Если при совместной молитве кроме имама присутствует только один человек, то он становится справа от имама, отступив на полступни назад. Если второй молящийся опоздает, то становится сзади имама, тронув рукой плечо первого. А первый, не прекращая молитвы, отступает назад. Имам в таких случаях не делает шаг вперед, как это иногда бывает. Если присутствуют два человека (или более), то они становятся в ряд за имамом. Первый человек становится непосредственно за имамом; второй справа от первого. Если появится третий человек, то он становится слева от первого. И далее в таком же порядке: четвертый справа от второго; пятый слева от третьего и так далее.
Если имаму после прочтения фарда необходимо исполнить сунну молитвы, то нужно сместиться для этого вправо или влево. Весьма нежелательно для имама читать сунну на том же месте, где он читал фард. Джама’ату дозволяется чтение сунны на том же месте, где читался фард, но весьма желательно после фарда расстроить ряды. В книге «Имдад-ульФеттах»XLI говорится, что сунну, следующую после фарда, можно читать и дома или в другом месте, но в пределах времени, отведенного для этой молитвы. [Дозволение это относится лишь к тем мусульманам, у которых весьма ограничено время, а вовсе не для тех, кто после фарда ведет разговоры в пределах территории мечети. Разделять сунну от Фарда, или Фард от сунны словами, не относящимися к молитве, весьма нежелательно.] После окончания молитвы, имаму нежелательно сидеть спиной к прихожанам. Нужно развернуться лицом к людям. Если прямо перед ним в 1-ом ряду кто-то читает молитву, то надо сместиться в любую сторону и сесть лицом к джама’ату.
В Какое время надо вставать после Икамат?
Рассмотрим мнения ученых 4-х мазхабов Ахлю-с-Сунна:
По мазхабу Ханафи рекомендуется встать в положение «стоя» перед началом молитвы при словах Икамат: «Хаййа аляль фалях» и после того как встанет имам, который будет вести молитву.
По мазхабу Малики предлагается подниматься на молитву в соответствии с возможностями и желанием джамаата. Джамаат может подниматься и до произнесения Икамат, и во время и после Икамат. Ибни Рушд в книге «Бидаяту-ль-Муджтахид» говорит: «Если хадис о том, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал, чтобы на молитву не поднимались до тех пор, пока он не встанет, является сахих, то следовать ему является ваджибом. Если нет, то вопрос остается открытым, и вставать можно в любое время по желанию».
По мазхабу Шафии рекомендовано вставать после произнесения муаззином Икамат.
По мазхабу Ханбали считают, что надо подниматься на молитву при произнесении муаззином слов: «Кад камати-с-салях».
Повторное исполнение молитвы с джамаатом в мечети, прочитанной ранее, совместно вне мечети.
Если читать дополнительную молитву за человеком, читающим обязательную, то можно получить благость совместной молитвы. В хадисе от Йазида б. Асвада, говорится: «Я совершал хадж вместе с Посланником (мир ему и благословение Аллаха). В один из дней, после окончания нашей Совместной Утренней молитвы, он повернулся назад и, увидев двух человек, не принимавших участия в молитве, приказал: «Приведите этих двоих ко мне». Когда их, перепуганных, подвели к Посланнику (мир ему и благословение Аллаха), он спросил: «Что помешало вам присоединиться к нашей Совместной молитве»? Они ответили: «О, Посланник! Ведь мы уже исполнили совместно эту молитву накануне, в своем шатре». На что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал им: «Больше так не делайте. Если вы оказались в мечети уже после исполнения вами молитвы, которую теперь совершает джамаат, то присоединяйтесь к джамаату. И эта молитва будет засчитана вам как дополнительная». [Ибни Маджа].
Повторное исполнение молитвы с джамаатом, исполненной ранее самостоятельно.
