитвы по сунне читаются без сокращений. Сунны (доп. молитвы), постоянно исполняемые Пророком, и весьма желательные для исполнения их в домашней обстановке, для путника переходят в разряд рекомендованных.

Предписания, которые касаются мусафира, путник обязан выполнять сразу же после того, как оставит за собой последние дома своего села или города, не дожидаясь пока они скроются из виду. При этом, он остается мусафиром и в тех случаях, когда использует в пути различный способ передвижения, как то: пешком, верхом на каком-либо животном, на автобусе, поезде или любом другом виде транспорта. Даже если условное расстояние будет преодолено за несколько минут (скажем на реактивном самолете), то и в этом случае человек оказывается в положении мусафир и ему надо выполнять все необходимые предписания в соответствии с этим положением.

По мазхабу Ханафи исполнение 4-х ракаатных молитв в сокращенном виде в 2 ракаата, для путника является Предписанием весьма близким к Обязательному исполнению (Ваджиб). Исполнение же их в пути в 4 ракаата является Тахриман Макрух (Очень близко к Хараму), означающее, что если путник нарушит Предписание, то получит грех, так как сказано в хадисе: «Исполняющий молитву в пути в полном виде, похож на человека, который сокращает молитву всегда».

Мусафиру весьма желательно читать призыв к молитве (Азан) где бы он ни находился. Будь то в поле, в мечети или в другом помещении. Причем не важно, совместно он собирается исполнять молитву или самостоятельно. Так как человек читает Азан не только для себя.

Путник, при исполнении молитвы, читает суры коротко, но тасбихи произносит не менее 3-х в каждом рукне. Если он находится в пути, или испытывает другие затруднения, то сунны (дополнительные молитвы), кроме сунны утренней молитвы, может не читать. Находясь в пути, можно задерживаться с исполнением молитвы вплоть до нежелательного времени.

Если путник (мусафир) исполнит молитву фард без сокращения (вместо 2-х, прочтет 4 ракаата), то вторые два ракаата будут считаться дополнительными. Однако, ввиду нарушения Предписания: из-за отсутствия вступительного Такбира перед второй парой ракаатов; отсутствия приветствий после исполнения 2-х ракаатов фарда; из-за смешения двух молитв, он получит грех. Следовательно, путнику надо будет принести покаяние (Тавба). Совершившему 4 ракаата по забывчивости, необходимо после приветствия совершить еще два земных поклона (Суджуд-ус-Сахв). Такова фетва мазхаба Ханафи.

Исключение допускается в том случае, когда путник принял намерение читать молитву за местным имамом. Вот тут мусафир исполнит за имамом все 4 ракаата фарда.

 Мусафир в качестве имама.

Если же мусафир будет имамом на совместной молитве, то, прочитав 2 ракаата фарда, заканчивает молитву приветствием. Джамаат (если не мусафиры), подождав окончания его приветствия, встанет на третий ракаат и прочитает остальные 2 ракаата. В этих двух ракаатах, джамаат в положении стоя (Кыям) может читать что-либо из Корана, может и не читать, а лишь постояв некоторое время, будет совершать Руку’у. Если кто-то из джамаата – мусафир, читает молитву за имамом – мусафиром, то заканчивает молитву вместе с имамом.

Если же мусафир, будучи на совместной молитве имамом, вместо 2-х ракаатов ошибочно исполнит 4 ракаата, то молитва тех из джамаата, кто не мусафир, будет нарушена.

Мусафиру разрешается следовать местному имаму при исполнении Обязательной молитвы, однако в этом случае он исполняет молитву полностью. [По мазхабу Шафии и Ханбали: если имам, ведущий молитву, будучи мусафиром, будет вынужден поставить вместо себя другого человека, то второй имам должен будет закончить молитву в два ракаата, а джамаат должен продолжить до четырех ракаатов]. Также дозволено мусафиру обтирать обувь (Мест) не снимая с ноги при малом омовении в течение 3-х суток. Конечно же, обувь должна соответствовать всем условиям. Совершать жертвоприношение в праздник «Курбан» (Ид аль-Адха) мусафиру не обязательно, но желательно.

