ЗАХОРОНЕНИЕ.

by Admin

1. Порядок переноса тела покойного.

Ученые единодушны в том, что перенос покойного до места захоронения является фард-уль-кифайа. Эти действия относятся к поклонениям и означают дань уважения к покойному.

После окончания молитвы Джаназа, носилки (Табут), на которых лежит покойник (вне зависимости от того, женщина это или мужчина), поднимают и несут только мужчины. По мазхабу Ханафи носилки должны нести на плечах 4 человека за четыре ручки по 40 шагов, если это возможно. Этот способ называется «Тарби’» и для мусульман является сунной, так как сказано в хадисе: «Кто пронесет покойника 40 шагов, тому будут прощены 40 больших грехов». [И. Асакир].

Несение способом «Тарби’» выглядит следующим образом: Вначале проносят 10 шагов, подставив правое плечо под переднюю левую ручку носилок. Если смотреть сзади, то это будет правая сторона покойника (и левая – по ходу движения). Следующие 10 шагов нужно нести с той же стороны, подставив правое плечо под заднюю ручку Табута в ногах покойника. Затем, в такой же последовательности пронести по 10 шагов с другой стороны носилок, подставляя левое плечо поочередно спереди и сзади.

В хадисе сказано: «Каждый, кто будет участвовать в несении покойника, пусть понесут его носилки (поочередно) со всех сторон. После этого пусть продолжат нести, если есть желание, или оставят». [Саид б. Мансур, Ибн-и Маджа.].

Носилки с телом нужно носить на плечах, или на руках, но только на уровне плеч и вчетвером. Весьма нежелательно нести покойника как носят обычные носилки на опущенных руках – один человек спереди, другой сзади. Такое несение близко к запрету. Не разрешается также нести на спине или на животном. [Без крайней необходимости, не следует везти покойника к месту захоронения на повозке или автомобиле. Это причинит покойнику сильные мучения, а организаторы получат грех. При исполнении Предписаний Всевышнего Аллаха следует избегать обычаев неверующих. Во времена Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и его Сподвижников несли покойников только способом Тарби’, то есть на плечах. Другое дело, если расстояние до кладбища большое, или если местная власть издала указ о доставке покойников на кладбище на средствах передвижения.] Тело ребенка (грудного или чуть старше) до места захоронения несет на руках один человек. Он может быть и верхом на животном. Тела детей постарше и подростков несут также как и взрослых.

2. Сунна Похорон.

а) Нести носилки с телом покойного надо как можно быстрее, но, не раскачивая, соблюдая необходимую предосторожность. В хадисе от Абу Хурайры говорится: «Сказано было Пророком (мир ему и благословение Аллаха): «Доставляйте покойника до кладбища быстро, насколько это возможно. Если покойный был хорошим человеком, то доставить его на место упокоения на миг раньше будет благим делом. Если же покойный был плохим человеком, то на миг раньше избавите от него свои плечи» [Хадис приведен у Бухари].

Нежелательно нести носилки с телом покойного бегом, так как в риваяте от Абдуллаха б. Мас’уда сообщается (в переводе смысла): «Когда мы спросили Посланника (мир ему и благословение Аллаха) как надо нести покойника, он сказал: «Медленнее чем бегом. Так как если предстоящее для него явится благом, то он быстрее обретет его. Если же наказанием, то пусть будет дальше (от нас) сообщник обитателей ада». [Хадис приведен у Абу Давуда, Тирмизи, Байхаки и др.]

Ученые единодушны в том, чтобы доставлять тело покойного к месту захоронения как можно быстрее. Но, если есть опасность причинения вреда, то доставлять надо медленнее, чтобы тело покойного не раскачивалось и не тряслось.

б) Сопровождать покойника до кладбища и идти за телом покойного, как можно ближе к несущим табут, является весьма благим делом (Мустахаб), так как в хадисе от Беры (да будет доволен им Аллах) говорится:

«Посланник велел нам в похоронных процессиях следовать за телом покойника, а также посещать больных, отвечать ЙерхамукеЛлях на поминание чихнувшего (АльхамдулиЛлях); идти в гости, если приглашают; помогать тем, кого притесняют». [Хадис приведен Абу Давудом, Тирмизи, ан-Насаи и Ибн-и Маджа.]

