Семь Условий для Действительности Пятничной Молитвы.
Условие 1. Пятничная молитва должна читаться в городе, имеющем представителя власти. Ученые говорят: «Это такой населенный пункт, где самая большая мечеть не вмещает весь джама’ат». В больших городах, где не могут все желающие поместиться в главной мечети, молитву эту можно читать и в следующих по величине больших мечетях города, и так далее. В таких случаях другие районы города обретают статус отдельного населенного пункта со всеми вытекающими обстоятельствами. Однако по фетвам некоторых ученых мазхаба Ханафи, а также большинства ученых 3-х мазхабов, в городах, где несколько мечетей, пятничная молитва действительна (Сахих) только в одной мечети города! В таких случаях, когда в остальных мечетях действительность Пятничной молитвы подпадает под сомнение, из осторожности, после 10-ти ракаатов Пятничной молитвы, исполняют еще 4 ракаата с намерением исполнить: «Обязательную для меня Неисполненную Последнюю Полуденную молитву, на время которой я успел», а также 2 раката с намерением сунны Полуденной молитвы. [«Радду’ль-Мухтар аля’д-Дурри’ль-Мухтар Шархи Танвири’ль-Эбсар»- книга Имама Ибни Абидина].
Условие 2. Имам должен иметь разрешение от местной власти. [В современных условиях, имам должен иметь разрешение от Муфтия (Председателя Духовного Управления мусульман), полномочия которого утверждены представительным органом народа.] Или же, молитву может вести человек, уполномоченный этим имамом. Если же молитву ведет человек не получивший разрешения, но за ним эту пятничную молитву читает тот, кто имеет полномочия на это, то молитва эта действительна (Сахих). Исключения составляют те случаи, когда ни представители власти, ни люди, получившие от них разрешение, не присутствуют в мечети. Тогда пятничную молитву может вести имам, избранный джама’атом.
Условие 3. Исполнять молитву во время, отведенное для полуденной молитвы. После чтения хутбы имам может и сам возглавить пятничную молитву, и может поручить вести молитву другому человеку, но только из числа присутствовавших на хутбе. Не присутствовавший на хутбе, – не может вести пятничную молитву.
Условие 4. Читать хутбу в определенное время. До начала Хутбы дозволено осторожно, не давя на плечи и не наступая на полы одежды сидящих, пройти в сторону михраба или минбара, чтобы занять свободные места. После того, как имам (Хатиб) поднимется на минбар для произнесения Хутбы, членам джамаата запрещено ходить, разговаривать, исполнять намаз, произносить зикр и т.п. При обращении имама-хатиба к Аллаху с мольбой (дуа), никто из джамаата не должен произносить «Амин» ни вслух, ни шепотом, а лишь в душе. Также и салаваты не произносятся вслух, а лишь сердцем (в душе). То есть, при чтении Хутбы, присутствующим запрещено все то, что запрещено и при исполнении молитвы. Этот строгий запрет касается и тех, кто сидит далеко, в задних рядах и не слышат Хутбу, и тех, кто не понимает ее смысл. Муаззины так же должны молчать при чтении Хутбы. Имаму-хатибу запрещено так же говорить о чем-либо мирском между Хутбой и Намазом.
Условие 5. Читать хутбу перед обязательной пятничной молитвой. При этом необходимо присутствие хотя бы одного мужчины в здравом уме. Если хутбу слушали только женщины и дети, то такая хутба не действительна.
Условие 6. Читать пятничную молитву совместно. По мазхабу Ханафи, кроме имама необходимо наличие джама’ата в количестве 3-х мужчин, [По иджтихаду имама Абу Йусуфа пятничная молитва будет действительной (Сахих) и в том случае, если на молитве кроме имама присутствовали всего двое дееспособных мужчин.] находящихся в здравом уме. [По мазхабу Малики на Пятничной молитве необходимо наличие джама’ата не менее 12-ти, а по мазхабам Шафии и Ханбали не менее 40 (сорока) местных мужчин (не мусафиров). Если же на молитве присутствуют более сорока человек, то имамом может быть и из числа мусафиров.] Причем, если все слушавшие хутбу ушли, а молитву исполняли другие мужчины, то молитва эта действительна – сахих. По мазхабу Ханафи и больные (в здравом уме), и гости входят в состав джама’ата.
Условие 7. Двери мечети, где проводится молитва, держать открытыми для всех. Не будет действительной пятничная молитва, прочитанная за закрытыми дверьми. Но, в особых случаях допускаются исключения. Например, можно закрыться с целью недопущения внутрь девушек, молодых женщин, чтобы предотвратить сплетни, раздоры.