Все религиозные правоведы (Фукаха) считают, что если кто-либо уже исполнил очередную молитву самостоятельно, но потом вдруг оказался рядом с джамаатом, исполняющим эту же молитву Совместно, то ему настоятельно рекомендуется присоединиться к джамаату и исполнить молитву вновь. Эта его молитва будет считаться как дополнительная. Доказательством желательности таких действий является вышеупомянутый хадис от Йазида б. Асвада, а также другой хадис, от Абу Саида: «Когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) закончил исполнение с джамаатом салят уль-Асра, в мечеть вошел один человек. Хазрат Пророк обратился к нам с вопросом: «Кто даст милостыню этому человеку в виде исполнения молитвы вместе с ним»? Один человек из джамаата встал вместе с ним на молитву» [Хадис приведен в сборниках Ахмада, Абу Дауда и Тирмизи.] По мазхабу Ханафи, в связи с вышеуказанными хадисами, дозволяется повторное исполнение с джамаатом уже исполненной ранее в одиночку молитвы. Эта повторная молитва, будет для него дополнительной (навафиль), опять же в соответствии с хадисом от Йазида б. Асвада. В связи с этим ханафиты не рекомендуют повторно исполнять Послеполуденную молитву (салят уль-Аср) в виде дополнительной, так как после исполнения этой обязательной молитвы, наступает время, нежелательное для исполнения дополнительных (навафиль) молитв. Если кто-либо пришел после исполнения совместной молитвы, то ему весьма желательно поспешить в другую ближайшую мечеть с намерением успеть на совместную молитву уже там (конечно же, если мечети находятся недалеко друг от друга).
Уважительные причины для неучастия в совместной молитве:
Болезнь, отсутствие ноги, пожилой возраст, уход за тяжелобольным, сильный дождь, грязь, сильный холод, сильный ветер ночью, боязнь грабежа, боязнь встречи со своим кредитором, опасность для жизни, необходимость отправления естественных нужд, путнику – боязнь упущения транспорта, боязнь пропуска занятий по фикху (религиозно-правовых знаний) и тому подобные уважительные причины. А также, если имеются серьезные основания полагать, что имам не соответствует своему положению ввиду его приверженности к каким-либо недозволенным нововведениям (бид’а), или ввиду не соблюдения им правил омовения, или правил ведения молитвы.
Как располагается джамаат за имамом:
1) Если с имамом на молитве присутствует лишь один человек (возможно и подросток), то он становится справа от имама, но так, чтобы ступни его были смещены немного назад. Ученые считают, что нежелательно исполнять молитву с одним человеком, который стоит наравне с имамом, или стоит слева, или сзади от него, так как такое положение не соответствует сунне. В хадисе от Ибни Аббаса говорится: «Я как-то ночевал у своей тети Мэймунэ. Посланник (мир ему и благословение Аллаха) встал ночью на молитву. Я тоже вскочил и встал слева от него, но он переставил меня на правую сторону». [Хадис приведен у Бухари и Муслима.] Ханбалиты считают, что если человек, следующий в молитве имаму (Муктади), исполнит хоть один ракаат стоя не с той стороны имама или наравне с ним, то молитва этого человека будет нарушена.
2) Если кроме имама на молитве будут присутствовать один мужчина и одна женщина, то мужчина встанет справа от имама, а женщина встанет за мужчиной.
3) Если кроме имама на молитве присутствуют двое мужчин, или мужчина и подросток, то они составят ряд за имамом. Так как в хадисе от Джабира говорится: «Я совершал молитву вместе с Посланником (мир ему и благословение Аллаха), стоя справа от него. Тут пришел Джабир б. Сахр и встал слева от него. Хазрат Пророк (мир ему и благословение Аллаха) взял нас обоих за руки и поставил за собой». [Хадис приведен у Муслима и Абу Дауда.] Если же джамаат будет состоять из одной или нескольких женщин, то они встанут в ряд за имамом на расстоянии не более трех аршинов от него. [Один аршин равен 46,2 см. 3 х 46,2 = 138,6 см.] О том, как должны стоять в молитве за имамом, если джамаат состоит из мужчины, подростка, женщины или нескольких женщин сказано в хадисе от хазрата Анаса: «Хазрат Пророк (мир ему и благословение Аллаха) исполнял молитву в доме Умму Сулаймы. Я стоял за ним с одним сиротой, а за нами стояла в молитве Умму Сулайм». [Хадис приведен у Бухари и Муслима. ]
4) Если же джамаат будет состоять из мужчин, подростков и женщин, то должен соблюдаться следующий порядок: Вначале ряд составят мужчины, за ними встанут подростки (мальчики), а за ними встанут женщины и девочки. Такой порядок соответствует хадису от Абу Мас’уда, Ибни Мас’уда и Бэры б. Азиба, в котором говорится, что хазрат Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Совершеннолетние и дееспособные становитесь в ряд за мной, а потом следующие за ними, а за ними следующие. Только не стойте как попало, врозь, иначе и души ваши будут врозь. Остерегайтесь стоять как попало, как это делается на улицах». [Хадис приведен у Муслима, Абу Дауда, ан-Насаи и др.] В связи с этим высказыванием, ученые считают, что в первом ряду должны стоять пожилые и наиболее благочестивые мужчины. А непосредственно за имамом должен стоять наиболее знающий человек. Дети и молодежь не должны занимать места сразу за имамом в первом ряду, так как нехорошо лезть вперед, когда есть более достойные, уважаемые люди.
