Взято с сокращениями из 14-й части данного сборника: «Что Есть Смерть для Мусульманина».
С именем Аллаhа Милостивого, Милосердного! БисмиЛляhи-р-Рахмани-р-Рахим!
Сказано в хадисе: «Если услышите, что кто-то из мусульман умер, то после слов: «Инна лиЛлях ва инна илейхи раджиун», [«Инна лиЛлях ва инна илейхи раджиун» – часть айата 156 суры 2 – «Бакара», означающее: «…Пoиcтинe, мы пpинaдлeжим Aллaxy, и к нeмy мы вoзвpaщaeмcя!»] обратитесь с мольбой: «О, Господи! Зачисли его в ряды праведных, награди Своей милостью, воздай добром членам его семьи, прости и наши, и его грехи». [Ибни Асакир].
Все мужчины, получившие такое известие (а если нет мужчин, то все женщины) становятся обязанными совершить заупокойную молитву, в том числе – омыть тело, облачить в Кафан (саван) и захоронить по шариату. Эти обязанности из разряда «Фард-и кифаййа», означающего, что если эти обязанности выполняют необходимое количество мусульман, то остальные освобождаются от них. Если же никто не исполнит фард-и кифаййа, то виновными станут (впадут в грех) все мусульмане данного населенного пункта. Те мусульмане, которые верят в необходимость выполнения этих обязанностей, но не выполняют их, не придавая им значения, совершают большой грех. Однако человек, который не верит в необходимость этих обязанностей, является или отступником (муртад), или неверующим (кяфир). При отсутствии мужчин, заупокойную молитву дозволяется читать и женщинам. В крайнем случае, заупокойную молитву может исполнить даже одна женщина.
Перед исполнением молитвы Джаназа не произносят Азана, а лишь призывают словами:
«Ас-саляту-ль-Джаназа» – Собирайтесь на Заупокойную молитву!
1. Предварительные Условия молитвы Джаназа (Шарты):
1) Покойный должен быть мусульманином.
2) Покойник должен быть омыт. Если же покойник захоронен без полного омовения, но могила еще не засыпана, то вынимают покойника из могилы, и совершают последовательно омовение и намаз. Место для табута (Мусалла) и место для имама должны быть чистыми. Место для джамаата – по возможности. Если же такой возможности нет, то это не обязательно, так как для совершения заупокойной молитвы (исполнения Фарда), достаточно и одного имама. Фард не будет считаться выполненным, если одежда имама или обувь, или место, где он стоит, будут оскверненными. В крайнем случае, при отсутствии чистого места, дозволяется снять обувь, и встать поверх нее, если она чиста сверху.
3) Тело покойника должно быть в наличии целиком, или основные части (голова и половина туловища). Если же в наличии нет большей части туловища, или половины туловища без головы, то молитва Джаназа не читается.
4) Табут с телом должен находиться на земле или близко к земле, – на месте «Мусалла» (Сенг-и Мусалла). Если табут будет находиться на животном или на плечах людей, то намаз не будет действительным. Когда нет чистого места, дозволяется держать табут на опущенных вниз руках. Табут ставится таким образом, чтобы голова покойника приходилась по правую сторону имама.
5) Покойник должен находиться непосредственно перед имамом.
6) И у покойника, и у имама должны быть закрыты части тела, запрещенные для обозрения (Аврат).
а) Место проведения молитвы Джаназа Молитва Джаназа проводится на открытом месте. Обычно – это двор мечети или двор самого покойного. Как было сказано выше, исполнять Заупокойную молитву у могил по мазхабам Ханафи и Шафии нежелательно (Макрух), так как было сказано Пророком (мир ему и благословение Аллаха): «Кроме кладбищ и бань, вся земля является мечетью (для молитвы)». [Хадис приведен Ахмадом, Ибн-и Хиббаном, Абу Даудом, Ибн-и Маджа от Абу Саида.] Однако ученые мазхабов Малики и Ханбали считают, что у могил исполнять молитву Джаназа можно, и опираются при этом на общеизвестный хадис: «Вся земля предоставлена мне в качестве мечети и для очищения». Если же все-таки обстоятельства вынуждают исполнять молитву Джаназа у могил, то не следует это делать в сторону могил, так как в хадисе от Муслима сказано: «Не садитесь на могилы и не исполняйте молитву напротив могил». [Насаи].
