1) Главным условием при выборе является то, чтобы избранный имам был из числа последователей одного из 4-х мазхабов Суннитов и отличался от других кандидатов лучшим знанием правил омовения и ведения молитвы.
2) Если таких претендентов несколько, то из них избирается тот, кто правильнее читает Благородный Коран.
3) Затем избирается из них тот, кто более осторожен в отношении сомнительного и наиболее благочестив.
4) И при этих равных достоинствах, избирается старший по возрасту.
Уже после этого учитывается по порядку: лучший характер, симпатичность, родословие, голос, одежда, богатство и положение в обществе. И при этих равных качествах, гость (мусафир) должен уступить местному претенденту.
Если при выборе имама будут разногласия, то выбирают по большинству голосов. Если изберут менее достойного, конечно же, получится нехорошо, хотя греха в этом и не будет. Так же избирают и представителей власти. Лишь при избрании Халифа, будет грехом, если выберут менее достойного кандидата.
У кого-либо дома или на званом ужине выбор имама не производится. Имамом становится хозяин. Или же он сам выбирает имама. В таких случаях ему надо учесть, что не следует назначать имамом того, кто не желателен для остальных.
Женщина может быть имамом (вести молитву) только у женщин, и только при заупокойной молитве. Но если случилось так, что заупокойную молитву вела женщина при участии мужчин, то вновь читать эту молитву не надо. Так как заупокойная молитва читается только один раз. Если женщина будет имамом у женщин, то ей необходимо стоять в середине первого ряда. Так как стоять впереди (для женщин) – грех.
Мужчина у себя дома может быть имамом у женщин – близких родственниц (махрам), [Махрам для мужчин – Близкие родственницы, брак с которыми им запрещен. Их 18 женщин: 1) мать, мать матери, мать отца; 2) дочь, дочь сына, дочь дочери; 3) сестра; 4) дочь сестры; 5) дочь брата; 6) сестра матери; 7) сестра отца. (+7) Эти же семь женщин, с которыми мужчина имеет молочное родство. (+4) Следующие четверо женщин становятся махрам в результате брака самого мужчины, а так же его сына и отца, и только на время брака: 15) Свекровь, 16) Дочь жены, 17) Невестка, 18) Жена отца [Сура 4 – «Ниса», айат 23]. Если же они ему запретны не навсегда, а лишь до возникновения определенной ситуации, то согласно мнению Тарафейн, [Тарафейн – Термин, указывающий на согласованное мнение Имама А’зама Абу Ханифа и его ученика Мухаммада аш-Шайбани (да будет милостив к ним Аллах) в решении какого-либо вопроса в мазхабе ханафи.] которым по шариату запрещено выходить за него замуж. Для посторонней женщины у себя дома мужчина имамом быть не может. Так как уединение (Хульват) с посторонней женщиной – запрещено. Если же среди джама’ата присутствует еще один мужчина, или махрам имама, то могут присутствовать и посторонние женщины. Но и тут нежелательно присутствие молоденьких женщин, если они махрам со стороны жены или кормилицы.
Если при совместной молитве мужчина заметит, что рядом хочет встать на молитву женщина, то он может сделать ей знак рукой, чтобы она отступила назад. Если женщина не отступит назад, то ее молитва будет нарушена, а молитва мужчины – нет.
Мусульманин, который не может совершать Руку’у и Суджуд (поясной и земной поклоны), не может быть имамом у тех, кто эти рукны может исполнить. Не может быть имамом тот, кто читает дополнительную молитву – сунну, тому, кто намеревается прочитать фард.
Перед тем, как читать совместную молитву, необходимо принять намерение сердцем: «Принимаю намерение следовать за стоящим впереди имамом» и читать молитву в основном так же, как и читал бы самостоятельно (с той лишь разницей, что, при чтении стоя (Кыям), не читать ничего из Корана). В первом ракаате за имамом тихо произнести вступительный такбир «Аллаху Акбар» и прочитать только: «Субханака…» и «Аузу… БисмиЛля…». При этом неважно, читает ли имам вслух или тихо (шепотом).
В мазхабе Ханафи сура «Фатиха» за имамом не читается. [В мазхабе Шафии сура «Фатиха» за имамом читается обязательно и «Аамиин» произносится вслух (в пределах слышымости 4-го человека в ряду). В мазхабе Малики сура «Фатиха» не читается, когда имам читает вслух, и разрешается читать про себя, когда имам читает тихо.]
После прочтения имамом суры «Фатиха» вслух, остальные произносят тихо (шепотом) «Аамиин». Затем, возвращаясь из положения Руку’у в положение Кыям, имам произносит: «Самиа-л-Лаху лиман хамидех», остальные тихо про себя говорят лишь: «Раббанаа лака-ль-хамд». Остальные рукны за имамом читаются так же, как и при самостоятельном чтении. Надо следить за движениями имама и ни в коем случае не опережать его.
Если кто-либо из читающих молитву за имамом заметит, что у имама нарушилось омовение, то эту молитву надо будет ему восстановить. Если сам ведущий молитву заметит такое положение во время молитвы, то ему необходимо сразу сообщить об этом остальным. Если же имам вспомнит о том, что у него было нарушено омовение (в молитве) после того, как все разошлись, то ему необходимо об этом сообщить всем, кто присутствовал на этой молитве (кого вспомнит) в письменном виде, или через кого-либо. Тому, кто получит известие, надо будет восстановить эту молитву. А те, которые не получат такого сообщения, – будут прощены. Разрешено имаму при чтение молитвы, не объявляя о нарушенном у него омовении, потянуть кого-либо из стоящих за одежду и поставить на свое место для продолжении молитвы. Затем, он выходит для восстановления омовения и, возвратившись, продолжает молитву со всеми.