ПРАЗДНИЧНЫЕ МОЛИТВЫ (Саляту-ль-Идайн).

by Admin

Существуют две праздничные молитвы («Саляту-ль-Идайн»). Молитва в праздник Рамадан – «Ид-уль-Фитр» проводится в первый день месяца Шавваль. Молитва в праздник Курбан – «Ид-уль-Адха» проводится в десятый день месяца Зуль-хиджа. [По мазхабу Шафии нет степени ответственности «Ваджиб». Ввиду этого, исполнение Праздничных Молитв и убой жертвенного животного (Курбан) являются в этом мазхабе обязанностями по Сунне, очень близкой к фарду.]

Мужчины, обязанные присутствовать на Пятничной молитве, обязаны присутствовать и на молитве Праздничной. Праздничные молитвы исполняются только совместно.

Исполнение Праздничных молитв – Ваджиб. То есть, обязанность исполнения их очень близка к разряду Обязательных (Фард) молитв. Правила исполнения этих молитв очень схожи с правилами исполнения Пятничной молитвы. Разница в том, что в Праздничных молитвах, Хутба является Сунной, и исполняется после молитвы.

Что рекомендуется в праздник «Ид-уль-Фитр» (Рамазан Байрам)?

В праздник «Ид-уль-Фитр» рекомендуется перед молитвой: совершить полное омовение; использовать мисвак (спец. палочку для очищения зубов) или зубную щетку; съесть что-либо сладкое (напр. финики); надеть самые лучшие одежды; подушиться благовониями; по пути в мечеть тихо произносить праздничные Такбиры: «Аллаху Акбар, Аллаху Акбар, ля иляха илляЛлаху ваЛлаху Акбар. Аллаху Акбар ва лиЛляхиль-хамд». Отдать милостыню «Фитр» до исполнения молитвы.

Что рекомендуется в праздник «Ид-уль-Адха» (Курбан Байрам)?

Начиная с утреннего намаза за день до праздника «Ид-уль-Адха» (с 9-го зуль-хиджа – в день Арафат), и заканчивая после предвечернего намаза 4-го дня праздника (всего 5 дней: 9-10-11-12-13 Зуль-хиджа), после каждого «саляма» исполненных 23-х фард намазов, 1 раз необходимо (ваджиб) произнести «Ташрик Такбиры»: «Аллаху Акбар, Аллаху Акбар, ля иляха илляЛлаху ваЛлаху Акбар. Аллаху Акбар ва лиЛляхиль-хамд».

В день этого праздника, до праздничной молитвы, не рекомендуется что-либо есть. А после праздничной молитвы, при наличии возможности, желательно начинать прием пищи с кусочка приготовленного мяса жертвенного животного. По пути в мечеть желательно произносить вслух «Ташрик Такбиры». В случае, когда есть уважительная причина, Такбиры можно произносить и тихо. Если первый день праздника совпадет с Пятницей, то по мазхабу Ханафи в этот день необходимо исполнять и Праздничную и Пятничную молитвы в соответствии с временем исполнения каждой из них. Если утром первого праздничного дня будет необходимость в Заупокойной (Джаназа) молитве, то вначале исполняется Праздничная молитва, затем – молитва Джаназа. Так как Праздничная молитва Обязательна для всех. Молитва Джаназа исполняется перед Праздничной Хутбой. [Так как праздничная хутба является сунной, а молитва Джаназа – фард-и кифайа.]

Начало времени исполнения Праздничных молитв – спустя 45 минут после восхода солнца и до полудня. Праздничные молитвы читаются по два ракаата и совместно. Способ исполнения этих молитв такой же, как и утренней молитвы, а отличаются лишь произнесением большего количества такбиров.

Способ исполнения Праздничных молитв.

Когда джамаат соберется в определенное время в назначенном месте, молитву начинают без возглашения Азана и Икамат. Джамаат выстраивается в ряды, как на совместной молитве, и имам начинает молитву как обычно:

1) Принимается намерение.

2) Произносят Вступительный Такбир (Тахрима), предварительно коснувшись большими пальцами рук мочек ушей.

3) Читают тихо «Субханака…». После этого, имам трижды произносит вслух такбир «Аллаху Акбар», а джамаат тихо повторяет за ним. (Эти такбиры называются «Такбир-уль-Заид» – «Дополнительные Такбиры»).

4) При каждом такбире руки вскидываются вверх так же, как и при Вступительном Такбире, и только дважды опускаются вниз. Праздничные такбиры не произносятся быстро, друг за другом. Между двумя такбирами необходимо выдержать паузу, достаточную для произношения как минимум трех тасбихов.

5) После третьего такбир-уль-заида, руки не опускаются вниз, а соединяются как обычно на поясе под пупком. После чего тихо читается «Аузу… БисмиЛля…».