Если мусафир совершает путушествие в месяц Рамадан, то может не держать пост, а восстановить день за день в следующий месяц. Однако если пост не повредит его здоровью в пути, то лучше все-таки его не откладывать.

Если путник начал свое путешествие в конце времени, отведенного для очередной молитвы, и эта молитва им не была исполнена, то исполняет эту молитву в пути сокращенно. При возвращении в место постоянного проживания, такая молитва исполняется в полном виде (в 4 ракаата). Следовательно, путник остается «путником» до прибытия к месту назначения.

Молитва в автобусе.

Если нет уважительных причин, то совершать молитву в положение «сидя» в любом виде транспорта – не дозволятется. Уважительными причинами могут быть:

а) опасность для жизни;

б) опасность потери имущества;

в) болезнь и т. п.

При подобных существенных причинах, молитву можно исполнить сидя на полу, или сидя на сиденье (забравшись с ногами) и обозначать наклоны и поклоны в сторону Кыблы.

Если есть возможность, путники предварительно договариваются с водителем об остановках на необходимое для молитвы время. Если такой возможности нет, то путники выходят из автобуса в положенное время, исполняют очередную молитву, а затем едут дальше на другом автобусе. Если договориться об остановках автобуса в пути невозможно, то, в случае крайней необходимости, ханафиты могут совместить две молитвы, придерживаясь фетв какого-либо одного из остальных 3-х мазхабов Суннитов.

Совмещение 2-х молитв в пути.

Последователь мазхаба Ханафи Может совместить в пути две молитвы, следуя мазхабам Малики или Шафии (в случае крайней необходимости), но для этого он должен знать правила следования другому мазхабу. [см. «Особенности следования остальным 3-м мазхабам».]

То есть, исполнить полуденную и послеполуденную молитвы во время одной из этих молитв а также совместить вечернюю и ночную молитвы. [О совмещении молитв см. ниже.]

В случае паломничества в Мекку.

Мусульманин, прибывший в Мекку с намерением задержаться там на 15 дней и более, будет считаться не «Мусафир», а «Муким». А значит, все молитвы ему надо исполнять так же, как дома, – без сокращений.

Если же он прибудет в Мекку с намерением оставаться там менее 15-ти дней, то молитвы ему придется исполнять в сокращенном виде. Так как он по мазхабу Ханафи будет в положении «Мусафир».

Если же нахождение в Мекке не было точно определено намерением, то, сколько бы он там ни оставался, все время будет в положении «Мусафир» и ему надо будет сокращать молитвы. В этом положении он может быть и месяцы и годы, пока точно не определится с намерением.

Если паломник примет намерение посетить Мекку, долину Мина и Арафат в общей сложности за 15 дней, то будет в положении «Мусафир», и молитвы надо читать сокращенно.

Действия Мусафира в составе группы.

Если путники совершают путешествие в составе группы (ученики, солдаты, рабочие бригады и т. п.), то члены групп действуют в соответствии с указаниями своих руководителей. До той поры, пока они не получат ясного приказа оставаться на месте прибытия 15 дней и более, члены таких групп будут в положении «Мусафир». И значит, будут читать молитвы сокращенно.

Если такого приказа или сообщения они не получат, то будут оставаться в положении «Мусафир», сколько бы ни находились в этом месте.

Три вида понятия «Ватан» (место постоянного проживания):

1) Ватан-уль-Асли – Место рождения человека, или место женитьбы. Или это может быть местом, где намеревается жить постоянно. Ватан-уль-Асли может измениться лишь в случае, когда человек примет решение изменить место своего постоянного проживания и переедет жить на новое место. Например: постоянным местожительством человека был населенный пункт, где он родился и вырос. Но, вот он женился и решил переехать жить в город, где постоянно проживает его жена (муж). В этом случае первоначальный Ватануль-Асли этого человека изменится. И если, этот человек будет приезжать менее чем на 15 дней в город своего детства (расстояние до которого окажется более 104-х км.), то будет в положении Мусафир и поэтому 4-х ракаатные молитвы надо будет читать сокращенно в 2 ракаата. Так делал Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха). Приезжая из Медины в город своего детства и женитьбы – Мекку, читал молитвы сокращенно.