Женщины не сопровождают тело покойника. Им так же запрещен громкий прощальный плач, так как от этого покойник получает только мучения. Сказано было в хадисах:

«Покойник чувствует страдания от громкого плача своих близких по нему». [Бухари].

«Не плачьте в истерике по умершим, так как покойник от этого мучается». [Ширази].

«Тот, кто от горя царапает себе лицо, рвет на себе одежду и громко рыдает, – не из нас». [Бухари].

3. Обязанности мусульманина при участии в похоронах:

а) Участвовать в исполнении молитвы Джаназа. Зэйд б. Сабит говорил, что исполнивший такую молитву избавится от долга.

б) Сопровождать тело покойного до кладбища и находиться там до его захоронения, так как в хадисе от Абу Хурайры сказано:

«Если кто-либо присоединится к похоронам и исполнит молитву джаназа, то для него есть один кират сауваба (награды), если же будет присутствовать до захоронения, то есть для него два кирата сауваба. Каждый кират величиной с горы «Ухуд». [Хадис приведен у Бухари и Муслима.]

в) После захоронения обратиться с мольбой к Аллаху о помощи покойному в твердости веры во время спроса с него ангелами, с просьбой о ниспослании благости покойному, так как сказано в риваяте, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ждал до захоронения покойника, а затем говорил: «Просите для него прощения у Аллаха, просите у Аллаха для него твердости, ведь он сейчас привлекается к ответу». [Хадис приведен у Абу Давуда, Бэззара и Хакима.]

Передается также, что после одного захоронения, Ибн-и Умар (да будет доволен им Аллах) прочитал у могилы покойного начало и конец суры 2 – «Бакара».

Передается, что Амр б. аль-Ас (да будет доволен им Аллах) просил: «После моего захоронения ожидайте у могилы некоторое время, достаточное для принесения в жертву одного верблюда и раздачи его мяса, чтобы я мог в вашем присутствии привыкнуть к могиле и узнать, как ответить ангелам, посланным моим Господом». [Муслим].

г) Находиться в состоянии смирения. Размышлять о бренности этого мира.

Участники похорон должны думать о том, что их самих ожидает, и, находясь в состоянии полной покорности, воспринимать данный факт смерти как предостережение всем, кто ведет беспечный образ жизни. При участии в похоронах не следует вести разговоры на мирские темы, тем более – шутить, смеяться.

4. Нежелательные и Запрещенные действия во время Похорон.

1- Нельзя задерживаться с проведением молитвы Джаназа в пятницу. Откладывать молитву до окончания пятничной молитвы, чтобы собрать больше народа весьма и весьма нежелательно. Откладывать можно лишь в том случае, когда есть опасность пропустить пятничную молитву из-за похорон. Если нет опасности появления запахов, то ожидать некоторое время опекуна покойного, живущего в близлежащей местности, дозволяется.

2- Нежелательно садиться до того момента, пока носилки с телом не будут положены на землю, и нежелательно стоять, когда носилки окажутся на земле. Нежелательно так же джамаату вставать со своих мест, когда подносят носилки с телом покойного к месту исполнения молитвы Джаназа.

3- Нежелательно присоединяться к похоронной процессии верхом на животном. [Нобходимость ехать или не ехать на машине до места захоронения определяется самим участником. Если здоровье ему позволяет, и расстояние до кладбища не так уж и далеко, то ему лучше идти пешком.] В хадисе от Сэвбана (да будет доволен им Аллах) говорится: «Както раз мы с хазратом Пророком пошли на молитву Джаназа. Увидев среди джамаата некоторых людей верхом, он сказал: «И не стыдно вам? Ангелы Всевышнего Аллаха передвигаются пешими, а вы сидите верхом». [Хадис приведен у Ибн-и Маджа и Тирмизи.]