6) Затем, имам вслух читает суру Фатиха и еще что-либо из Корана (замми сура). После этого все, как обычно, совершают вслед за имамом Руку’у и Суджуд и встают на следующий ракаат.

7) Второй ракаат начинается как обычно. После прочтения имамом Фатихи и замми суры, снова, как и в первом ракаате, трижды произносится такбируль-заид, и трижды руки опускаются вниз.

8) Затем, не вскидывая вверх руки, произносится четвертый такбир, относящийся к Руку’у, и исполняют поясной поклон – «Руку’у».

9) Далее продолжают так же, как и в обычных молитвах, и заканчивают молитву приветствием.

Таким образом, в первом ракаате произносятся три такбира между Субханака и сурой «Фатиха». Еще три такбира – во втором ракаате после прочтения короткой (замми) суры. Эти шесть такбиров являются ваджиб, так же как и все такбиры, связанные с поясным поклоном – Руку’у. Вступительный такбир, как и во всех молитвах обязателенфард. Остальные такбиры относятся к разряду «сунна».

Праздничная Хутба

Хутба на праздничных молитвах читается после исполнения молитвы и является Сунной.

1) Перед Праздничной Хутбой Азан не читается.

2) Имам после молитвы поднимается на Минбар и, не садясь, приступает к Такбирам.

3) Хутба предваряется девятью Такбирами, произнесенными друг за другом без пауз, после которых имам приступает к первой Хутбе.

4) После первой Хутбы, имам произносит еще семь Такбиров и приступает ко второй Хутбе.

5) Когда имам произносит на Минбаре такбиры, джамаат тихо! повторяет за ним, так как при Хутбе никому из джамаата не дозволено подавать голос. Это предписание – Ваджиб!

6) На Хутбе праздника Рамадан, имам произносит такбиры, тасбихи, тахлили, тахмиды и салаваты. [Такбир: – «Аллаху Акбар»; Тасбих: – «СубханаЛлах»; Тахлиль: – «Ля иляха ильляЛлах»; Тахмид: – «АльхамдулильЛях»; Салават: – «Аллахумма салли аляа…». «Аллахумма барик аляа…».] Вместе с этим даются наставления и обращения с мольбой к Аллаху тааля. Проповедь ведется, в том числе и о милостыне Фитр, которую раздают мусульмане, имеющие определенный минимальный достаток, тем, которые не имеют ничего (см. раздел Фитр).

7) На Хутбе праздника Курбан имам произносит такбиры, тасбихи, тахлили, тахмиды и салаваты, а в проповеди подробно говорит о празднике и жертвоприношении в эти дни – о Курбане.

Опоздание на Праздничную молитву.

Опоздавший мусульманин должен действовать следующим образом:

1) Опоздавший на Вступительный Такбир (но успевший до поясного поклона (Руку’у) первого ракаата), сразу произносит тихо Вступительный Такбир и присоединяется к молитве.

2) Если же опоздавший успел на Руку’у, то в зависимости от ситуации действует следующим образом: а) Если он видит, что успевает застать имама в положении Руку’у, произнеся Вступительный Такбир и такбир-уль-заиды, то произносит их стоя, и продолжает молитву с имамом. б) Если чувствует, что времени не хватит, то произносит стоя лишь Вступительный Такбир и идет на Руку’у. И здесь в пложении Руку’у, вместо тасбихов, опоздавший произносит пропущенные такбир-уль-заиды.

3) Но если пропущен и первый ракаат, и такбир-уль-заиды этого ракаата, то после произнесения Вступительного Такбира, опоздавшему (Масбуку) надо произнести еще и такбир-уль-заиды и далее следовать имаму.

4) Если же опоздавший успел лишь ко второму ракаату, то продолжает как и в других молитвах. То есть, после приветствия имама встает для восполнения первого ракаата. Вначале, как и всегда, читает суру Фатиха и еще чтолибо из Корана (замми суру), затем произносит тихо три такбир-уль-заида, и с обычным такбиром идет на Руку’у. После чего, продолжая так же, как и в других молитвах, заканчивает молитву приветствием.

5) Масбук, успевший только к сидению в конце молитвы (аль-Ку’уд-ильахыр), после приветствия имама встает и исполняет молитву так же, как исполнял бы ее с самого начала.

6) Однако, если опоздавший на молитву мусульманин присоединился к молитве уже после Ташаххуда или после Суджуда ас-Сахв перед самым приветствием имама, то в этом случае он уже не встает для восстановления пропущенного, так как Пропущенной считается вся молитва. А пропущенная одним человеком Праздничная Молитва восстановлению не подлежит.

Читайте также