1. Перед произнесением Такбира, принять намерение сердцем (в душе) следовать за стоящим впереди имамом.
2. Имаму необходимо принять намерение быть имамом и для женщин. [Ученые сообщают, что нежелательно посещение мечетей для совершения молитв женщинами. Им лучше всего читать молитвы дома. В давние времена разрешалось присутствие пожилых женщин на вечерней и ночной молитвах. В наше время и для них становится это нежелательным действием. Об этом пишет в своей энциклопедии по фикху мазхаба Ханафи «Рэдд-уль-Мухтар аляд-Дурр-иль-Мухтар» один из наиболее выдающихся ученых первой половины 19-го века Имам Ибни Абидин (ум. в 1836-ом году, да будет милостив к нему Аллах)]. Для того чтобы молитва была действительной, имаму необязательно принимать намерение быть имамом и для мужчин. Но для самого имама это имеет большое значение. Если имам примет такое намерение, то получит благость равную количеству присутствующих мужчин. Если такого намерения не примет, то получит благость такую же, как если бы он читал молитву один.
3. Присутствующие на совместной молитве, должны стоять за имамом не менее чем на пядь, или на полступни. 4. Имам, и стоящие за имамом люди должны исполнять одну и ту же молитву. Если человек уже читал обязательную молитву и снова стал за имамом, то его вторая молитва будет считаться «навафиль» – дополнительной.
5. Между имамом и джама’атом не должно быть женского ряда. Допускается, если их меньше ряда, или если между женским и мужским рядами существует перегородка, или если женщины стоят ниже или выше от мужского ряда. В книге «Таргиб-ус-салят» говорится, что за женский ряд принято считать четырех стоящих рядом женщин. Если за таким рядом стоят мужчины, то молитвы всех их будут недействительны, сколько бы не было человек в ряду и сколько бы не было рядов. Если же в женском ряду только три женщины, то молитвы мужчин, которые стоят непосредственно за ними, а так же тех, которые стоят справа и слева от женщин, будут нарушены. [Такое положение может возникнуть в том случае, когда молитва была начата в составе ряда мужчин, за которыми по центру встали трое женщин. Затем стали прибывать опоздавшие мужчины, которые заполнили вначале женский ряд, и образовали следующие ряды за ними.]
6. При следовании в молитве имаму, достаточно его видеть или слышать. Поэтому, если между имамом и молящимися есть какая-то преграда (перегородка, речка, дорога и т.п.), то это не является помехой для совместной молитвы.
7. Между имамом и молящимися не должно быть глухой преграды, мешающей видеть или слышать имама, или хотя бы видеть действия молящихся, стоящих впереди. Но и тут есть ограничения. Ученые Ислама пишут, что расстояние от имама до последнего ряда молящихся за ним, не должно превышать 300 зра (300 х 0,42 = 126 метров). В книге «Таргибус-салят» говорится, что для того чтобы молитва молящихся вне мечети была действительной, помещение мечети должно быть заполненным. Если же мечеть не заполнена, и если между последним рядом внутри мечети и молящимися снаружи будет расстояние достаточное для проезда повозки, то молитва молящихся снаружи будет недействительной. Совершать молитвы под звуки, которые слышны из репродуктора, радио или телевизора, является недозволенным новшеством, так как не являются непосредственно человеческим голосом. Точно так же, не читаются молитвы за имамом, который виден лишь на экране телевизора или киноэкране. Потому что в первом случае – это всего лишь звуки, но не голос имама, а во втором – всего лишь изображение имама, но не он сам. [См. декабрьский номер индийского журнала «аль-Муаллим» за 1985-ый год, и в книге «Суйуф-уллахи-ль-аджилла», изданной в Пакистане в 1981-ом году.]
8. Нельзя читать молитву за имамом, который сидит верхом на животном, в то время как молящиеся стоят на земле. Так же нельзя быть имамом, находясь на земле, когда джама’ат сидит верхом на животных.
9. Нельзя читать совместную молитву на судне, если имам находится на другом судне, и если эти два судна не стоят рядом борт о борт.