На использование средств передвижения для возврата с места захоронения покойника запрета нет, так как в риваяте от Джабира б. Сэмура говорится:

«После похорон Ибни Дахдаха к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) подвели неоседланного коня, и он возвращался верхом в окружении нас, пеших». [ Хадис приведен у Ахмада, Муслима и ан-Насаи.]

4- При сопровождении покойника нельзя произносить вслух (а тем более громко) такбиры, тахлили и другие зикры. Об этом говорится в книгах: «Халеби-уль-Кабир», «Мараки’ль-фалях», «Ни’мат-и Ислам», в комментариях имама Тахтави к книге «Мараки’ль-фалях».

Не дозволяется так же выкрикивать в толпе при сопровождении покойника что-либо, наподобие: «Приносите покаяния (истигфар) за покойного!», так как, в соответствии с риваятом от Байхаки, сахабы не повышали голос на похоронах, в бою и при поминании (зикр) Аллаха. Однажды, при сопровождении покойного, на которых присутствовал Абдуллах б. Умар (да будет доволен им Аллах), некто выкрикнул из толпы: «Просите прощения у Аллаха для покойного, чтобы Аллах простил и вас!»

Услышав это, Ибн-и Умар (да будет доволен им Аллах) подошел к нему и воскликнул в сердцах: «А тебя чтобы Аллах не простил…». [Сообщение привел в своем «Сунан»е Са’ид б. Мансур аль-Хорасани (ум. в Мекке в 227/842). Один из выдающихся ученых – имам по хадисам и муфассир. Ученик Имама Малика б. Анаса и учитель Ахмада б. Ханбала. В поисках знаний объездил все исламские центры. Среди его учителей так же: Хаммад б. Зейд, Абу Кудама, Абу Шихаб Абдуррабби б. Нафи, Ибни Уйайна и другие. Поселившись в Мекке, стал Имамом по хадисам всего Хиджаза. ]Ведь было сказано Пророком (мир ему и благословение Аллаха): «При сопровождении покойника (к месту захоронения), не восклицайте громко и не несите в руках ни свечей, ни факелов, ни что-либо еще!» [Ибн-и Маджа].

5- В соответствии с этим и другими хадисами не дозволено осыпать цветами носилки с телом покойника, а так же нести за ним цветы или венки, а после захоронения, класть все это на могилу.

Так же не дозволено участникам похорон вешать себе на петлицы траурные банты и устанавливать на могилах портреты покойного, уподобляясь обычаям неверующих.

6- Запрещено Участие Женщин в Заупокойной Молитве. Ученые мазхаба Ханафи считают, что Участие Женщин в Молитве Джаназа является Действием Близким к Хараму«Тахриман Макрух». В хадисе от Умми Атыййа говорится: «Переселившись в Медину, Пророк Аллаха собрал нас женщин Медины в одном доме, и прислал к нам хазрата Умара б. Хаттаба. Хазрат Умар сказал нам: «Я прислан к вам Посланником Аллаха как его представитель. (Сообщаю вам) Он запретил участие женщин в похоронах». [Хадис приведен у Табарани.]

И другой хадис от хазрата Анаса (да будет милостив к нему Аллах) о запрете участия женщин в похоронах: «Как то мы с Посланником Аллаха пошли на чьи-то похороны. Посланник Аллаха увидел присутствующих там женщин и спросил у них: «Вы понесете покойника»? «Нет, не понесем» сказали они. «Может, вы будете совершать его захоронение»? «Нет» сказали они. «Тогда возвращайтесь по домам, не получив (от своего присутствия) никакого вознаграждения». [Абу Йа’ла].

 5. Мольба (Дуа) во время погребения.

Человек, который укладывает тело покойника в могилу, в соответствии с сунной читает в это время мольбу: «БисмиЛляхи! Ва аляа милляти расулюлЛахи!»  – С именем Аллаха и от общины Посланника Аллаха (мир ему и благословение)! [Хадис приведен у Тирмизи. Ибн-и Хиббан и Хаким отметили этот хадис как «сахих».]