Мужчина, имеющий несколько жен в разных городах, при посещении их поочередно не будет считаться Мусафир. Каждый из этих пунктов будет считаться для него местом постоянного проживания – Ватан-уль-Асли.

2) Ватан-уль-Икамати По мазхабу Ханафи, – это место, находящееся на расстоянии не менее чем 103 км 680 м*** от Ватан-и Аслы, куда мусульманин приезжает с намерением оставаться там не менее 15 дней. Находясь в этом месте 15 и более дней, молитвы нельзя сокращать. ***[В книге: “Diyanet Islam Ilmihali” – 90 км]. По мазхабам Малики, Шафии и Ханбали это расстояние равно 80 км 640 м. Если мусульманин оставит Ватан-и Икамати с намерением изменить свое местонахождение, то вне зависимости от пройденного расстояния, первоначальный Ватан-уль-Икамати потеряет свое значение. Ватан-уль-Икамати потеряет свое значение и в том случае, когда человек примет намерение возвратиться домой (в Ватан-и Аслы). Ватан-уль-Икамати потеряет свое значение, если мусульманин оставит это место с намерением трехдневного пути. Если он оставит Ватан-уль-Икамати с намерением пройти расстояние меньше условленного трехдневного пути, то при возвращении на это место, оно будет оставаться для него Ватан-уль-Икамати.

3) Ватан-ус-Сукна – Место, находящееся на расстоянии не менее чем 103 км 680 м*** от постоянного местожительства, куда мусульманин приезжает с намерением побывать менее 15 дней. В этом месте Обязательные молитвы (Фарды) в 4 ракаата читаются сокращенно – в 2 ракаата. ***[В книге: “Diyanet Islam Ilmihali” – 90 км. См. выше главу: «3-х дневный путь по 4-м мазхабам»]. По мазхабу Малики сокращение молитв мусафиром, является сунной. Не разрешено (Макрух) мусафиру следовать местному имаму ни при обязательной, ни при дополнительной молитве. По мазхабам Шафии и Ханбали мусафиру дозволяется исполнять эти молитвы и в 2 и в 4 ракаата. Но в 2 ракаата считается предпочтительней. По мазхабу Шафии дозволено мусафиру следовать за местным имамом при исполнении и Обязательной (фард), и дополнительной (сунна) молитвы.

АльхамдулиЛляхи Раббиль-алямиин! – Хвала Аллаху Господу миров!

“TAM ILMIHAL s.-e. “, Huseyn Hilmi Ishik (r. a. 1911-2001), İstanbul,-1996. “Dini Terimler Sozlugu”- Enver Oren. (r. a. 1939-2013), İstanbul, 1995.

О восстановлении молитв, пропущенных в пути и дома.

По мазхабам Ханафи и Малики молитвы восстанавливаются в том виде, в каком были пропущены. То есть, если молитва была пропущена, когда человек был в положении Муким и исполнял молитвы в полном виде, то и восстанавливаются они в пути также, – в полном виде (в 4 ракаата). Соответственно, пропущенные молитвы в пути (будучи Мусафиром), которые необходимо было исполнить в сокращенном виде, восстанавливаются и в пути, и дома в сокращеннолм виде. Аргументируется это тем, что пропущенная в сокращенном виде молитва, не может измениться от изменения места пребывания. Восстановление молитв должно происходить в соответствии с тем, как оно должно было быть исполнено.

СОВМЕЩЕНИЕ МОЛИТВ В ОДНО ВРЕМЯ.

По мазхабу Ханафи дозволяется Совмещение только при хадже и только в двух случаях:

Первое Совмещение двух молитв дозволено в день Арафа во время, отведенное для Полуденной молитвы. В это время исполняют друг за другом (Джам-и такдим) Полуденную (Салят-уз-Зухр) и Послеполуденную (Саляту-ль-Аср) молитвы.

Для действительности этого Совмещения, необходимо наличие 4-х Условий:

1) Это Совмещение должно происходить в день Арафа.

2) Исполнителями должны быть паломники в Ихраме.

3) Эти молитвы должны быть исполнены мусульманами за их главным имамом или его представителем (Векиль).