10. Мусульмане мазхаба Ханафи могут читать молитву за имамом из другого мазхаба (Малики, Шафии, Ханбали), если они не знают или не видят у этого имама положений, которые считаются нарушениями по мазхабу Ханафи.
Возможно ли Совместное исполнение одной молитвы более одного раза?
В деревенской или районной мечети Cовместная молитва вместе с Азаном и Икаматтом читается лишь по одному разу. В мечетях у дорог, а также в мечетях, где нет постоянного имама и муаззина можно читать каждую из пятикратных молитв по несколько раз вместе с Азаном и Икаматтом (если джама’ат продолжает прибывать).
По мазхабу Ханафи считается нежелательным (Макрух) повторное исполнение очередной молитвы в составе джамаата в одной и той же местной мечети (квартальной, районной). Однако если в первый раз Совместная молитва была исполнена приезжим джамаатом, или же местный джамаат исполнил эту молитву без всеобщего оповещения (без Азана вслух на всю округу), или если эта мечеть находится рядом с дорогой, то вторичное или многократное исполнение молитвы Совместно в этой мечети дозволено.
Нежелательность повторного исполнения Совместной молитвы в местной мечети возникает из-за повторного призыва (Азана, Икамат) на одну и ту же молитву. Если же какой-то джамаат, опоздавший на Совместную молитву вместе с имамом этой мечети, хочет исполнить эту же молитву совместно своим составом, то это не запрещено. Однако ханафиты считают, что эти действия все-таки нежелательны. Опираются они на сообщение, где говорится, что однажды Пророк (мир ему и благословение Аллаха) вышел из мечети для примирения двух групп людей. Когда он вернулся в мечеть, то джамаат, находящийся в мечети, уже исполнил Совместную молитву. Увидев это, он возвратился домой и исполнил молитву Совместно со своей семьей. [Сообщение приведено в книге «Дурр-уль-мухтар…» имама Ала-уд-Дина аль-Хаскафи (ум. в 1088/1677). ]
По мазхабу Шафии считается весьма нежелательным (Макрух) собирать джамаат для Совместной молитвы без разрешения на то постоянного имама местной мечети. При этом неважно, раньше имама собираются исполнять Совместную молитву или позже. Но и здесь, так же, как и у ханафитов, в мечетях, построенных у дорог, на рынках, и в мечетях, где не назначен постоянный имам, исполнять Совместную молитву разным джамаатам в разное время, дозволяется. Такое дозволение распространяется на исполнение Совместной молитвы вторым джамаатом и на местную мечеть, если на молитву вместе с постоянным имамом часть джамаата не поместилась из-за малой величины молельного зала. Такое положение не послужит разделению джамаата, расколу общины. [В книгах «Мугни-ль-Мухтадж» и «аль-Мухаззаб».] По мазхабу Ханбали исполнять очередную молитву вместе с джамаатом в местной мечети без разрешения постоянного имама Запрещено (Харам). Так как постоянный имам находится в положении хозяина дома, и, стало быть, правом ведения Совместной молитвы обладает лишь он. Ведь сказано Пророком (мир ему и благословение Аллаха): «Если кто-нибудь будет находиться в гостях у кого-нибудь, то пусть без его разрешения не будет ему имамом». А также: «Если кто-либо верит в Аллаха и в Последний День, то пусть без разрешения имамов не становится имамом джамаату. Это ему не разрешено. Если же он все-таки сделает это, то значит совершит в отношении их вероломство. Пусть спрашивает их, а не потакает своим страстям». [Хадис приведен в сборнике Абу Дауда от Абу Хурайры.] Вполне понятно, что самозваный имам невольно возбуждает против себя джамаат. Не дозволяется также во время Совместной молитвы с имамом, составлять другой джамаат и проводить параллельно еще одну совместную молитву. Такой намаз просто не действителен.Если же постоянный имам данной мечети дал разрешение кому-либо провести Совместную молитву вместо него, то это вполне дозволенная форма, так как в этом случае, человек, получивший разрешение на ведение молитвы от местного имама, становится его представителем (Векиль).