5) Имам должен стоять так, чтобы человек, стоящий в середине ряда, оказался непосредственно за имамом. То есть, имам должен стоять напротив середины ряда, так как было сказано Пророком (мир ему и благословение Аллаха): «Следите за тем, чтобы имам оказался напротив середины ряда. Заполняйте пустые места». [Хадис приведен у Абу Дауда.] А чтобы имам оказался посередине ряда, он должен стоять в михрабе. Это для него сунна, так как михраб встроен в стену мечети посередине как раз для того, чтобы он там и стоял. По мазхабу Ханафи считается, что предстояние имама впереди ряда для него Ваджиб.
О благости молитвы в передних и задних рядах:
Во всех книгах по фикху сообщают, что рекомендуется проходить в передние ряды, так как чем ближе к имаму, тем выше благость за молитву. В хадисе от Абу Хурайры передается: «Если бы мусульмане знали благость переднего ряда, то бросали бы жребий, чтобы молиться там». [Хадис приведен у Бухари и Муслима.] В другом хадисе, переданным Бэра б. Азибом говорится, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Аллах милостив к тем, кто (молится) в передних рядах, и ангелы склоняются в мольбе за них». [Хадис приведен у Абу Дауда.] И еще в хадисе от Абу Хурайры передается: «Для мужчин самым благостным рядом (в молитве) является первый ряд, а самым плохим – последний. А для женщин самым благостным рядом является последний ряд, а самым плохим – первый» [Хадис приведен Муслимом, Абу Даудом и др.].
О желательности заполнения переднего ряда говорится и в следующем хадисе: «Вначале заполните первый ряд. Затем заполняйте следующий. Незаполненным пусть останется последний ряд». [Хадис приведен Абу Даудом.]
Об обязанности имама выравнивать ряды Считается желательным действием, чтобы имам выравнивал ряды мусульман, вставших на молитву. Подтверждается эта желательность хадисом от хазрата Анаса: «Стойте в рядах ровно и близко друг к другу. Так как я вижу вас и сзади». [Хадис приведен у Бухари и Муслима.] Перед началом совместной молитвы имаму рекомендуется говорить: – Не стойте в молитве как попало. Если так будете стоять, то Аллах посеет в ваших душах разногласие, так как в хадисе от Абу Хурайры говорится: «Посланник входил в наши ряды и, проходя от начала ряда и до конца, проглаживал руками весь ряд, выравнивая наши груди и плечи, и поговаривал: – «Не стойте врозь, иначе Аллах посеет в ваших душах разногласие» [Этот хадис приведен у Бухари от Абу Хурайры, а Ахмад и Абу Дауд передают такой же хадис от Ибни Умара.]
Можно ли стоять в молитве одному в последнем ряду?
Об этом положении существует различное мнение. Ученые трех мазхабов (кроме ханбалитов) пришли к выводу, что молитва, исполненная в последнем ряду одним мусульманином, считается действительной (Сахих), хотя и нежелательной (Макрух). В доказательство приводится хадис от хазрата Анаса. В хадисе сообщается: «Абу Бакр успел встать на молитву за Пророком (мир ему и благословение Аллаха) только на Руку’у. Он встал при поясном поклоне, не встав в общий ряд. Затем он объяснил ситуацию Пророку (мир ему и благословение Аллаха). На это Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ему сказал: «Да увеличит Аллах степень Своей награды, которую ты так жаждешь, но этого больше не делай». [Хадис приведен у Ахмада, Бухари, Абу Дауда и ан-Насаи.] Здесь Абу Бакру не было сказано, что молитва его не действительна, а сказано было лишь, что лучше этого не делать. По мазхабу Ханафи считается, что если человек, вставший на Совместную молитву, оказался один в последнем ряду, и для того, чтобы встать в ближайший к нему ряд, он сделает несколько шагов, то его молитва не нарушится. Если же пройдет больше одного ряда, то молитва не будет действительной. Шафииты считают, что если человек не найдет себе места в последнем ряду, то он, произнеся Вступительный Такбир, подтянет рукой к себе когонибудь из переднего ряда и будут исполнять молитву вдвоем в новом ряду. Что касается хадиса: «Кто исполнил молитву за общим рядом, у того молитвы нет», то шафииты считают, что речь идет не о запрете, а о нежелательности подобных молитв. Они говорят, что доказательств этому мнению гораздо больше, чем опровержений.Маликиты говорят: «Если человек не найдет себе места в ряду молящихся, то ему нет необходимости подтягивать к себе кого-либо, а может спокойно исполнить молитву за последним рядом молящихся». Ханбалиты утверждают, что если человек в одиночестве исполнит хотя бы один полный ракаат за рядом молящихся, то его молитва недействительна. Он будет обязан эту молитву исполнить вновь. Это решение опирается на хадис от Вабиса б. Ма’беда: «Пророк (мир ему и благословение Аллаха) увидел человека, исполнившего молитву в одиночестве (за рядом), и заставил его повторить молитву». [Хадис приведен Бухари, Муслимом, Абу Даудом, Тирмизи и Ибни Маджа, да будет милостив к ним Аллах. ]
О чрезмерно продолжительном ведении молитвы имамом.