б) Долги покойного. Среди долгов умершего мусульманина могут быть: и часть не отданного «Махра» (см. раздел «Никях»), и не отданные «Закят» или милостыня «Фитр», и имущество, приобретенное недозволенным способом (воровство, вымогательство, обман и т. д.). Если же он с долгами не смог рассчитаться до часа смерти, то это должны сделать его попечители или близкие родственники тут же, до помещения его в могилу. Если нет возможности выплатить сразу, то они возьмут на себя обязательство выплатить их в будущем. Пророк (мир ему и благословение Аллаха), не захотел совершить заупокойную молитву над телом мусульманина, так как за ним оставался долг в два динара, равные 2-ум мискалям (двум золотым по 4,8 грамма). Один из Сподвижников – Абу Катада аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, взял на себя долг покойного. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) уточнил у Абу Катады: «Действительно ли ты взял на себя долг этого умершего в два золотых и освободил его от долга?» и, после ответа Абу Катада «Да», провел заупокойную молитву. Отсюда видно, что и посторонний человек может взять на себя долг покойного, чтобы избавить его от этого перед погребением. В таких случаях, лучше получить подтверждение от человека, который берет на себя долг покойного, что он прощает ему этот долг (пусть будет покойному Халяль). Это подтверждение полностью освободит покойного от долга.
2. Фарды и Сунны молитвы Джаназа.
По мазхабу Ханафи существуют Два Рукна (Фарда) при исполнении заупокойной молитвы:
1) Произнесение Намерения и 4-х кратного Такбира.
2) Исполнение молитвы Стоя. [Принятие Намерения так же Обязательно (Фард), как и другие Предварительные Условия (Шарты), соблюдение которых необходимо перед всеми молитвами. (см. выше главу «Обязательные Предписания»).]
Не дозволяется без уважительных причин исполнять молитву сидя на земле или верхом на животном. Это допустимо лишь в том случае, когда невозможно спуститься с животного из-за сильного дождя или грязи.
Приветствие в обе стороны после четвертого Такбира у ханафитов является предписанием степени Ваджиб (близким к фарду).
Три весьма желательных условия (Сунна) молитвы:
1) Произнести «Субханака».
2) Произнести «Салават», как это делается перед каждой мольбой.
3) Обратиться с мольбой к Аллаху субхана-Ху ва тааля (в какой-либо форме, известной по Корану или Сунне) о прощении грехов покойного.
Заупокойная молитва не исполняется в 4-х случаях:
1. Если мусульманин погиб в сражении в составе мятежников против законно избранного Халифа (правителя).
2. Если умерший был убит при совершении им грабежа, разбоя. Но, если участник разбоя или грабежа скрылся с места преступления, а затем был схвачен, приговорен Шариатским Судом и умер в результате наказания суда или был казнен по приговору суда, то в таких случаях их тела омывают и читают заупокойную молитву.
3. Не совершается заупокойная молитва над телами противника, погибших в схватке, если они угнетали других людей, отличались жестокостью и варварством.
4. Не совершается молитва над человеком, если он был убит при вооруженном вторжении в чужое жилище.
Если человек убил мать или отца, то над ним не исполняется заупокойная молитва, если он будет лишен жизни по приговору Шариатского Суда.
Если человек совершил самоубийство, то, по основным фетвам мазхабов Ханафи и Шафии, тело его подлежит омовению и над ним необходимо прочитать заупокойную молитву. [По мнению некоторых муджтахидов мазхаба Ханафи, среди которых Абу Йусуф (113182/731-798) и Ибн-и Хумам (790-861/1388-1457) да будет милостив к ним Аллах, молитва Джаназа над самоубийцами не читается. Их доводом служит хадис от Джабира б. Сэмура (приведенный у Муслима), в котором говорится: «Однажды к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) было доставлено тело человека, лишившего себя жизни, однако он не стал читать над ним молитву Джаназа».] Сказано было в хадисе: «Совершайте саляту’д-джаназа каждому умершему мусульманину, даже если он совершил самоубийство». [Дэйлеми].
3. Время молитвы Джаназа и желательность джамаата.