4) Первая молитва (Салят-уз-Зухр) должна быть действительной (Сахих). Если же первая молитва нарушится, то ее необходимо будет (Ваджиб) восстановить. В таком случае Совмещение будет отменено, а Послеполуденную молитву паломники должны будут (Ваджиб) исполнить в обычное для этой молитвы время.

Второе Совмещение разрешено произвести при ночевке на Муздалифе. Здесь Вечерняя молитва исполняется позже (Джам-и тэхир), вместе и во время Ночной молитвы. Для действительности второго Совмещения, необходимо наличие 2-х Условий:

1) Совмещение должно происходить на Муздалифе.

2) Паломники должны быть в Ихраме.

Первое Совмещение читается с одним Азаном и с двумя Икамат. А второе Совмещение читается без Азана, так как Вечерняя молитва проводится не в обычно предписанное время, а позже (Джам-и тэхир). При втором Совмещении перед молитвами читается лишь Икамат. (DMIF, II: 687-688). В других случаях Совмещенное исполнение двух молитв в одно время по мазхабу Ханафи – запрещено. Запрет Совмещения двух молитв в одно время ханафиты обосновывают тем, что сообщения об исполнении каждой молитвы в строго установленный для нее промежуток времени, являются весьма достоверными (Таватур) и переданы большим количеством передатчиков. [Например, в хадисе из сборника Тирмизи, переданный от Ибн-и Аббаса, говорится: «Кто Совместит две молитвы, не имея на то никаких оснований, войдет в одну из больших ворот греха». (KS, VIII: 399)]. А такие сообщения, говорят ученые, не могут изменяться сообщением, переданным лишь через одного передатчика (Ахад).

В хадисе, приведенном у Бухари и Муслима, полученным достоверным путем через Ибни Мас’уда (да будет милостив и доволен ими Аллах), говорится: «Клянусь Аллахом, кроме Которого нет другого божества, посланник (мир ему и благословение Аллаха) не исполнил ни одной молитвы вне установленного для нее времени, кроме двух молитв (совмещений). Это – исполнение молитвы аль-аср вместе с аз-зухр, а также аль-магриб вместе с аль-ишаа будучи на Муздалифе (во время хаджа)». [Кроме Бухари и Муслима, хадис также приведен у Тирмизи, Абу Дауда и в сборн. «Муватта» Имама Малика (да будет милостив к ним Аллах)].

По мазхабу Шафии Совмещение двух молитв в одно время (Джам-и такдим; Джам-и тэхир) дозволяется только тем, кто находится в положении путника (Мусафир). Как было сказано выше, последователь этого мазхаба может считаться мусафиром, если принял намерение пройти расстояние около 81-го км (80, 640 км). В обычное время Совмещение двух молитв разрешается (по причине дождливой погоды) во время первой молитвы (Джам-и такдим).Необходимые условия для Совмещения двух молитв Для Совмещения Джам-и Такдим по мазхабу Шафии, необходимо наличие 6-ти Условий.

[Для Совмещения Джам-и Такдим по мазхабу Шафии, необходимо соблюдение 6-ти Условий:

1) Последовательность (Тартиб). Исполнение молитв должно происходить лишь в строгой последовательности. Например, если Совмещается Полуденная молитва с Предвечерней, то вначале исполняется Полуденная молитва. Если же будет исполнено наоборот, то будет действительной (Сахих) лишь Полуденная молитва, так как она исполняется в свое время. Исполненная же вначале Послеполуденная молитва, не будет ни в разряде фарда, ни в разряде навафиль. Она может быть засчитана исполнителю только в том случае, если у него были долги по этой молитве. Если смена очередности произошла случайно (по забывчивости) или по незнанию, то исполненная молитва будет засчитана как дополнительная.

2) Намерение (Нийат). Необходимо принимать намерение в душе на Совмещение двух молитв. Человек, Совмещающий Саляту-з-Зухр с Саляту-ль-Аср, должен принять намерение об этой последовательности: вначале исполнить Саляту-з-Зухр, а затем Саляту-ль-Аср. Ученые считают принятие намерения после окончания первой молитвы и до вступительного такбира ко второй молитве – недостаточным.