По мазхабу Ханафи считается Весьма Нежелательным, а значит является действием близким к Хараму (Тахриман Макрух), чрезмерно долгое ведение молитвы. Речь идет о продолжительности чтения Корана (Кыраат) и количественное произнесение Зикров между рукнами. Ханафиты считают, что чрезмерно удлинять молитву – близко к Хараму вне зависимости от того, согласен на это джамаат, или не согласен. О нежелательности удлинения молитвы сверх положенного по сунне, говорится в хадисе от Абу Хурайры: «Если кто-нибудь из вас будет вести молитву, то пусть делает ее легкой, так как среди джамаата могут быть слабые или больные люди. Если же человек исполняет молитву самостоятельно, то пусть удлиняет, ее насколько захочет». [Хадис приведен у Абу Дауда и Ибни Маджа.] В следующем хадисе также откровенное осуждение имамов, ведущих молитву слишком долго. Его передали Абу Мас’уд аль-Ансари и Укба б. Амр: «Некто пришел к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) и сказал: «Я лишаюсь утренней молитвы из-за того, что такой-то человек (будучи имамом) ведет эту молитву слишком (длинно)». Далее рави продолжает: «Я никогда ранее ни на каких проповедях не видел Пророка (мир ему и благословение Аллаха) таким возмущенным. Он сказал: «О, люди! Среди вас есть такие, которые вызывают ненависть джамаата. Если кто-нибудь из вас будет вести молитву, то пусть ведет ее коротко. Ведь среди джамаата могут быть слабые, пожилые и нуждающиеся (больные)». [Хадис приведен у Бухари и Муслима.] И в другом хадисе от Муаза говорится: «О, Муаз! Не будь смутьяном (Не веди молитву слишком долго). Ведь за тобой могут находиться пожилые, слабые, нуждающиеся (в лечении) и путники» [Хадис приведен Бухари и Муслимом.]
Об ожидании вошедшего в мечеть перед молитвой.
По мазхабам Ханафи, Малики и Ханбали считается нежелательным действием (Макрух), если имам, не начиная молитву, станет ждать человека, вошедшего в мечеть. Подобное действие имама недопустимо, так как схоже с двуличием. Имам здесь как бы прибавляет к предстоящему поклонению Всевышнему Аллаху, поклонение и вошедшему в мечеть. Недопустимость действия имама объясняется еще и тем, что он создает джама’ату неудобства. Ведь среди джама’ата могут присутствовать люди, которые торопятся вернуться к делам, или опасаются нарушения своего омовения. Кроме всего этого, присутствующий джама’ат более достоин уважения, чем тот, кто только вошел в мечеть. Следовательно, имам, задерживающий молитву из-за запоздавшего человека, создает затруднения тем, кто уже готов к молитве.
Смена имама во время ведения молитвы (Истихляф).
Смена имама дозволяется при возникновении уважительных причин. По мазхабу Ханафи эта дозволенность опирается на хадис от нашей матери Айшы (да будет доволен ею Аллах), который приведен у Ибни Маджа и Даракутни. В нем говорится, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал, что если у кого-либо в молитве случится кровотечение из носа, или рвота и т.п., то пусть прервет молитву, и, совершив омовение, продолжит остальную часть молитвы. Но чтобы в этот промежуток времени этот человек ни с кем не говорил. Еще в одном хадисе от матери правоверных Айшы (да будет доволен ею Аллах) говорится о том, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) поставил имамом вместо себя Абу Бакра, а после некоторого времени вернулся, и, предложив Абу Бакру отступить назад, продолжил Кыраат с того места, на котором прервал Абу Бакр. [Хадис приведен у Бухари и Муслима.]