По мазхабу Ханафи существует пять временных отрезков, в которые исполнение каких-либо молитв весьма нежелательно, а точнее близко к Хараму (Тахриман Макрух). Вспомним эти периоды:
1) Время восхода Солнца.
2) Время захода Солнца.
3) Время прохождения Солнцем зенита.
4) Время, следующее после исполнения Утренней молитвы (Саляту-льФэджр) до восхода Солнца.
5) Время, следующее после исполнения Послеполуденной молитвы (Саляту-ль-Аср) до захода Солнца. [Шафииты полагают, что молитву Джаназа можно исполнять в любое время.]
Кроме указанных по мазхабу Ханафи пяти нежелательных периодов, эта молитва не имеет других временных ограничений, как в других молитвах. То есть, молитва Джаназа Обязательна (Фард) к выполнению, но ее выполнение не связано с условием исполнения этой молитвы в определенное время.
Эта молитва также не ограничена условием выполнения ее в составе джамаата. Скорее, присутствие джамаата на молитве Джаназа является сунной, так как об этом сказано в хадисе: «Если умрет какой-либо мусульманин, и на его Заупокойной молитве будет присутствовать сорок человек, не придающие Аллаху никакого сотоварища, то Всевышний Аллах примет их заступничество в отношении покойного». [Хадис приведен у Муслима.]
4. Действительность молитвы Джаназа.
Для того чтобы исполненная мусульманином молитва Джаназа была Действительной (Сахих), необходимо наличие у него, как и в других молитвах, следующих признаков:
а) Он должен быть разумным, дееспособным мусульманином;
б) Быть в состоянии омовения, с укрытым авратом;
в) Молитва должна быть исполнена с конкретным намерением, в чистой одежде, на чистом месте и в сторону Кыблы.
5. Кто может быть имамом на молитве Джаназа?
При ведении заупокойной молитвы, имамами могут быть: глава государства; в случае его отсутствия – глава правительства; затем – правитель области; затем последовательно главы района, города, деревни или их представители; затем идут по очередности – кадий и местный имам. После них наступает очередность опекунов. Если опекун покойника благочестивый мусульманин, то он сам может вести молитву вместо местного имама. Имеется в виду, что опекун – мужчина. Женщина или ребенок не могут быть опекунами. Опекунами могут быть только родственники по крови – мужчины. К примеру, – муж не может быть опекуном, но в отсутствии опекуна, молитву может провести и муж. Очередность опекунства, а значит и ведения молитвы, следующая: отец; сын; брат; дядя; и, наконец, при отсутствии и мужа, имамом становится кто-либо из соседей. Опекуны могут предложить вести молитву любому человеку со стороны. Если кто-либо провел заупокойную молитву без разрешения опекуна (при очередности какого-либо должностного лица и самого опекуна вести молитву), то опекун имеет право провести под своим началом повторную молитву или для повторной молитвы назначить другого имама.
6. Молитва Джаназа при наличии нескольких покойников одновременно.
При нескольких покойниках, лучше провести заупокойную молитву для каждого в отдельности. Но дозволяется и всем одновременно! В этом случае расположение тел должно быть следующим: голова каждого последующего тела должна быть со стороны ног предыдущего покойника. То есть табуты (носилки) должны быть поставлены в один ряд – голова к ноге. Если смотреть со стороны имама, вставшего для исполнения намаза, то голова покойника должна быть справа. Имам должен встать против тела более заслуженного покойника, табут которого обычно ставят посередине. Таким образом, часть табутов будет находиться справа, а часть слева от имама.
Разрешается ставить табуты и друг за другом перед имамом. Особенно в случаях, когда несколько умерших разного пола и возраста. В первых рядах должны ставиться табуты с мужчинами, затем табуты с мальчиками, затем идут женщины и в конце – табуты с девочками. И так, все друг за другом. Имам должен стоять в этом случае на уровне груди всех покойных.
7. Где располагается имам перед молитвой Джаназа и как принимается намерение?
Имам становится лицом в сторону Кыблы напротив груди покойного или покойницы. Джамаат выстраивается в ряды за имамом. При возможности, желательно составить не менее трех рядов. Имам должен знать, какого пола покойник. Об этом сообщается джамаату, и все вместе принимают соответствующее намерение: «Принимаю намерение ради Аллаха читать заупокойную молитву мужчине (или женщине), и намереваюсь произнести мольбу о спасении покойного. Следую стоящему впереди имаму».
