1) Быть мусульманином. Не может быть имамом тот, кто не верит в вознесение (Мирадж); в мучения умершего уже в могиле; в законность очередности получения должности Халифа Абу Бакром Сыддыком, Умаром б. Хаттабом и Усманом б. Аффаном (да будет доволен ими Аллах).
2) Быть совершеннолетним.
3) Быть дееспособным. Пьяный или склеротик так же не могут быть имамами.
4) Быть мужчиной. Женщина не может быть имамом на совместной молитве мужчин.
5) Уметь правильно прочитать на память хотя бы суру «Фатиха» и один аят из Благородного Корана.
6) Не иметь болезней, из-за которых неожиданно может нарушиться омовение. К примеру: постоянное кровотечение; пускание воздуха; слезоточивость из-за болезни глаз; постоянные выделения из ушей и др. мест и т.п.
По мазхабу Ханафи люди с такими недостатками не могут быть имамами для здоровых людей. Для людей с подобными болезнями – могут. В необходимых случаях, когда нет другого, более здорового человека для ведения молитвы, нужно принять намерение быть имамом по мазхабу Малики или Шафии. По этим мазхабам люди с недостатками могут вести совместную молитву.
!По мазхабу Ханафи одним из важных положений при следовании имаму является то, что человек, собирающийся вести молитву, должен знать, что джамаат или, по крайней мере, подавляющее большинство джамаата не против того, чтобы он вел у них молитву. Сказано было в хадисе от Абу Умамы: «Есть три человека, молитва которых не проходит дальше их ушей (не принимается). Один из них – это тот, кто становится имамом, несмотря на то, что нежелателен джамаату» [Тирмизи].