В другом сообщении вместо слова «милляти» передается слово «суннати», что означает: «…в соответствии с сунной Посланника (мир ему и благословение Аллаха)».

Здесь можно добавить и другие соответствующие обращения к Аллаху.

6. Ограждение могилы во время погребения женщины.

Ученые единодушны в том, что при погребении женщины желательно оградить могилу каким-либо ограждением (можно простынями), дабы недозволенные для обозрения части ее тела случайно не открылись постороннему взору. Опирается это мнение на сообщения о действиях подобным образом хазрата Умара (да будет доволен им Аллах) и хазрата Али (да будет доволен им Аллах).

7. Тэлькын – Напоминание после погребения.

После погребения, присутствующим рекомендуется посидеть некоторое время на корточках вокруг могилы и почитать начальную часть и два последних аята суры 2 – «Бакара». Затем обратиться к Всевышнему Аллаху с покаянием и просьбой о прощении покойного. Весьма нежелательно читать Коран у могил громким голосом.

Когда все уйдут, у могилы остается кто-либо (обычно это местный имам), для того чтобы напомнить покойному о предстоящих вопросах и ответах в могиле. Этот человек становится против лица покойника спиной к Кыбле и произносит «Тэлькын» (Напоминание). В книгах «Маракиль-фалях», «Рэддульмухтар», «Джиля-уль-кулюб» Имама аль-Биргиви (ум. в 981/1573) и других, говорится, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сам произносил Тэлькын и нам завещал. Сказано в хадисе в переводе смысла: «Когда умрет кто-либо из вашего джамаата, и закончено будет его погребение, пусть встанет кто-нибудь из вас у изголовья могилы и скажет: «О, сын такойто женщины, такой-то…»! Так как умерший будет умолять: «Сделай напоминание, да помилует тебя Аллах», но вы не будете этого слышать. Пусть скажет тот, кто будет напоминать: «Вспомни то, что ты говорил перед тем, как покинуть этот мир: что Аллах един, что Мухаммад Его раб и посланник, что Господь твой Аллах, что религия твоя Ислам, что Коран – твое руководство». Ангелы Мункар и Накир скажут один другому: «Давай оставим его. Нет необходимости находиться возле того, кому сделано напоминание». [Дэйлеми, Ибни Асакир].

[Тэлькын: – Напоминание умершему о Свидетельстве (примерная фрорма); об Условиях Веры; об Аде и Рае и т.д. Если предположить, что умершего звали АбдуЛлах, а его мать, – Зайнаб, то Тэлькын произносится примерно следующим образом:

«Йа АбдуЛлах, уэбне Зайнаб! Узкур маа кунта алейхи мин шахадати эн ляа иляха илляЛлах ва эннэ Мухаммадан расулюЛлах. Ва эннэ-ль-джанната хаккун, ва-н-нара хаккун, ва эннэ-с-саата атийетун ляа райба фиха, ва эннэ-льляха йеб-асу мэн фи-ль-кубуур. Ва эннэка радыйта биЛляхи Раббан, ва би-льИслами динен, ва би Мухаммадин (салляЛлаху алейхи ве селлем.) набиййан, ва би-ль-Кур’анен имамен, ва би-ль-Ка’бати кыблатан, ва би-ль-му’минине ихвана. РаббийаЛлаху ляа иляха илля Хува аляйхи тавакяльту ва Хува Раббиль-арши-ль-азыим».

– О АбдуЛлах сын Зайнаб! Вспомни и произнеси шахаду (свидетельство), в которое ты верил и произносил при жизни: «Ашхаду аль-ляа иляха илляЛлах ва ашхаду анна Мухаммаду-р-расулюЛлах». Скажи также: «Без сомненья, Рай – действителен, Ад – действителен, Воскресение после смерти – действительно, и Конец Света – действительно наступит. В этом нет никаких сомнений. Всевышний Аллах воскресит всех из могил и соберет вместе». Вспомни и не забудь, что ты принял Аллаха, как своего Господа. Ты принял Ислам своей религией, Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) – своим Пророком, Коран – своим путеводителем, Каабу – своей Кыблой, а всех мусульман признал и принял братьями. Скажи в таком случае: «Господь мой – Аллах! Нет божества кроме Него! На Него полагаюсь. Он Господь всего сущего»].