Люди, ожидающие на месте исполнения заупокойной молитвы (Мусалла), должны вставать только после того, как табут с телом покойного будет поставлен на землю или на камень (Сенг-и Мусалла). [О том, что нельзя почтительно вставать при виде носилок с покойником, пишется в книгах «Мaраки’ль-Фалях» и «Дурру’ль-Мухтар». Хадис, предписывающий делать это, был впоследствии отменен.]
8. Способ Исполнения Молитвы Джаназа.
Молитва Джаназа читается стоя, с 4-мя Такбирами. Здесь нет ни Руку’у ни Суджуда.
1) Вначале принимается намерение: «Намереваюсь исполнить молитву ради Аллаха и произнести мольбу (Дуа) ради спасения покойного».
2) Поднимают раскрытые ладони до уровня головы и, касаясь большими пальцами до мочек ушей, произносят за имамом:
1-й Такбир (Вступительный): «Аллаху Акбар»! Затем складывают руки на поясе ниже пупка, обхватывая большим пальцем и мизинцем правой руки кисть левой, и читают тихо (шепотом): «Субханака аллахумма ва бихамдика ва табаракасмука ва тааля джаддука ва джелле санаука ва ляа иляаха гайрук». Ни Фатиха, ни краткая сура здесь не читаются. После этого (не поднимая рук и здесь, и при следующих Такбирах), произносится
2-ой Такбир: «Аллаху Акбар», – этот Такбир и последующие Такбиры имам произносит вслух, а джамаат повторяет тихо (шепотом). Следом читается Салават, который обычно произносят в конце молитв: «Аллахумма салли…» и «Аллахумма барик…». После этого произносится:
3-й Такбир: «Аллаху Акбар», и читается Джаназа дуа:
«Аллахуммагфир ли хаййина ва маййитина ва шахидина ва гаибинаа ва закарина ва унсана ва сагирина ва кабирина» – О Господи! Прости нас живущих и покойных, присутствующих здесь и отсутствующих мужчин и женщин, и младших и старших.
«Аллахумма мэн ахйайтаху минна фа ахйихи алаль ислам ва мэн таваффайтаху мина ва таваффаху аляль иман» – О Господи! Создай наших будущих потомков мусульманами! И умертви нас в назначенное время верующими!
Далее, в зависимости от того, кем является покойник, читается одна из следующих (дуа):
а) Если покойный мужского пола, то читается: «Ва хусса хазальмаййита бирравхи варрахати валь-магфирати варридван. Аллахумма ин кана мухсинан фазид фи ихсанихи ва ин кана мусиан фатаджаваз анху ва лаккихиль’эмнэ вальбушра валькарамата ваззульфа бирахматика йа архамыррахимийн». – О Аллах! Дай возможность этому покойному получить Твою милость, прощение, покоя и благополучия. О Аллах, если этот покойный совершал благие деяния, то молим Тебя, – вознагради его. Если же покойный совершал плохие деяния, то молим Тебя – не наказывай его, прости его. Мы молим, избавь его от страха, обрадуй его сообщением о Своей милости, позволь ему достичь высоких степеней загробного мира, о Аллах, – самый Милостивый из всех милостивых!
б) Если покойный женского пола, то читается такая же мольба с тем же смыслом, меняя обращение мужского рода на женский:«Ва хусса хазихи-ль-маййитата бирравхи варрахати валь-магфирати варридван. Аллахумма ин кана мухсинан фазид фи ихсанихи ва ин кана мусиан фатаджаваз анху ва лаккихиль’эмнэ вальбушра валькарамата ваззульфа бирахматика йа архамыррахимийн».
в) Если умерший – ребенок мужского пола, читается: «Аллахуммадж’альху ляна фаратан вадж’альху ляна аджран ва-з-зухра. Аллахуммадж’альху ляна шафиан ва мушаффаа” – О Аллах! Сделай так, чтобы этот ребенок встретил нас в Раю и был для нас Райским подарком. О Аллах! Молим Тебя, сделай так, чтобы этот ребенок был нашим заступником (в Судный День) и прими его заступничество.