Истихляф может произойти по разным причинам. Например, непроизвольное нарушение омовения (кровотечение из какого-либо органа, непроизвольное пускание сзади воздуха при чиханьи или кашле и т.п.); внезапное обострение болезни или любая другая уважительная причина, не позволяющая имаму самому вести молитву. К таким причинам по иджтихаду Имама А’зама Абу Ханифа (да будет милостив к нему Аллах) относится и внезапная забывчивость при Кыраате (чтении Корана в молитве). Имам опирался на хадис об Абу Бакре (да будет доволен им Аллах), который однажды при ведении молитвы, почувствовал приход Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и забыл продолжение суры, которую в это время читал. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) прошел вперед и продолжил молитву вместо Абу Бакра.
Способ исполнения Истихляфа и необходимые Условия.
Имам, принявший решение смениться, берется рукой за нос, и, наклонившись, отступает назад, всем своим видом показывая, что у него внезапно пошла кровь из носа. На самом деле причиной его смены могут быть и другие положения, нарушающие его омовение. Но такое поведение открыто покажет, что происходит смена имамов, и джамаат может спокойно продолжать прерванную молитву за другим человеком, которому имам предложит знаками.По мазхабу Ханафи замена имама (Истихляф) возможна при наличии 3-х Условий:
1 – Не покидать места до Истихляфа. Имам, не должен успеть покинуть определенные пределы места молитвы (мечеть или дом, в котором проводится молитва) до замены его вторым имамом (до Истихляфа). Так как он продолжает оставаться имамом, лишь находясь в пределах молитвенного места. Если молитва проходила на открытом участке, то имам в поисках замены не должен пройти за пределы рядов или ограждения перед собой (Сутры). Если не было Сутры, не должен выйти за пределы места суджуда пока не сделает Истихляф. Если же имам покинет место исполнения молитвы до своей окончательной замены, то молитва всех участников этого джамаата будет нарушена.
2 – Качества, необходимые для ведения молитвы. Человек, вставший на место прежнего имама, должен иметь право быть имамом. Если же он не обладает необходимыми качествами для того, чтобы быть имамом (например, он несовершеннолетний), то молитва всех участников будет нарушена.
3 – Возможность продолжения молитвы. Так как Истихляф предполагает именно продолжение молитвы под руководством другого имама.
Молитву можно продолжить лишь при наличии следующих 11-ти Условий:
1) Нарушение омовения первого имама должно возникнуть непреднамеренно.
2) Причина, нарушившая Малое омовение (Вуду) должна исходить из его тела, а не из-за внешних обстоятельств.
3) Нарушение омовения не должно быть в такой степени, чтобы повлекло бы за собой необходимость Полного омовения (Гусуль). Например, полное омовение потребуется от исхода спермы при мысленном воображении, страстном желании.
4) Возникшая причина, прерывающая право ведения молитвы, не должна быть связана с такими редкими состояниями, как громкий хохот, потеря сознания, потеря разума и т.п.
5) Молитва не должна быть начата первым имамом с нарушенным омовением.
6) После непредвиденного нарушения, имам не должен преднамеренно совершить действие, также влекущее к нарушению омовения.
7) Перед восстановлением омовения, имам не должен совершать бессмысленные действия. Например, он не должен пускаться в поиски воды, когда вода есть рядом.
8) Человек, заменяющий имама, не должен находиться во время молитвы от него на таком расстоянии, за время прохождения которого можно было бы совершить один рукн молитвы.
9) Не должен быть исполнен ни один ракаат с нарушенным омовением.
10) Если имам был из числа мусульман, не пропускавших даже по уважительной причине более пяти молитв подряд (Тэртиб-и Сахиб), то на момент Истихляфа он не должен иметь в виду молитву, которую требуется восстановить.
11) Джамаат должен продолжить молитву с другим имамом на том же месте, где она была прервана. Если мусульманин прервал молитву из-за нарушения малого омовения, то он (неважно, член джамаата или сам имам) может пройти и восстановить омовение, а затем вернуться на прежнее место, и, если молитва была еще не закончена, продолжить молитву с имамом. Если же человек, восстановивший омовение, закончит молитву в другом месте, а не с тем же джамаатом, то молитва его будет нарушена. Если же он исполнял молитву самостоятельно, то после восстановления омовения, может продолжить ее и в другом месте.