8. Соболезнование.

Нежелательно выражать соболезнование дважды. Если кто-либо не смог приехать на похороны, то может написать письмо с выражением соболезнования. Весьма желательно, чтобы соседи или ближайшие родственники в день похорон в течение суток доставляли пищу в дом, где был покойник. Когда хоронили Джафара Таййара (да будет доволен им Аллах), Пророк (мир ему и благословение Аллаха) велел доставлять в его дом пищу:

«Доставляйте семье Джафара приготовленную вами пищу, так как они заняты постигнувшим их несчастьем». [Хадис привели Абу Давуд, Тирмизи, Ибни Маджа, Байхаки и другие имамы от Абдуллаха б. Джафара.]

При встрече с мужчинами, родственниками покойного, и его пожилыми родственницами, желательно выразить соболезнование – Тазийа. (Женщины, выражают соболезнование женщинам, – близким родственницам покойного и пожилым родственникам). Соболезнование с пожеланиями терпения (Сабр) выражается в течение 3-х дней. По-прошествии трех дней после похорон, выражают соболезнование только те, кто получил печальное известие слишком поздно, а также приехавшие издалека. Соболезнование выражается и словами: «

«А’замаЛлаху аджрак уа ахсана азаэк уа гьафара ли-маййитик». – Да окажет Всевышний Аллах тебе благодеяние, да возвысит тебя степенью и позволит стойко перенести утрату, и да простит грехи покойного.

[Вопрос: С какого дня надо вести подсчет, чтобы определить 40-й, или 52-й день, или годовщину смерти нашего покойного, чтобы пригласить чтецов мавлида? Считать необходимо со дня смерти, или же со дня погребения? Отец мой умер поздним вечером, и похороны были отложены на следующий день. Весь следующий день прошел в ожидании приезда близких родственников, и погребение пришлось отложить еще на день. То есть, отец был похоронен через два дня. Получается, что мы должны начинать подсчет на два дня позже смерти? Или нет?

Ответ: Сказано в хадисе в переводе смысла: «Покойник в могиле подобен тонущему в море человеку, взывающему о помощи. Он также взывает о помощи посредством (нашего) дуа, как и тот, кто тонет в море и кричит во весь голос, в ожидании своего спасителя». [Дэйлеми].

Представим себе: Вот умер и похоронен близкий нам человек. Оказавшись в могиле, он просит, чтобы хоть кто-нибудь из живых почитал бы из Корана, дал бы кому-нибудь милостыню или совершил бы любое благое деяние, а затем бы взмолился к Аллаху, чтобы полагающиеся за это награды были направлены на облегчение его души. И вот он взывает о помощи, а мы ему скажем: «Нет, нет! Не так быстро! Пусть пройдет семь дней, или сорок дней, пусть пройдет год, вот тогда мы сделаем добрые дела, пригласим лучших чтецов корана, сделаем совместное дуа…». О, Господи! Как же это выглядит безжалостно по отношению к нашему покойному!

Знакомый имам рассказывал, как один мусульманин задал ему точно такой же вопрос: «С какого дня вести подсчет…?». Имам долго и терпеливо разъяснял ему, что это бид’ат, что совершение благих дел с последующим дуа, привязанное к определенному дню, пришло к нам из христианства, что помочь покойному необходимо при первой же возможности. Затем он спросил у того человека: – Ну как, все понятно? Да, – сказал тот ему в ответ, – тут все понятно! Однако непонятным осталось только одно: – С какого же все-таки дня надо вести подсчет для определения сорокового дня? Со дня смерти, или со дня погребения?

Нельзя задерживаться с совершением благих деяний для облегчения умершему, дожидаясь определенных дней. Есть возможность – собирай джамаат и делай дуа, и не делай того, чего нет в нашей религии. ]

Читайте также