г) Если же ребенок женского пола, то читается такая же дуа, со сменой рода: «Аллахуммадж’альха ляна фаратан вадж’альха ляна аджран ва зухран вадж’альха ляна шафиатан ва мушаффаатан».
Если, кто-то не знает на память какой-либо вариант мольбы «Джаназа», то, после 3-его такбира читает мольбу «Кунут» из молитвы «Витр», или в качестве мольбы 201-й аят суры 2 – «Бакара» – «Раббанаа атинаа…». Не знающие и эту мольбу, читают суру «Фатиха», с намерением мольбы к Аллаху субхана-Ху ва тааля. Затем произносится:
4-й Такбир: «Аллаху Акбар»! После чего опускаются руки вдоль тела, и дается приветствие направо и налево. По мнению большинства ученых, после этого Такбира дуа не рекомендуется. Некоторые ученые рекомендовали читать здесь в виде мольбы аят 201 суры 2 – «Бакара»: «Раббанаа атинаа фиддуньяа хасанатан ва фи-ль-ахирати хасанатан ва кына азаб-ан-нар» – Гocпoди нaш! Дapyй нaм дoбpo и в ближнeй жизни, и в загробной, и зaщити нac oт нaкaзaния oгня,
или же аят 8 суры 3 – «Ал-и Имран»: «Раббана ля тузи’кулубена ба’де из хедейтена вехеб лена мин ледунке рахмех, иннеке энтельваххаб» – Гocпoди нaш! He yклoняй нaши cepдцa пocлe тoгo, кaк Tы вывeл нac нa пpямoй пyть, и дaй нaм oт Teбя милocть: вeдь Tы, пoиcтинe, – Дарующий!.
Если же имам после 4-го Такбира будет делать Дуа, а затем по ошибке произнесет 5-й Такбир, то джамаат этого не делает, а ждет, чтобы отдать приветствие после имама.
Некоторые разъснения по исполнению молитвы:
а) Некоторые мусульмане, при произнесении имамом 2-го, 3-го, 4-го Такбиров, поднимают голову в такт Такбиру. Это является ошибкой. При чтении молитвы, никакие части тела не должны двигаться без необходимости.
б) Если место исполнения молитвы Джаназа не очень чисто, или испачкана подошва обуви, то надо снять обувь и встать на нее.
9. Действия Опоздавшего на молитву Джаназа (Масбук) Опоздавшему к началу молитвы, необходимо дождаться произнесения имамом очередного Такбира, и произнеся Такбир, приступить к молитве. Намерение надо принять как на произнесение вступительного Такбира. После окончания имамом молитвы, опоздавший произносит пропущенные Такбиры, и, ничего не читая, выходит из молитвы, отдав приветствие направо и налево. Если же опоздавший прибудет после произнесения 4-го Такбира, то, ввиду невозможности произнесения какого-либо Такбира вместе с имамом, будет считаться, что он упустил возможность участия в Заупокойной молитве.
[По мазхабу Шафии опоздавший (Масбук), успевший присоединиться к молитве до того, как имам произнесет 2-й Такбир, произносит Такбир и читает тихо суру «Фатиха». Если, до начала чтения им «Фатихи», имам произнесет следующий Такбир, то Масбук, ничего не читая, произносит за имамом следующий Такбир, так как в этом положении обязанность чтения Корана с него снимается. После того, как имам произнесет приветствия, масбук обязан (Ваджиб) восстанавливать пропущенные им Дуа и Такбиры.]
Что может нарушить Заупокойную молитву?
Заупокойная молитва может быть нарушена по тем же причинам, из-за которых могут быть нарушены обычные молитвы. Однако есть исключение – молитва мужчин при исполнении Джаназа не нарушится, если в одном ряду с ними встанут и женщины. [Это обусловлено тем, что в данной молитве нет ни Руку’у, ни Суджуда].
10. Исполняется ли молитва Джаназа после захоронения, и возможно ли повторение этой молитвы до захоронения?
По мазхабам Ханафи и Малики является весьма нежелательным действием читать молитву Джаназа, если она уже была исполнена в составе джамаата. Если же молитва была исполнена кем-либо в одиночку, то тогда исполнение ее вновь в составе джамаата становится желательным.