3) Непрерывность (Мувалат). Между двумя молитвами не должно перерыва большего по времени, чем это необходимо для исполнения двух ракаатов. Дозволен перерыв на произнесение Икамат, или на совершение Тайаммума. Например, если человек исполнил Полуденную молитву с Тайаммумом, то ему необходимо выполнить повторный Тайаммум для исполнения второй молитвы. Известно, что с одним Тайаммумом две молитвы не исполняются.

4) Находиться в положении путника (Мусафир). Человек должен считаться мусафиром до вступительного такбира ко второй молитве. Если срок, при котором человек считался мусафиром, закончится после вступления во вторую молитву, то молитва заканчивается так, как и должно быть при Совмещении. Если же срок мусафира закончится до начала второй молитвы, то, ввиду отсутствия причины, Совмещение становится недозволенным.

5) Наличие времени (Вакт). Необходимо быть уверенным, что исполнение достаточной части второй молитвы закончится в промежуток времени первой молитвы.

6) Необходимая уверенность о первой молитве. Предположим, что первой молитвой была Пятничная молитва. Если она проводилась в нескольких местах без всякой на то необходимости, и если появляются сомнения действительна ли в этом случае ваша молитва, то Совмещать с Пятничной молитвой Послеполуденную – нельзя. (DMIF, II: 685-686).]

[Для Совмещения Джам-и Тэхир по мазхабу Шафии, необходимо соблюдение 2-х Условий:

1. Для того что бы предыдущую молитву сделать вместе с последующей, отложив для этого ее исполнение на время, отведенное для второй, необходимо принять намерение (Нийат) во время, отведенное для исполнения первой молитвы. Если же намерение не будет принято в указанное время, или же если окажется недостаточно времени для исполнения необходимой части второй молитвы, то человек получит грех. Если же мусульманин не успеет прочитать в положенное время хотя бы один ракаат молитвы, то ее надо будет Восстанавливать. Если успеет совершить один ракаат в отведенное время, то будет считаться, что молитва его Исполнена, хотя и с получением греха за совершение харама.

2. Для действительности Джам-и Тэхир, необходимо быть в положении Мусафира до окончания второй молитвы. Если же положение мусафира у мусульманина закончится раньше окончания молитвы, то будет считаться, что молитва, которую он откладывал на более позднее время, не исполнена, а требует Восстановления. Необходимость соблюдения очередности (тартиб) и непрерывности (мувалат) при Совмещении с откладыванием на более позднее время, является сунной, а не шартом. Мусульманину – не путнику (Муким), по причине дождя, мокрого снега, града – разрешено вместе с Пятничной молитвой Совместить (Джам-и такдим) Послеполуденную молитву.]

[Семь условий Совмещения двух молитв местным джамаатом по мазхабу Шафии:

1- Дождь, град и т.п., должны иметь место во время вступительных такбиров к обеим молитвам и во время окончания первой молитвы. Прерывание дождя в промежутках не влияет на дозволенность Совмещения.

2- Необходимо соблюсти очередность исполнения молитв (тартиб).

3- Необходимо соблюсти непрерывность. Между молитвами не должно быть продолжительной паузы.

4- Принимать намерение для этого Совмещения так же, как и при принятии намерения, будучи путником (Мусафиром).

5- Как минимум вступительный такбир ко второй молитве должен быть исполнен в составе джамаата. Если в течение молитвы джамаат распадется, то молитва будет действительной, даже если имам продолжит и закончит молитву один.

6- Имам, ведущий обе молитвы, обязан принимать намерение и на исполнение обязанности имама, и на совмещение молитвы в составе джамаата.

7- Место исполнения Совмещенных молитв должно находиться по местным меркам где-либо в отдалении, куда джамаату добираться совсем не просто. Это условие не касается имама, ведущего эти молитвы. Если даже он не испытывает никаких затруднений от дождя, добираясь в это место, ему дозволено вести подобные молитвы. При отсутствии какого-либо одного из перечисленных условий, мусульманин (не являющийся путником), не может Совмещать две молитвы в одно время. Ни ночная темень, ни ветер, ни грязь или какая-либо болезнь не могут служить основанием для исполнения двух молитв в одно время. Правда, некоторые ученые считают возможным Совмещение молитв из-за болезни. (DMIF, II: 685-687).]

Читайте также