Если в пределах слышимости человека, читающего фард (обязательную молитву), начнут читать обязательную Совместную молитву, то самостоятельную молитву нужно прервать и присоединиться к джама’ату.
Делается это следующим образом:
1) Если он в это время стоя читает 1-й ракаат 4-х ракаатной молитвы и еще не успел совершить суджуд, то ему необходимо остановить свою молитву, дав приветствие на правую сторону, и следовать за имамом.
2) Если он закончил суджуд 1-го ракаата 4-х ракаатной молитвы, то ему надо совершить еще один ракаат, и после окончания 2-х ракаатов, отдав приветствие, встать за имамом.
3) Если он стоя читает 3-й ракаат и еще не успел совершить суджуд 3-его ракаата, то ему надо остановить свою молитву и, отдав приветствие на правую сторону, следовать за имамом.
4) Если он уже совершил суджуд 3-его ракаата, то ему необходимо закончить и 4-й ракаат и отдать положенные приветствия. (После приветствия ему весьма желательно встать на совместную молитву и прочитать 4 ракаата дополнительной (для себя) молитвы за имамом. Но этого не следует делать при чтении Предвечерней молитвы (Саляту-ль-Аср), так как после Саляту-ль-Аср, чтение дополнительных молитв запрещено до полного захода солнца. Не читаются дополнительные молитвы и до восхода солнца после Утренней молитвы (Саляту-ль-Фаджр).
5) Если он читает утреннюю или вечернюю молитвы, то эти молитвы прерываются и после суджуда первого ракаата. Если же он совершил суджуд 2-го ракаата, то необходимо заканчивать молитву самостоятельно. После этого присоединяться к совместной молитве не нужно.
6) Если он читает очередную сунну с намерением восстановления пропущенного фарда (при пропуске подряд 5-ти обязательных молитв), то молитву не прерывает, даже если начинается хутба. Если читалась 4-х ракаатная молитва, то дается приветствие после 2-х ракаатов, а остальные 2 ракаата дочитываются после совместной молитвы. Если читался уже 3-й ракаат, то дочитываются без прерывания все 4 ракаата. [Объясняется это следующим: Как известно, чтобы быть в числе читающих молитвы без пропуска (Сахиб-и тертиб), нельзя пропускать подряд более 5-ти обязательных молитв. Если мусульманин по уважительной причине пропустит 5 молитв подряд плюс «Витр», а потом успеет их возместить в порядке очередности до прочтения 6-ой молитвы, то он остается в числе благочестивых мусульман, читающих молитвы без пропусков (Сахиб-и тертиб). Если же кто-либо пропустил по забывчивости более 5-ти молитв фард, то при восстановлении их необязательно соблюдать порядок очередности, так как он на это время, увы, перестал быть Сахиб-и тертиб.]
Итак:
1. Если человек прерывает начатую дополнительную молитву (любая молитва, исполненная до или после очередного фарда, является сунной, – то есть дополнительной для этого времени), то он будет обязан эту молитву возместить (в пределах времени этой молитвы).
2. Если человек пропустил фард Утренней молитвы, то может восстановить ее вместе с сунной до начала времени полуденной молитвы. Если не успеет восстановить в это время, то после полуденной молитвы этого дня восстанавливается только фард пропущенной утренней молитвы. Сунна не подлежит восстановлению.
3. Если человек, пропустил или прервал сунну Полуденной или Пятничной молитв, то восстанавливает их после фарда (в пределах времени данной молитвы). Возможен ли уход из мечети после чтения Азана или Икамат Находящемуся в мечети мусульманину не дозволяется выходить без уважительной причины после чтения «Азана», не совершив предстоящую молитву совместно. Уважительными причинами для ухода после «Азана» являются следующие:
а) человек направляется в мечеть своего района, деревни, в которой привык читать молитву;
б) человек выходит из мечети, из боязни пропустить урок или проповедь своего наставника;
в) человек направляется для чтения данной молитвы в мечеть по месту своей работы;
г) человек уже прочитал обязательную молитву этого времени. При этом необходимо помнить, что читать в мечети самостоятельно обязательную молитву данного времени раньше джама’ата весьма и весьма нежелательно. Но, как только будет произнесен «Икамат», все эти причины перестают быть уважительными.
Если человек к этому времени уже прочитал обязательную молитву, то должен действовать следующим образом:
1) При чтении полуденной и ночной молитв, читает с джама’атом дополнительную для себя молитву;
2) При чтении Утренней и Предвечерней молитв из мечети не только можно, но и необходимо выйти, так как до полного восхода и до полного заката солнца читать дополнительные молитвы запрещено. Выходить нужно и при чтении вечерней молитвы, так как дополнительные молитвы могут быть 2-х или 4-х ракаатными, и поэтому невозможно будет следовать за имамом, читающим молитву в 3 ракаата.
Может возникнуть вопрос: «Зачем выходить, нельзя ли оставаться в мечети». Нет нельзя! Пренебречь совместной молитвой, находясь в мечети, является грехом. А читать дважды одну и ту же обязательную молитву не разрешается. Следовательно, в таких случаях уж лучше выйти.