Если при опускании тела покойного в могилу станет известно, что покойному не было совершено омовение, то, до засыпки могилы, покойника можно вынуть из могилы и, совершив омовение тела, исполнить заупокойную молитву, а уж затем похоронить.
Ученые единодушны в том, что дозволяется исполнение Заупокойной молитвы и после захоронения, если перед этим совместная молитва не была прочитана, так как Пророк (мир ему и благословение Аллаха) исполнил молитву Джаназа у могилы одной женщины из ансаров.
[Хадис приведен у Ибн-и Хиббана и Хакима через Харриса б. Зэйда б. Сабита. Утверждения о том, что на 40-й день у покойника отпадает нос, а на 53-ю ночь начинается разложение, не могут считаться верными. Эти процессы зависят от множества причин, созданных Всевышним Аллахом. Сюда входят и погодные условия, и образ жизни покойного, и множество других условий. Любые действия по отношению к покойному, являются поклонением Аллаху, хвала Ему Всевышнему. Поклонения же совершаются только на основе айатов Священного Корана, указаний Сунны и решений (Иджтихада) Муджтахидов. Выводы Муджтахидов также опираются на Коран, Сунну, и на согласованное мнение (Иджма) ученых первых трех поколений мусульман. Способы поклонений, за которые ожидаются вознаграждения (эджр) Аллаха, не могут изменяться по предположениям того или иного «знатока». И те люди, которые меняют способы поклонений по своему разумению, отступают от истины.]
По мазхабу Ханафи допускается чтение молитвы Джаназа после захоронения (если ранее это не было сделано) в течение периода, за которое тело покойника предположительно не начало разлагаться.
11. Исполняется ли молитва Джаназа при отсутствующем теле покойника?
По мазхабам Ханафи и Малики не дозволяется читать молитву Джаназа, когда тело покойного не выставлено перед имамом, а находится гделибо в другой местности. Тот факт, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) исполнял молитву Джаназа при отсутствующем теле покойного Асхамы ан-Нэджашы, рассматривается учеными этих мазхабов как частный, исключительный случай.
12. Читается ли молитва Джаназа мертворожденным детям?
По мазхабу Ханафи: Если ребенок при рождении подал голос, или же если после появления большей части тела, ребенок подал любые другие признаки жизни, то такой ребенок омывается, заворачивается, ему дают имя и над ним читается Заупокойная молитва.
Если же ребенок при рождении не подал никаких признаков жизни, то его омывают, дают имя, и, завернув в один кусок материи, хоронят без чтения над ним Молитвы Джаназа. Ханафиты опираются в этом вопросе на хадис от Али (да будет доволен им Аллах):
«Если голоса не было, то над выкидышем молитву не читают. Если ребенок успеет подать голос (и затем умрет), то над ним читается молитва, оплачивается дийат (искупление виновного), он становится и наследником и наследодателем. Когда же голоса нет, то нет ни молитвы, ни дийата, и у него нет права наследования». [Хадис передал Ибни Адий. Похожий хадис был передан от Ибн-и Аббаса: «Если ребенок успеет подать голос, то исполняется молитва, и он становится наследником». В другом похожем хадисе от Тирмизи, ан-Насаи, Ибн-и Маджа и Джабира говорится: «Если голоса не было, то нет над ребенком молитвы. Он не может считаться ни наследником, ни наследодателем».]
Дийат за мертворожденного ребенка, но успевшего подать голос, выплачивает виновный в гибели ребенка в размере пятидесяти динаров. [Здесь имеется в виду, что преждевременные роды или выкидыш произошел по чьей-то конкретной вине, которая была установлена Шариатским судом. Подробнее о Наказаниях за преступления и о «Дийате» (материальном возмещении) в 14-й части книги «Сборник Религиозных Правил» в разделе «Укубат».]
По мазхабу Шафии считается, что если ребенок родился мертвым до положенного ему срока, то молитва над ним не читается. Если же мертвый ребенок появился на свет в положенный ему срок, то над ним обязательно надо читать молитву Джаназа. Шафииты опираются на хадис от Мугиры б. Шубэ: «Над мертворожденным ребенком надо исполнить молитву и обратиться с мольбой о прощении его родителей и ниспослании им благости». [Тирмизи признал этот хадис как «хасэн-сахих»].